Начало года – традиционное время сезонных распродаж в Европе, которые продлятся с начала января до конца февраля. За это время модники и модницы имеют возможность не только обзавестись фирменными вещами самых узнаваемых европейских брендов, но и значительно сэкономить на покупках. Куда имеет смысл отправиться на шопинг? Ответ на животрепещущий вопрос – в обзоре TIO.BY.
Безусловным хитом в списке шопинговых направлений белорусов остается Литва, а точнее, Вильнюс с его многочисленными торговыми комплексами, в том числе знаменитым Akropolis. В Вильнюс белорусы едут на собственных автомобилях, на туристических автобусах в составе организованных тургрупп, а также на поезде. Специально для обслуживания шоп-туристов с весны 2011 года в литовской столице действует прямой маршрут от автобусного вокзала до торгового центра Akropolis.
По словам управляющего вильнюсским Акрополисом
Шопинг в Польше для белорусов уже больше, чем привычка, а пословица «курица – не птица, а Польша – не заграница» актуальна, несмотря на визовый режим и выстроенный шенген-заслон. Шоп-туры в Польшу по-прежнему популярны, а для жителей приграничных областей они давно стали чем-то вроде доброй традиции. Развитая сеть гигантских супермаркетов Auchan привлекает тех, кто собирается сделать ремонт в квартире, обновить домашнюю технику или просто одеться. Из Гродно в польские города Белосток и Сокулку можно уехать практически ежедневно. Туры в польские гипермаркеты, галереи и торговые центры предлагают несколько гродненских фирмы. Как правило, поездки осуществляются на микроавтобусах. На
Одно из популярных «шопинговых» направлений – Италия. Как правило, белорусы отправляются в Италию не за шопингом, он является дополнительным развлечением, бонусом для тех, кто выбирает отдых в этой стране. В программу автобусных туров, организуемых белорусскими туристическими компаниями в Италию, нередко включаются поездки в итальянские «аутлеты». Так в Европе называются магазины или торговые центры, где производители продают остатки коллекции предыдущего сезона со значительной скидкой. Поскольку распродать коллекцию за сезон у производителей, как правило, не получается, совершенно новые фирменные вещи отправляются в стоковые магазины, где их можно купить с фантастической скидкой. Необходимо иметь в виду, что большинство крупных аутлетов расположено за городом, поэтому для поездки туда совершенно необходим автомобиль под рукой или – в случае, если турист приехал в страну в составе организованной группы – туристический автобус.
– Мы никогда не занимались шопингом как таковым, – объясняет директор туристической компании «Бел-Ориентир» Ирина Бовенко. – Но своим туристам, которые отдыхают в Италии, мы предоставляем возможность насладиться шопингом в аутлетах – специально добавляем в программы автобусных туров однодневные или полудневные поездки в эти торговые центры. Согласитесь, это очень приятная возможность – купить фирменную вещь со скидкой 30, а то и 50%! Правда, надо признать, что наши соотечественники далеко не всегда остаются довольны ценами в аутлетах. Ни для кого не секрет, что в Беларуси зачастую под видом брендовых вещей продаются дешевые подделки, копии, и цены настоящих фирменных вещей, пусть и с хорошими скидками, многих белорусов могут шокировать. Аутлет-центры различаются между собой: есть торговые центры средней руки, есть и достаточно дорогие. Но, подчеркиваю, в них продаются новые фирменные вещи – ни в коем случае не вышедшие из моды, а, скажем так, едва соскользнувшие с острия, самого ее пика.
Конечно, фирменные итальянские разумнее всего покупать в самой Италии, но, по мнению Ирины Бовенко, лидером европейского шопинга сегодня является Германия.
– В Европе сезон распродаж, но пальма первенства, несомненно, принадлежит Германии, – считает эксперт. – Ниже цен, чем здесь, вы нигде не найдете. Немцев неспроста считают нацией экономной и разумной. И немецкие магазины соответствуют этой ментальности. Возможно, истинная причина этого явления кроется в успехах немецкой экономики, но факт остается фактом: сегодня в немецких магазинах – самые приятные в Европе скидки.
Если европейские распродажи – сезонные, то шопинг в Турции, на перекрестке Европы и Азии, актуален в любое время года. Правда, по наблюдениям специалистов, сегодня за товарами в эту страну чаще отправляются профессионалы – оптовики, которые затем радуют соотечественников обилием турецких товаров на белорусских торговых рынках. Зато среди белорусов большой популярностью пользуются экскурсионные туры в Стамбул, и это понятно: Турция – безвизовое направление, а Стамбул и Минск связаны прямым авиасообщением.
– Конечно, в Стамбул можно отправиться самостоятельно, ведь туристу не нужно решать визовые вопросы. Но за качественным экскурсионным обслуживанием имеет смысл обращаться к профессионалам. Я считаю, что самый удобный для туриста вариант – забронировать с помощью туристической компании отель и перелет, а формат и продолжительность экскурсии оговорить на месте с турецкими партнерами белорусской турфирмы, – комментирует директор по туризму туристической компании «АэроБелСервис» Александр Бурдейко.
По мнению Александра Бурдейко, идеальный вариант путешествия в Стамбул, в котором хватит места и на экскурсионку, и на шопинг, выглядит следующим образом: турист вылетает из Минска в Стамбул в пятницу, а возвращается на родину во вторник. Судя по отзывам клиентов компании, этого времени хватает и на то, чтобы посетить главные достопримечательности крупнейшего турецкого города: побывать в Голубой мечети и соборе Святой Софии, совершить прогулку по проливу Босфор, – а потом… обнаружить себя в извилистых лабиринтах стамбульского Гранд Базара, настоящего города в городе со своей богатой историей. Гранд Базару, а значит, и традициям шопинга в Стамбуле, более 550 лет!
По мнению бывалых шоп-туристов, в Стамбуле можно купить все, главное – места знать. Антикварные раритеты ищите в районе Султанахмед, одежду и обувь всемирно известных брендов выбирайте на Таксиме. Ну и, конечно, кожаные куртки и сумки здесь дешевле, чем в Беларуси, где эту же турецкую кожу продают с существенной торговой наценкой!