https://www.traditionrolex.com/8
<p>Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В  первом выпуске серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых» в <a rel="nofollow" href="../../../news/9347" target="_blank">год своего рождения</a> – в 1994 году. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1995 года.</p>

Мы продолжаем серию материалов, посвященных истории нашей газеты. В первом выпуске серии мы вспоминали, о чем писал «Туризм и отдых» в год своего рождения – в 1994 году. Сегодня мы с вами пролистаем подшивку 1995 года.

«А ля гер ком а ля гер», т.е. «На войне как на войне» – это известное французское выражение вполне могло бы стать девизом белорусской туристической отрасли, представители которой никогда не могут позволить себе расслабиться и почивать на лаврах. Не успели отгреметь новогодние салюты, а перед юным белорусским турбизнесом встала новая серьезная проблема. Уже в первом номере за 1995 год «ТиО» публикует заметку «И вновь – испытание на прочность?»

«Похоже, в Беларуси появилась новая интересная, но весьма неприятная для туристических фирм традиция: ежегодно с первого января им «слегка перекрывают кислород»… И вот теперь – еще один новогодний подарок в виде решения Национального банка о прекращении с 1 января 1995 года расчетов за наличную валюту. Туристические фирмы вновь оказались между молотом и наковальней. С одной стороны – нужно выполнять решения Национального банка. С другой – зарубежных партнеров (и не только их) совершенно не волнуют наши внутренние проблемы, они думают о своем бизнесе».

В этом же номере опубликованы письма, отправленные руководителями трех крупнейших белорусских турфирм и президентом Белорусской туристической Ассоциации председателю правления Национального банка Республики Беларусь, начальнику управления Национального банка, министру внешних экономических связей.    

На одной из страничек первого номера – о знаменитом французе-мореплавателе с таким говорящим и актуальным названием, что пройти мимо просто невозможно:

Ален Бомбар: «Боритесь с отчаянием. Оно убивает быстрее любых физических лишений»

4

Помните историю французского врача Алена Бомбара? В 1952 году он пересек на резиновой лодке Атлантический океан без запасов пищи и пресной воды. Работая в порте Булонь, Бомбар однажды задумался над тем, почему большинство жертв кораблекрушений гибнут в первые три дня. Ведь голод и жажда убивают намного позже? Ответ прост: их убивало отчаяние! Позже Алан Бомбар напишет: «Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха!».

Сначала Алан Бомбар на своей резиновой лодке «Еретик» отправился в 2-недельное тренировочное плавание по Средиземному морю, а потом – в 65-дневное путешествие через Атлантический океан – от Канарских островов до острова Барбадос. Он питался сырой рыбой и планктоном и пил выжатый из рыбы сок и собранную по каплям дождевую воду. За два месяца плавания он потерял 25 кг, а уровень гемоглобина в крови упал до критического. Но он выжил! Позже свое путешествие он описал в книге «За бортом по своей воле». Смелый эксперимент Бомбара не был напрасным: после его плавания французские корабли начали оснащать спасательными плотами. До самой смерти – а он прожил долгую жизнь и умер совсем недавно, в 2005 году, – Ален Бомбар получал письма от спасшихся людей, которые писали примерно следующее: «Если бы не ваш пример, мы бы погибли».

книга бомбара

Словом, боритесь с отчаянием! Оно убивает!

В № 2 «Туризм и отдых» продолжает «горячую» тему, поднятую в первом номере. Из-за запрета рассчитываться с партнерами наличной валютой государство и турфирмы потеряют миллиарды рублей, доказывали чиновникам представители турбизнеса. Газета публикует материал, написанный по следам встречи представителей туротрасли с начальником валютно-финансового управления Нацбанка Николаем Лузгиным.

«Начальник управления Нацбанка Николай Лузгин: «Не спрашивайте у меня за все государство!»     

В № 3 «Туризм и отдых» рассказывает о создании НТА – Национальной туристской ассоциации. Вспомним, что в 1994 году, когда шли дебаты о целесообразности создания организации, фигурировало другое ее название – БАТА, т.е. Белорусская ассоциация туристских агентств.

1

Президентом Национальной туристской ассоциации становится Александр Ванюков. Кстати, вскоре организация еще раз сменит название и станет Белорусской ассоциацией туризма – БАТ.

Ванюков

Президент созданной в 1995 году Национальной туристской ассоциации, глава фирмы "Санни Трэвел" Александр Ванюков (фото из архива)

А вот небольшая заметка «Башкара. Северная стена». Она информирует об итогах летнего чемпионата Беларуси по альпинизму в классе технически сложных восхождений. Победила команда альпклуба «Эхо» Белорусского государственного университета. Двойка альпинистов, Александр Максименя и Виктор Вайзман, в июле 1994 года покорила гору Башкару (4241 м) на Центральном Кавказе в ущелье Адылсу. Летом 1995 года Максименя и Вайзман еще раз взошли на Башкару. При спуске с вершины 23-летний Виктор Вайзман погиб.  

максименя

Александр Максименя – один из сильнейших белорусских альпинистов

«Быть или не быть экологическому туризму в заповедниках?» – о проблемах экологического туризма в Беларуси размышляет на страницах газеты научный сотрудник Березинского биосферного заповедника Игорь Бышнев.

Бышнев

Игорь Бышнев: «Экологический туризм в заповедниках: быть или не быть?»

