Татьяна Винникова, «Винатан-ТУР» из Солигорска:
– Не знаю, почему так, но город у нас разбалован скидками. Солигорск ведь небольшой, а турфирм здесь достаточно много. Поэтому, чтобы хоть что-то заработать, все снижают цены, устраивают какие-то акции. Люди к этому привыкли, и сейчас многие, придя к нам, в первую очередь спрашивают, на что у нас скидки.
В целом Солигорск – город шахтеров, а это люди небедные. Но определенно есть категории, которые берут только самые дешевые туры. Мы работаем не так давно, но есть уже постоянные клиенты. Привлекаем и новых с помощью страничек в социальных сетях, рекламы в местных газетах и на телевидении.
Для того чтобы узнавать новые направления, иногда ездим в Минск на семинары. Хотя очень удобно, когда кто-то приезжает и устраивает выездные мероприятия у нас на месте.
Ефим Дурнопейко, «Роза ветров» из Пинска:
– В маленьких городах менеджер по туризму, как сапер, не имеет права на ошибку. Если он не знает отельной базы, слабо разбирается в туризме, молодоженов отправляет на курорт к бабушкам или наоборот, то сразу же приведет турфирму к разорению. Несколько неудачных продаж – и банкротство. В двухмиллионном Минске турист не знает даже своих соседей по площадке и не пойдет им жаловаться, а в следующем году просто выберет другую турфирму. У нас информация о плохой работе менеджера распространяется со скоростью звука и растет в геометрической прогрессии.
Кстати, то, что слухи о плохих турфирмах разлетаются быстро, не означает, что хорошая турфирма тоже рекламируется с помощью «сарафанного радио». О хорошем говорят гораздо меньше. Поэтому нужна реклама, а в маленьких городах она стоит еще дороже, так как нет специализированных изданий по туризму, в обычных же газетах и журналах цены бешеные.
Люди у нас на Полесье достаточно прагматичные и следуют традиционной пирамиде потребления. То есть сначала обеспечивают себя едой, дальше по приоритетам – собственное жилье и машина. Путешествия же остаются на потом, поэтому не так много людей у нас куда-то ездят. Кстати, почему-то многие считают, что цены в Минске на туры ниже, чем наши. Хотя мы продаем эти же минские туры по идентичным ценам.
Технически мы работаем в тех же условиях, что и минские турфирмы. Более того, неизвестно, у кого оснащение лучше. Есть надобность показать, что турфирма серьезная и в офисе должна стоять хорошая техника: конкуренция даже в маленьком городе большая. У нас наберется не меньше 20 турфирм.
Мария Дракопуло, «Малина New» из Орши:
– Какое-то время я работала в Минске у крупного туроператора. И лично у меня такое мнение, что в Минске все как-то идет по наработанной схеме. Мы же больше общаемся с людьми, сдруживаемся с клиентами, общение выходит каким-то более душевным. Хотя, конечно, такое возможно и в Минске, все зависит от менеджера.
Конкретно мы работаем именно на постоянных клиентов, держимся на плаву за счет них. Так что близкое общение очень важно.
Мы иногда выезжаем на выставки и семинары в Могилев, Витебск. Было бы хорошо, если бы в Оршу приезжали с семинарами, я думаю, мы бы тут все дружно собрались. Ведь уехать куда-то на пару дней, и тем более в рекламный тур, сложно. В офисе работает всего пара человек, если кто-то уезжает учиться, падает продуктивность, продажи, а это все-таки в приоритете.
Ирина Бравая, Oranjet из Рогачева:
– В нашем маленьком Рогачеве работает четыре турфирмы. Это много, достаточно было бы и двух офисов. Каждый пытается наработать базу клиентов с помощью бонусов, подарков. В основном, конечно, ориентируемся на постоянных клиентов, но хотелось бы привлекать и новых.
Мы сильно выигрываем в том, что у нас самый красивый и яркий офис в городе. В нашем интерьере – белый, голубой и оранжевый цвета, у всех менеджеров есть своя униформа. В офисе также предусмотрен детский уголок с фломастерами, раскрасками, дети от нас уходят с плачем. Хороший внешний вид офиса в первую очередь и привлекает клиентов.
Большим спросом пользуются автобусные туры. А если речь идет о поездке на море, то, как правило, это семьи. Все хотят вывезти на море детей.
Валентин Иванов, «Дюна-Трэвел» из Бобруйска
— Турфирм у нас хватает, и все большое внимание уделяют рекламе. «Сарафанное радио», конечно, работает, но нужны дополнительные усилия, чтобы напоминать о себе, поддерживать связь с постоянными клиентами.
В этом году у всех турфирм с продажей туров складывается по-разному. Лично у меня такое наблюдения, что путешествовали у нас по большей части те, кто подрабатывал в России. А сейчас из-за падения российского рубля там много не заработаешь, вот и туры стали меньше покупать, в том числе это касается и постоянных клиентов.
Ездят жители Бобруйска, как и все белорусы, в основном в Турцию, Египет, Болгарию.
Что касается нашей работы, конечно, хотелось бы больше семинаров у нас здесь на месте. В Минск каждый раз не поедешь, а расширять свои предложения нужно.