<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Не так давно белорусская туркомпания «Матэп-90» презентовала работникам туриндустрии коммерческий проект «Таямнiчая Беларусь». Его фишкой стали образовательные выездные семинары, охватывающие «нераскрученные» направления отечественного туризма. Мы решили узнать, а как относятся к подобным инициативам в Национальном агентстве по туризму? Ведь, как известно, именно это ведомство одним из первых занялось организацией образовательных мероприятий для представителей турбизнеса. За комментариями (не опасаются ли в госучреждении конкуренции со стороны частника?) мы обратились к начальнику отдела коммерческой деятельности Национального агентства по туризму Галине Кобяк.</span></p>

– Галина Геннадьевна, как вы оцениваете данный коммерческий проект? Считаете ли вы подобные инициативы конкуренцией на образовательном поле в сфере туризма?

– Безусловно, упомянутый вами проект – это любопытное направление, которое имеет право на жизнь и наверняка найдет своего потребителя. Но, на мой взгляд, подобные мероприятия могут рассматриваться скорее как некое дополнение, позволяющее расширить свой кругозор (развлечься), чем нечто, всерьез претендующее на обучение в области туризма. Я думаю, что каждый понимает: профессионалов должны учить профессионалы. В качестве конкурентов подобные проекты мы не рассматриваем. Семинары и рекламные туры от Национального агентства по туризму – это несколько другой уровень. Наши мероприятия имеют системный характер. При их организации мы идем «с самого верха», то есть заручаемся поддержкой посольств, подключаем местные туристические Ассоциации, привлекаем к сотрудничеству руководителей регионов. Формат, когда одна туркомпания приезжает в гости к другой туркомпании, – это не наш метод! Мы работаем на более высоком уровне: например, в Литве и Латвии нас поддержало Посольство Республики Беларусь в Литовской Республике и Ассоциация гостиниц и ресторанов Латвийской Республики. На мой взгляд, именно подобный подход и делает наши обучающие мероприятия профессиональными и действительно полезными.

К проведению обучающих курсов, а мы готовим не только экскурсоводов, но и руководителей туристических групп – специалистов по туризму, мы привлекаем преподавательский состав Института туризма БГУФК, практическую часть у нас читают действующие практики туризма (лидеры отрасли), а в образовательный процесс по многим специальностям включены и обучающие выезды. В том числе и за рубеж. Например, будущие руководители туристических групп в рамках занятий совершают учебный тур в Литву с практикой прохождения таможенного контроля, досмотра багажа, а также бронирования номера и заселения в гостиницу. Это действительно полезный опыт, который пригодится специалистам в дальнейшей работе. К слову, мы видим интерес к нашим семинарам со стороны профессионального сообщества. Особенно это касается регионов – ведь если столицу мы уже охватили, то в областях по-прежнему наблюдается дефицит профессиональных кадров. Учитывая пожелания региональных слушателей, в следующем сезоне у нас появятся курсы и на заочной основе. Возвращаясь к вашему вопросу, отмечу, что на сегодняшний день в нашей стране представлен довольно широкий спектр различных предложений в плане подготовки специалистов в области туризма. Выбор того, куда обратиться за знаниями, всегда остается за человеком: он может пойти в высшее учебное заведение, обратиться за помощью в турфирму или посетить один из семинаров Национального агентства по туризму. Наша же задача – обеспечить качественную подготовку специалиста. Подчеркну, что по итогам всех наших семинаров мы выдаем сертификат государственного образца Министерства образования РБ.

– Какие из ваших образовательных проектов были успешными в 2014 году? Какие из них получили наибольшее количество откликов?