И приходит к важному выводу: «При продуманном, взвешенном его осуществлении в заповедниках, не изменяя природных материальных ресурсов, мы получаем прибыль, бесплатную рекламу, массовую экологизацию и поддержку от населения».

«Департамент по туризму будет! Но когда?» – задает вопрос газета в мае 1995 года. В то далекое уже время речь шла о создании Департамента туризма при Министерстве внешних экономических связей. Был составлен и список кандидатов на должность руководителя отрасли. В нем фигурировало пять известных всем фамилий: Ярослав Нехай, Владимир Шульган, Федор Соляник, Александр Заккис и Чеслав Шульга.

Соляник

Федор Соляник был одним из кандидатом на должность руководителя Департамента туризма при Министерстве внешних экономических связей

«Знаете ли вы, какие звери и птицы Беларуси могут заинтересовать иностранных туристов?» – продолжает тему экологического туризма Игорь Бышнев. Оказывается, стопроцентный успех у иностранцев имеют волк, медведь, лось, зубр и рысь. Не меньший интерес вызывают и птицы. Особое внимание во всем мире уделяется пернатым хищникам. Беларусь может продемонстрировать зарубежным бёрдвотчерам беркута, орлана-белохвоста, скопу, змееяда, большого и малого подорлика и соколов. Одним словом, нам есть чем удивить иностранных любителей природы, осталось грамотно организовать для них туры. Этот вопрос остается актуальным и по сей день.

К осени становится ясно, что объединения двух туристических выставок – «Вандроўніка» и «Турбизнеса» – все-таки не произойдет. В 1995 году в Минске снова пройдут две профильные выставки. «Туризм и отдых» провел экспресс-опрос, обратившись к представителям минских турфирм с вопросом: «В какой выставке вы будете принимать участие?». Директор фирмы «Сакуб» Сергей Букас отдал предпочтение «Вандроўніку», потому что эта выставка проходит раньше.

Букас

Сергей Букас – директор фирмы «Сакуб»

«Мы готовим рождественские туры и будем их продавать. «Турбизнес» для этих целей, конечно, не подходит», – резюмирует он. А вот заместитель директора фирмы «Алатан авиатур» Алексей Стрельченко ответил, что компания примет участие в обеих выставках: «На одной из выставок мы будем показывать и пропагандировать наши туры за рубеж, а на другой будем делать упор на рекламу приема туристов в Беларуси».

А вот первый цветной иллюстрированный выпуск «Туризма и отдыха», подготовленный специально для распространения на международных выставках, ярмарках и биржах за границей: в Варшаве, Познани, Санкт-Петербурге, Москве и Киеве. Всего 8 страниц, но каких!

«Туризм и отдых» – газета для тех, кто любит и умеет отдыхать. Мы делаем все возможное, чтобы отдых наших читателей был самым интересным, самым запоминающимся, а реклама туристических фирм – наиболее эффективной. Сегодня в нашем выпуске собрана информация о крупнейших турфирмах Беларуси, а также о фирмах из Польши и Литвы», – пишет в своем обращении к читателям главный редактор газеты Сергей Плыткевич.

2

Материал «Зачем нам две выставки?» – это продолжение темы профильных ярмарок «Вандроўнік» и «Турбизнес». На животрепещущую тему рассуждает генеральный директор АО «Белинтурист», президент Международной туристической ассоциации «Евразия» Ярослав Нехай. «Мне печально сознавать, что снова в Беларуси состоятся две туристские выставки с разбежкой в две-три недели. Это совершенно нездоровая конкуренция», – считает он.

Нехай

Ярослава Нехая в далеком 1995 году рассматривали как кандидата на должность руководителя Департамента туризма при Министерстве внешних экономических связей. Увы, этого человека, сыгравшего яркую роль в становлении и развитии отечественного турбизнеса, уже нет в живых...

Главным событием 1995 года в туристической отрасли стало образование Министерства спорта и туризма. О планах скрестить туризм со спортом стало известно в ноябре 1995-го. «Объединение туризма со спортом принесет больше вреда, чем пользы», – утверждал в интервью газете начальник Управления международного туризма Министерства внешних экономических связей Беларуси Александр Копанев в № 22. А уже в № 23 газеты напечатан Указ Президента Республики Беларусь от 10 ноября 1995 г. № 456 «Об изменении структуры центральных органов управления Республики Беларусь». Согласно документу, Комитет по спорту Министерства культуры и печати Республики Беларусь реорганизован в Министерство спорта и туризма Республики Беларусь.

«Туризм у спорта пасынком не будет!»

В последнем, декабрьском номере «Туризм и отдых» познакомил читателей с новым министром спорта и туризма – им стал Владимир Рыженков.

«Я должен сказать однозначно: пасынков у нас не будет. Туризм – такое ключевое направление деятельности министерства, как и вопросы развития спорта. И поэтому в министерстве будет главное управление по спорту, главное управление по оздоровлению населения средствами физической культуры, и, разумеется, управление по туризму», – заявил министр.

Так закончился 1995 год – большими надеждами и не меньшими опасениями. Меня привлек смешной заголовок заметки в последнем номере года: «Сотрудничать с вами – все равно, что заниматься любовью с тигром: и смешно, и страшно», – так высказался о возможностях деловых контактов с Беларусью руководитель одной из польских турфирм. Интересно, а что зарубежные партнеры думают о сотрудничестве с Беларусью сегодня?

https://www.traditionrolex.com/8