<p>Обрядовая игра «Женитьба Терешки» является мощным средством для привлечения туристов. Такое мнение высказала Ольга Маханенко, хозяйка агроусадьбы  «Приозерная», отвечая на вопросы многочисленных представителей  СМИ, приглашенных на Лепельщину 6 января для участия в  этом замечательном народном обряде</p>

Обрядовая игра «Женитьба Терешки» является мощным средством для привлечения туристов. Такое мнение высказала Ольга Маханенко, хозяйка агроусадьбы «Приозерная», координатор зеленого маршрута «Край желтых кувшинок и седых валунов», энтузиастка и главная вдохновительница большинства фольклорных «действ», отвечая на вопросы многочисленных представителей СМИ, приглашенных на Лепельщину 6 января, чтобы принять участие в замечательном народном обряде «Женитьба Терешки».


Разумеется, подчеркнула она, обряд не может стать массовым мероприятием, но небольшие группы туристов, как отечественных, так и иностранных, на Лепельщине в дни Коляд готовы принять.  Если же обряд «Женитьба Терешки» будет внесен в Список нематериальных ценностей ЮНЕСКО, то интерес туристов к этому уникальному наследию многократно вырастет. Собственно говоря, продолжает Ольга Маханенко, обряд уже был неоднократно апробирован на немецких, голландских, французских туристах и не оставил их равнодушными.
На этот раз обрядовая игра сменила «прописку» и из деревни Оношки переместилась в деревню Селище. Едем по пустынной дороге, которую заметает метель. Такое чувство, что попали на край света и, кроме нас, здесь никого нет. Однако вот уже показались освещенные окна большой избы, значит, мы попали по адресу.
Большинство гостей уже на месте, поэтому быстро переодеваемся в привезенные с собой «строи», чтобы почувствовать себя «в теме», и проходим в «залу», где уже все приготовлено к проведению праздника: стены украшены рушниками, скатерками, салфетками, вышитыми руками матерей и бабушек наших гостеприимных хозяев, и  очень тепло от  натопленной печки.

IMG_1054-2

Из соседних деревень  приехали представительницы старшего поколения, в том числе знакомая нам по прошлому году Софья Петровна Кузьмич, которая утверждает, что во время обрядов сама молодеет душой. Они поют веселые частушки, из которых следует, что информация здесь поставлена как следует и находит отражение в творчестве: и «цены скачут, как давление», и «пенсия ниже, чем давление», и много чего еще. И, конечно, не обойтись без припевок про любовь. Нам объясняют, что слегка скабрезные частушки, как говорят местные жители, дозволялось и сейчас дозволяется петь только пожилым женщинам – в их исполнении они выглядят забавно, а не пошло.

IMG_0045-2

Все гости собрались, и можно, наконец, приступать к проведению обряда. Ольга Маханенко командует, и мы все выходим на улицу, на опушку леса, где уже горит костер, или «вогнішча». Здесь мы беремся за руки и начинаем водить хоровод, славя щедрые Коляды, увеличившийся день и приближение весны.

IMG_9541-2
Коляды – один из самых любимых народом праздников – в Беларуси сопровождались различными веселыми играми и обрядами. «Женитьба Терешки» как раз из их числа. В частности, на Лепельщине существовал эротический культ Терешки – символа мужского достоинства и силы. Ему поклонялись молодые супружеские пары еще во времена Полоцкого княжества. В долгие рождественские вечера молодежь собиралась на посиделки - «вячорки», которые заменяли тогда нынешние дискотеки.
…Хозяева и организаторы подчеркивают, что это не художественная самодеятельность. Местные жительницы поют и пляшут так, как пели и плясали их бабушки и прабабушки, они - живые носители уходящих традиций деревенской культуры. Как рассказала Ольга Маханенко, «этот обряд я помню с раннего детства. Мама меня качала и пела: «Цярэшка, Цярэшачка, цераз мой двор сцежачка, бітая-таптаная, я ў мамкі каханая».

