<p><em>Михаил Кожухов известен как автор многочисленных программ о путешествиях. На протяжении многих лет он познавал тонкости туризма самых разных стран, чтобы рассказывать об этом с экрана телевизора. Михаил Кожухов поделился своим мнением о туризме в Беларуси.</em></p>

– Беларуси представился уникальный шанс развить свой туризм, поскольку белорусский рынок в этом году вырос на 3–4 миллиона россиян, которым запретили выезд в Европу, что, собственно, и стало одной из причин тяжелейшего нокдауна, который пережил туристический рынок России. Если у нас 17–18 миллионов человек имеют загранпаспорта, то высчитываем из низ 20–30%: это силовики, сотрудники государственных предприятий и т.д, которые привыкли путешествовать и хотят это делать. Другое дело, что россияне рассматривают путешествия в Беларусь, по сути, как внутренний туризм. При всем уважении к суверенитету Беларуси, не многие считают поездку в вашу страну поездкой за границу.

В любом случае туристическая отрасль не растет сама по себе. Если люди хотят зарабатывать деньги, они должны что-то делать на местах. Сам по себе продукт будет продаваться медленно и нудно. Процессу все-таки нужно помогать, и помогать должно государство. Ко всему прочему, развитая туристическая инфраструктура – это если не сотни тысяч, то по крайней мере десятки тысяч новых рабочих мест даже для такой небольшой страны.

Я надеюсь, что вы прогоните всех изобретателей велосипеда, потому что все уже давно изобретено. Просто нужно расспросить двух-трех послов, например, в Таиланде  или Испании, в частности в Каталонии, и посмотреть, как великолепно все было сделано. В первом случае была принята программа развития туризма, рассчитанная на 35 лет, и блистательно осуществлена. А каталонцы создали совершенно уникальную структуру управления отраслью. Так вот нужно брать этот опыт и продавать продукт.

Когда я вижу какого-нибудь российского чиновника, я прошу его объяснить, почему в России нет структуры, назовем ее, например, бюро туристической пропаганды. Это институт, который есть  в любой самой отсталой африканской стране. 51% от него принадлежит государству, 49%  – частному сектору. Финансируется он не из бюджета, а либо за счет аэропортового сбора, либо отчислением от продажи койко-мест. И его единственное предназначение – пропаганда туристических возможностей страны. Потому что какая бы ни была Беловежская пуща, сама она никогда не заработает столько денег, чтобы ездить на различные международные выставки и рассказывать о себе.

Другими словами, есть незнание, которое нужно преодолевать. Я не уверен, что даже в России молодежь знает, что такое Беловежская пуща. Но, с другой стороны, многим у нас интересен этот странный белорусский социально-политический эксперимент. Например, я сам как-то побывал на «Дожинках», очень интересный опыт, когда общество мобилизуется. Я уверен, есть немало людей, которым любопытно посмотреть, как работает сельское хозяйство в Беларуси. Я бы еще с удовольствием порулил БелАЗом. И есть много вещей такого рода.

Но пока Беларусь отсутствует в информационном пространстве России. Все знают, что можно поехать в Финляндию и половить рыбу. В Беларуси рыба такая же, только не многие предпочитают ее финской.

Одним словом, нужно создавать туристический продукт и развивать системы информирования. Я даже готов в этом участвовать, так как страна мне определенно симпатична.

Записала Юлия БАРИЛО