<p>Решение о расформировании офиса НАТ в Витебске для многих турфирм  города оказалось неожиданным. Особенно болезненно на закрытие  представительства отреагировали компании, работающие на прием и регулярно  получавшие от агентства информационную поддержку.   Корреспондент TIO.BY выясняла, что  изменилось в работе местных турфирм после прекращения работы НАТ в  Витебске и стоит ли ожидать ее возобновления в ближайшие годы</p>

Решение о расформировании офиса НАТ в Витебске для многих турфирм города оказалось неожиданным. Особенно болезненно на закрытие представительства отреагировали компании, работающие на прием и регулярно получавшие от агентства информационную поддержку. Филиал не работает почти три года, а вопрос, куда работникам туристических компаний обращаться за компетентным советом, по-прежнему остается открытым. Корреспондент TIO.BY выясняла, что изменилось в работе местных турфирм после прекращения работы НАТ в Витебске и стоит ли ожидать ее возобновления в ближайшие годы.

Открытый в 2005 году витебский филиал Национального агентства по туризму был расформирован относительно быстро – в 2009-м. Офисы НАТ были упразднены и в других областных центрах страны. Избежать участи коллег удалось лишь гомельскому инфоцентру, который продолжил работу благодаря дополнительным источникам финансирования.

Для большинства витебских турфирм знакомство с Национальным агентством и более тесное сотрудничество с ним началось с обязательной сертификации, одним из органов которой выступало НАТ. Сотрудники туристических компаний охотно использовали возможность консультаций по любым вопросам – начиная от организационных моментов до решения сложных юридических задач. «Дважды в год Национальным агентством по инициативе его директора Елены Сафоновой организовывались выездные семинары в регионы, – вспоминает заместитель директора компании «ЛиС-Тур» Наталья Ахтариева, часто обращавшаяся в НАТ за консультацией. – Например, мы продаем отдых на Браславских озерах, но сами там никогда не были. В таких случаях агентство арендовало автобус, и желающие ехали на два дня на Браславщину – смотрели окрестности, знакомились с инфраструктурой. Во время поездки туроператоры знакомились не только друг с другом, но и с коллегами из других городов – Орши, Глубокого, Браслава. То же самое происходило и с экскурсионными программами – мы ездили по маршрутам, нам раздавали справочный материал – только в группе в таких случаях бывало больше экскурсоводов, чем просто менеджеров по туризму». К слову, экскурсоводам в витебском филиале НАТ уделяли много внимания. При агентстве были организованы курсы экскурсоводов, здесь можно было получить тексты экскурсий, технологические карты. Вновь написанные тексты экскурсий должны были пройти согласование в НАТ, и только после этого их можно было предлагать туристам. В отношении экскурсоводов в последнее время звучит много обвинений в некомпетентности – отчасти потому и было введено обязательное подтверждение квалификации каждые пять лет. Правда, экскурсоводы задают встречные вопросы: а кто теперь проверяет тексты экскурсий и кто отслеживает, на каком этапе пошло искажение информации? «Наша компания заказала экскурсию по маршруту Верхнедвинск – Росица – Сарья, – рассказывает Наталья Ахтариева. – Текст писал краевед, автор книги «Память» Антон Бобало. Когда работа над текстом началась, филиал в Витебске еще был открыт. Нам обещали утвердить текст, был предусмотрен и авторский гонорар. Однако в процессе работы НАТ закрыли. Я звонила в Минск с вопросом, можно ли выслать текст на утверждение – мы ведь любители, не уверены, все ли требования учтены, и как теперь быть с автором. На что получили ответ: раз написали, значит – пользуйтесь». В турфирмах между тем убеждены, что в их обязанности не входит писать экскурсии, тексты им должны выдаваться. А вместо этого приходится полагаться как раз таки на компетенцию и эрудицию экскурсоводов, которые базовую экскурсию по желанию заказчика, то есть турфирмы, смогут преобразовать в хороший текст, которым турист останется доволен. Тексты экскурсий, особенно региональных, неумолимо устаревают – обновлять их нет времени ни у местных органов власти в лице департамента по спорту и туризму облисполкома, ни у столичного НАТ. Так, обзорная экскурсия по Витебску «Тысячелетний Витебск» давно устарела – в облике города появились Успенский храм, Благовещенская церковь, пешеходная улица, а фестивалю «Славянский базар» уже исполнилось 20 лет. Безусловно, опытный экскурсовод не вставит в свой рассказ устаревшие или неверные факты. 