– Ежегодно мы ведем сразу несколько тематических направлений. Это как традиционные обучающие программы, так и совсем новые проекты. Например, в этом году у нас стартовал необычный проект «Интер­экшн», предусматривающий целую серию самых разнообразных мероприятий – семинары, воркшопы, рекламные туры. Первый семинар в рамках этого проекта «Классический и креативный маркетинг гостиничного и ресторанного бизнеса. Кемпинги» с успехом прошел в начале октября. Участники данного мероприятия получили возможность побывать в Литве и Латвии, посетить отели, спа-комплексы и кемпинги Вильнюса, Тракая, Риги и Юрмалы, а также поучаствовать в круглом столе, посвященном вопросам маркетинговой политики. Следующий семинар в рамках проекта – «Маркетинг оздоровительно-горнолыжных туров на примере курортов Словакии». Во время этого тура (пройдет в середине декабря) представители туриндустрии изучат не только инфраструктуру горнолыжных курортов, оздоровительных центров и реабилитационных комплексов Словакии, но и познакомятся с особенностями маркетинговой политики таких объектов. Отмечу, что для постоянных участников мы разработали специальную систему скидок и бонусные карты. Кроме того, все наши слушатели получают сертификаты, подписанные Нацагентством, а также представителями той страны, которую мы посещаем.

– Что интересного запланировало Национальное агентство по туризму на 2015 год?

– Главной темой будущего года станет производственный туризм. На данный момент мы уже разработали соответствующий проект под рабочим названием «Производственный туризм, или industrial trip». Не секрет, что в нашей стране работают десятки, а то и сотни интереснейших предприятий, знаменитых заводов, необычных частных производств. А ведь это то, что можно и нужно показывать гостям. Особенно это актуально для регионов, ведь если в теплый период туристы еще приезжают, то в низкий сезон экскурсионная жизнь замирает. Производственные туры – это именно то, что может сбалансировать туристический рынок. Да, Беларусь славится прекрасной природой, великолепными замками, громким военным прошлым, но многим туристам интересно и то, чем живет страна сегодня, что она производит. Уверена, что туры с посещением интересных производств будут востребованы! К тому же производственный туризм – это и реклама лучших товаров, производимых в нашей стране. Сегодня мы очень надеемся на то, что данный проект заинтересует представителей наших предприятий, ведь при правильном подходе он принесет прибыль не только туристическим компаниям, но и самим производствам. Сейчас сотрудники Национального агентства по туризму вместе с руководителями местной вертикали определяют приоритетные предприятия, которые могли бы стать объектами для промышленного туризма. Вообще, производственный туризм – это не просто пришел, посмотрел, «как все вертится», и ушел. Настоящий промышленный тур предполагает полное погружение в процесс (конечно, с соблюдением всех правил и норм безопасности). Кроме того, туристы должны иметь возможность продегустировать и приобрести ту продукцию, за производством которой они наблюдали во время экскурсии. Только в этом случае впечатление от поездки будет действительно полным. Особенностью продаж такого рода туров будет формирование готового турпакета, включающего не только посещение производства, но и экскурсионное сопровождение, проживание, питание и трансфер. Это позволит задействовать весь туристический потенциал региона – музеи, выставки, объекты питания и проживания. Ну а если наш турист приедет домой, расскажет, как интересно устроено белорусское производство, угостит родных белорусскими продуктами, да еще и станет впредь покупать товары именно этого предприятия, то наша задача будет выполнена на все 100%. Конечно, мы понимаем, что специалистов, работающих в этом направлении, пока единицы. Именно поэтому одним из первых мероприятий нашего проекта станет многодневный обучающий семинар, в рамках которого мы досконально изучим ряд европейских предприятий, оказывающих услуги производственного туризма. Мы посетим объекты легкой промышленности, пищевые фабрики, машиностроительные предприятия, познакомимся с работой экскурсоводов на подобных объектах, увидим формы подачи таких туров. Согласно концепции нашего проекта, поучаствовать в этом масштабном выездном семинаре смогут не столько работники туристической сферы, сколько представители белорусских предприятий. После того как мы познакомимся с уже действующими объектами промышленного туризма, участников нашей программы ожидает ряд семинаров в белорусских регионах. На этом этапе проекта мы будем ждать представителей белорусской туриндустрии. Помимо этого, при Нацагентстве будут организованы и краткосрочные курсы подготовки специалистов по производственному туризму. Мы хотим подготовить не только экскурсоводов (именно они будут вести экскурсии на предприятиях), но и специалистов туристических фирм, которые будут продвигать данное направление на рынок. Только таким образом вся работа будет выстроена в единое целое. Мы хотим всесторонне проработать это направление, для того чтобы получить конечный результат (серию готовых промышленных туров), сбалансировать туристический рынок и привлечь в Беларусь еще больше туристов.