Как сообщает
«Когда мой приятель приехал в Германию за машиной, он был крайне удивлен, – рассказывает мне знакомый. – Он искренне думал, что все немцы ездят на BMW и Mercеdes».
Две недели я наблюдала и интересовалась тем, как живут немцы в Восточной Германии, анализировала, так ли хорошо жить в Европе, как это кажется со стороны.
Пусть кто-то говорит о том, что не стоит путать туризм с эмиграцией, но факт остается фактом: после Беларуси в Германии чувствуешь себя по-другому. Там можно пить пиво на улице, ходить в магазин с собаками, никто не бьет по фотоаппарату, если ты захотел сфотографировать что-то, продавцы не орут на мамаш, если ребенок залез в продуктовую тележку в супермаркете. Там нет полиции на улицах и бедлама на дорогах.
Но при всех свободах жить в Европе дорого. Взять хотя бы проезд в общественном транспорте: скоростная электричка от Дрездена до Фрайберга (примерно 40 км пути) – 15 евро на двоих, билет на автобус по городу (действителен в течение часа) – 1,8 евро с человека. О топливе и говорить не стоит. Помимо страховки немцы платят налог на машину. За Mercedes ML мои друзья платят в год 900 евро (страховка + налог), за фуру – почти 1600.
Но жизнь немецкого автолюбителя непроста не только поэтому. С нарушителями дорожных правил у полиции разговор короткий: не убрал машину с той стороны дороги, с которой ее чистят по пятницам, - получи бумажку под "дворник" и штраф 25 евро. Все! Никто никого не караулит, не ищет, не догоняет.
Но судить о дороговизне жизни можно и нужно прежде всего по уровню зарплат. Поспрашивав у друзей о том, сколько зарабатывают их знакомые, выяснила, что университетскому профессору реально заработать 3-4 тысячи евро за месяц, после недавней забастовки учителя «выбили» себе зарплату полторы тысячи, водитель фуры, он же грузчик, получает примерно 1100 евро, портниха – 5 евро в час, горничная – 4-6.
Жилье во Фрайберге стоит разных денег: квартиры – от 150 до 200 тысяч евро, дома чуть дешевле, но смотря где. Вот на этот дом была выставлена цена 85.000 евро, но не так давно объявление о продаже пропало из Интернета. Возможно, уже купили. Но, как говорят мои друзья, тоже желавшие его купить, этот дом потребует вложений еще на 150 тысяч.
Когда белорусы сетуют на дорогую коммуналку, им стоит узнать, сколько европейцы платят за комфорт. Если ты хочешь насолить своему европейскому другу, в гости к которому приехал, – прими ванну. Имея небольшой дом, мои друзья вот уже несколько лет отапливают его зимой дровами, хотя в доме есть газовое отопление. К этому решению они пришли после того, как заплатили за газ порядка 4000 евро. В сарае сложены дрова, и никто совершенно не «парится» по этому поводу.
В домах, где нет печей, на батареях обязательно устанавливают регуляторы тепла - немцы просто не могут себе позволить греть улицу.
Отдельный разговор – о сборе мусора. Вот оно – наше скорое будущее, если мы, конечно, не собираемся бесконечно жить в резервации.
Раздельный сбор мусора – это норма. Причем и вывозят разные виды мусора РАЗНЫЕ машины.
Возвращаемые пластиковые и стеклянные бутылки принимаются прямо в магазинах, причем специальным автоматом.
По окончании процедуры он выдает чек, на который можно, как говорят у нас, отовариться.
То стекло, которое не подлежит сдаче, выбрасывается в специальные контейнеры – отдельные для каждого цвета. Рядом – контейнер для ненужной одежды и тряпья.
- А что будет, если бросить не в тот контейнер? – интересуюсь.
- А зачем? – удивляется мне в ответ уже немолодой немец. – Вы что, читать не умеете?
Еще в первую поездку в Европу меня удивили правила обращения с продуктовыми тележками в супермаркетах. Они все стоят в одном месте, связанные между собой цепочкой. Чтобы отцепить себе тележку, нужно положить в специальный механизм монету, которую «отщелкнет» назад, когда тележка будет возвращена на место. Просто и эффективно! И не нужно нанимать людей, которые будут собирать тележки по всей стоянке. Но в одном из гипермаркетов Вильнюса я поняла, что близость к Беларуси имеет влияние на мышление литовцев: там научились отцеплять тележку, не оставляя в устройстве монету.
Даже те немцы, у которых есть деньги, ждут распродаж. Когда я слышу о «безумных 40-процентных скидках» в каких-то минских магазинах, мне хочется смеяться, ведь только младенцы могут не знать, что в нашей стране сумма скидки давно «забита» в стоимость товара. В немецких магазинах нормальная скидка – это 70% и больше. При этом ее реально чувствуешь.
Стартовая стоимость этих кожаных ботильонов - 70 евро
Это что касается одежды и обуви. То же самое – продукты и бытовые товары. Супермаркеты рассылают жителям своих окрестностей буклеты с товарами на акционных скидках. Анализируя их, немцы покупают то, что нужно: кофе, стиральный порошок, посуду и т.д. Причем некоторые товары закупают мелким оптом, чтобы реже ходить в магазин.
Иногда просто диву даешься, на что готовы пойти магазины, лишь бы продать залежалый товар.
Отличия немецких цен от белорусских – без комментариев.
При сравнении цен стоит учесть тот факт, что бутылки возвращаемые - 8 евроцентов за штуку
Но самый большой шок я испытала в дрезденском магазине французской косметики Yves Rocher.
За три довольно дорогих в Беларуси продукта я заплатила 23 евро. В Беларуси за эти покупки я отдала бы порядка 700.000 рублей. Ну и где после этого справедливость?!
Что касается автомобилей, то немцы, похоже, не очень «заморачиваются» над тем, на чем они ездят. В Германии очень много «престарелых» автомобилей, причем не самых престижных марок и моделей. Девиз немцев – не человек для автомобиля, а автомобиль для человека. Они могут себе это позволить.
Елена ШЕМЕТ
Фото автора