Судя по сегодняшнему празднику, на Лепельщине есть кому передать бесценные нематериальные артефакты - ими сегодня очень интересуется молодежь.
До того как приступить к самой игре, у всех представительниц прекрасного пола есть возможность погадать на замужество. Первой отваживается специалист БОО «Отдых в деревне» Мария Баринова. Суть гадания такова – нужно подойти к забору и «обнять» его с закрытыми глазами. Затем считают «обнятые» доски: если их количество четное, то соискательница выходит замуж, если нет – увы! Впрочем, почти все, кто гадал (и я в том числе!) оказались потенциальными невестами.

IMG_9783-2
Развеселившись, идем в хату «жениться». Перед «женитьбой» все участники игры становятся в круг и ходят, припевая все вместе: «Цярэшка, каху, каху, што ў цябе ў мяху, у мяху? Нітачкі, іголачкі, дзяўчатам пярсцёначкі!» Затем поют девушки: «Пайду я по агародзе, у дзявочым карагодзе, шышачкі лускаючы, дзядульку чакаючы!» И « хлопцы» продолжают: «Лезце цётачкі з пячы, паліце фанары, свечы, каб было відно хадзіць, каб хутчэй бабуль лавіць!» И так далее. Хорошо, что мы заранее выучили слова и очень старались не сбиться. В какой-то момент объявляется: «А не поженить ли нам Терешку?»
…Кто сказал, что в Беларуси не существует многоженства? В Колядные вечера возможно все! К примеру, в прошлом году у меня был один «муж», а в нынешнем – совсем другой «Терешечка». Да и «мать» с «отцом», благословляющие на брак, поменялись, помолодели.  Мужчин, как обычно, не хватает, но настойчивые девушки находят-таки себе пару. «Женихом» неожиданно для себя становится и приехавший посмотреть на обряд Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции и в Республике Беларусь Стефан Эрикссон. Мы все разбиваемся на пары и по очереди подходим к «родителям», которые, припевая, разрешают нам «жениться».
Затем нужно потанцевать друг с другом и с «родителями» «лявониху»,

IMG_0510-2

пригубить «чарочку» под «родительские» приговоры: «салодкая парачка, цябе водкі чарачка».

IMG_0399-2

Когда все парочки связали себя узами брака, начинаются игры и испытания, которые носят ярко выраженный эротический характер. К примеру, посередине «залы» ставится длинная скамейка. «Молодые» садятся спиной друг к другу. Затем по команде нужно повернуться и поцеловаться. Главная «фишка» - повернуться одновременно и в нужную сторону.

IMG_0791-2

Для «женихов» приготовлено и более серьезное испытание, которое называется «сорвать вишенку». Суть в следующем: «невеста» взбирается повыше - на стул или скамью. Рядом становятся помощники «жениха», подставляющие руки. «Молодой» должен разбежаться, вспрыгнуть на подставленные руки и поцеловать свою суженую. Все это очень забавно, потому что некоторые «женихи» весьма увесисты, и бедным помощникам приходится нелегко. Кстати, мой «Терешечка» выдержал это испытание с честью!
Затем начинаются веселые свадебные танцы и игры. За многие столетия существования обряда он постоянно пополнялся новыми развлечениями и играми. Поэтому можно танцевать  до упаду падеспань, краковяк, польку и другие танцы.
И в завершение, разумеется, свадебный пир. Трапеза сопровождается прибаутками, шутками и припевками. Солируют наши заводные «бабушки». С удовольствием слушаем и поем «Дзе ж я хадзіла», «Ружа», «Маруся» и замечательную песню про деревню Оконо.
В далекие времена подобная «свадьба» затягивалась на пару дней. Но нам пора уезжать, а хозяевам – отдыхать. 7 января «Терешка» переместился в деревню Велевщина.


P.S. Презентация обряда состоялась в рамках проекта БОО «Отдых в деревне» «Туризм в рамках местных сообществ как средство сохранения, формирования партнерства и развития сельских территорий», поддержанного Программой малых грантов Посольства США в Беларуси.

Фото автора и Марины Бегунковой