К слову…

В соседней Польше, где особенно популярны экскурсионные туры, в последние годы количество экскурсоводов значительно увеличилось. Теоретически экскурсоводом может стать каждый – достаточно окончить курсы экскурсоводов. Курсов очень много, они не слишком дорогие, и записаться на учебу может каждый. Ну, а дальше – каждый идет своим путем. Как и в Беларуси, большинство экскурсоводов работают внештатно. «У нас нет организаций, которые навязывали бы экскурсоводам, что писать и как говорить, – в интервью TIO.BY рассказывает польский экскурсовод Михал Мазяж, главным образом проводящий экскурсии по Кракову. – Каждый делает так, как хочет. Пожелания могут звучать от работодателя экскурсовода – например, от туристической компании. В целом же с течением времени каждый экскурсовод вырабатывает свою авторскую версию и  придерживается ее в дальнейшем. Получив право на проведение экскурсий, экскурсовод не должен его более подтверждать. Правда, не буду говорить за всех своих коллег. Но по крайней мере от краковских гидов такого не требуют».

Таким образом, сотрудники витебских турфирм отчасти лишились информационной поддержки, исходившей от инфоцентра НАТ. Теперь свои проблемы приходится решать сообща или искать совета у более опытных сотрудников, ведь не со всеми вопросами можно обратиться сразу в министерство. Филиал агентства по туризму в Витебске, как и в других городах, был закрыт главным образом по финансовым причинам. И открытия его в ближайшее время не предвидится. «На сегодняшний день существует два варианта, – отвечает на вопрос TIO.BY о перспективе открытия филиала в Витебске директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов. – Вариант номер один – республиканский бюджет выделяет деньги на открытие, но на будущий год это не предусмотрено. Второй вариант более реальный – мы открываем филиал на самофинансировании, как это сделано в Гомеле». Ну, а пока работникам турбизнеса из регионов предлагают обращаться за консультациями в Минск. Правда, работа минского офиса больше ориентирована на столичные турфирмы – как правило, мероприятия, проводимые НАТ, либо проходят в столице, либо начинаются в ней. Тем не менее у минских представителей турбизнеса работа НАТ менее востребована, нежели в регионах. Сотрудники агентства недоумевают: несмотря на регулярную рассылку и обновление информации на сайте, многие турфирмы узнают о мероприятиях уже после того, как те прошли.

Региональным экскурсоводам также рекомендуют обращаться в столичный офис агентства по туризму. Экскурсионной базы, которая ежегодно пополняется на 3-4 маршрута, нет в открытом доступе, но каждый аттестованный экскурсовод может обратиться в НАТ с просьбой выдать ему тексты экскурсий и технологические карты. Что касается утверждения экскурсий, то, по словам сотрудников агентства, нормативных актов, требующих одобрения НАТ, нет. «На сегодняшний день требований соответствия экскурсий каким-то установленным шаблонам нет, – поясняет Вячеслав Чернов. – Но у нас есть требования к экскурсоводам – они должны быть аттестованы. Аттестация проходит раз в пять лет. От ее прохождения освобождаются экскурсоводы, которые в течение пяти лет проходили повышение квалификации и могут представить соответствующий документ – аттестация в таком случае продлевается автоматически. Остальные уже в 2012 году должны будут предстать перед комиссией, созданной НАТ, и подтвердить свои знания. В комиссию входят лишь два сотрудника агентства, остальные – авторитетные представители экскурсионной общественности, а также преподаватели МГЛУ, которые помогают при аттестации гидов-переводчиков».

Для экскурсоводов в НАТ проводятся семинары и конференции. Но, как и в случае с турфирмами, они больше ориентированы на столичных экскурсоводов. Правда, собрать представителей профессии на подобные мероприятия достаточно проблематично, ввиду того, что экскурсоводы – физические лица, теперь единицы работают в штате компаний. «Если бы экскурсоводы были объединены какой-либо организацией, работать было бы проще, – предполагает Вячеслав Чернов. – В советские времена в экскурсионном бюро числилось порядка 300 экскурсоводов, был методический отдел, который оказывал им помощь. У нас есть идеи, как сделать нечто подобное на базе НАТ». 

От редакции

Без сомнения, проблемы экскурсоводов в Беларуси являются на сегодняшний день одними из самых обсуждаемых, горячих и нерешенных в отрасли. Не так давно мы публиковали проект положения об аттестации экскурсоводов, выдвинутый на обсуждение Николаем Чирским - главой зарегистрированного общественного объединения «Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков». А сегодня, комментируя вопросы присутствия филиалов Национального агентства по туризму в регионах и информационной поддержки экскурсоводов на местах, директор НАТ Вячеслав Чернов говорит (цитируем): «Если бы экскурсоводы были объединены какой-либо организацией, работать было бы проще!» Возникают логичные вопросы. Каково же реальное положение единственной существующей в стране профессиональной ассоциации? Почему отношение госорганов к ней является таким, мягко говоря, неопределенным? Если, как заявляет глава НАТ, в стране нет реальной и сильной организации, объединяющей экскурсоводов, почему бы не инициировать ее создание? Надеемся, что заинтересованные экскурсоводы готовы высказать свое мнение.