<p><strong>Если внимательно проанализировать сложившуюся на рынке экспорта туруслуг Республики Беларусь ситуацию, то можно увидеть интересную статистику (данные Белстата): в 2015 году организованные иностранные туристы из Великобритании посетили нашу страну 654 раза и привнесли в экономику нашей страны 8205 тыс. долл. США (экспорт туруслуг), тогда как организованные туристы из наших стран-соседей (Литва, Латвия и Польша вместе взятые) посетили Беларусь 7380 раз и привезли 5688 тыс. долл. США. Таким образом, получается, что туристы из Великобритании посещали нашу страну в 11 раз реже, чем туристы из Латвии, Литвы и Польши вместе взятые, но при этом  обеспечили экспорт туруслуг в 1,4 раза больше! </strong></p>

Похожая ситуация существует и с организованными туристами из Германии: посетили Беларусь 1456 раза и обеспечили экспорт туруслуг на 4283 тыс. долл. США (т.е. посетили страну в 5 раз реже, чем организованные туристы из Литвы, Латвии и Польши, а привезли денег ненамного меньше). О чем это говорит? Это говорит о том, что организованный турист из Германии и Великобритании является лакомым кусочком, за который стоит побороться.  

Ниже я предлагаю обсудить некоторые моменты, которые могли бы, на мой взгляд, увеличить поток иностранных туристов в РБ. При этом я заранее оговорюсь, что не буду касаться таких наболевших тем, как визы, стоимость проживания и питания, т.к. это серьезные вопросы, которые уже обсуждались ранее. Здесь же я привожу предложения, касающиеся  иных аспектов развития белорусского туризма. Итак!

Позапрошлым летом я был приятно удивлен, увидев в Минске многочисленные красочные билборды с рекламой курортов Грузии и Турции. Тогда мне подумалось: почему бы и Беларуси не провести такую кампанию за рубежом? Действительно, почему мы не видим рекламы нашей страны в зарубежных странах?!

Наконец-то мы открыли туристическо-информационный центр (ТИЦ) на ж/д вокзале. Почему не продолжить эту практику и не открыть ТИЦ на нашем «воздушном вокзале», т.е. в Национальном аэропорту Минск?

АК «Белавиа» делает значительную ставку на транзитных пассажиров, которые летят через минский аэропорт, таким образом, можно воспользоваться этим и предложить подобным пассажирам ознакомительные туры прямо из аэропорта, т.е. я предлагаю запустить «красный» автобус не только с ж/д вокзала, но также и из нашего аэропорта.

Раз уж коснулись темы аэропорта, то почему бы нам не пойти по пути Греции, которая в 2016 г. для удешевления авиабилетов полностью отменяет аэропортовые сборы? Или, например, не ввести (как это сделал национальный авиаперевозчик Азербайджана – AZAL) безвозвратный, безбагажный тариф без предоставления питания на борту, в результате чего стоимость перелета должна уменьшиться в 2,5 раза? Я думаю, подобные шаги могли бы улучшить ситуацию со стоимостью авиаперелета в нашу Синеокую.

Если же у нас никак не получается с удешевлением авиаперевозок, тогда, может быть, попробовать сделать что-то вроде ж/д-лоукоста? А что, ведь можно запросто добраться из Парижа, Берлина, Праги, Вены и некоторых других городов Западной Европы на поезде в Минск. Так почему не выделить для этих целей некоторое количество мест стоимостью по 3050 евро? Учитывая наличие определенного класса людей, которые боятся авиаперелетов, а также людей, которые любят путешествовать именно поездом, задумка с ж/д-лоукостом будет пользоваться особой популярностью.

Сегодняшний турист – современный человек, активно пользующийся интернетом, отсюда острая необходимость развития IT-технологий в сфере туризма в нашей стране, расширения покрытия интернета, точек Wi-Fi (особенно в зоне расположения ТИЦ). 

Особое внимание следует уделять созданию интернет-сайтов с возможностью совершать онлайн-покупку туров, билетов на транспорт, входных билетов на различные мероприятия и учреждения, оплату за проживание и т.д.

Во время проведения ЧМ по хоккею в 2014 г. некоторые туристы жаловались на нехватку персонала, владеющего английским языком на приемлемом уровне. Думаю, этот вопрос остается актуальными до сих пор и требует решения.

Неплохо было бы продолжить проведение мероприятий по стрит-арту, направленных на разрисовку наших унылых, серых и однообразных зданий. Ставшая известной «девушка в вышиванке» на стене дома по ул. Рабкоровской – хороший тому пример: радует глаз не только приезжим туристам, но и местным жителям.

Так чем же сегодня Беларусь может заманить иностранного туриста? На мой взгляд, если речь идет о французах – это могла бы быть наполеоновская тематика, какие-то анимационные туры на реке Березине; для немцев – конечно, охота и рыбалка, кемпинг, экологический туризм в нацпарках; для итальянцев – возможно, наши агроусадьбы; для евреев – туры по местам рождений известных евреев — выходцев из Беларуси, посещение бывших еврейских гетто; для японцев – попробовать тему Чернобыля; для русских – наши санатории и замки; для поляков и литовцев – паломнические туры по католическим святыням, а также туры по знаковым местам времен нашей общей истории (те же замки); для китайцев и вьетнамцев подойдет советская экзотика.

Хотел бы отметить, что при продвижении Беларуси как туристического направления, сегодня, как никогда, следует делать ставку еще и на безопасность. По этой позиции наша страна может смело дать фору многим раскрученным туристическим направлениям, и этим надо пользоваться. 

Также хочу затронуть такой вид туризма, как эстетический или культурный (кстати, некоторые туроператоры говорят, что именно такими турами интересуются туристы из Великобритании). Здесь, мне кажется, существует непростительный простой в туристическом отношении нашего Большого театра оперы и балета, постановки которого широко известны за пределами Республики Беларусь, а также музея Марка Шагала в Витебске. Данные направления можно и нужно развивать более активно.

Наверняка может быть интересен иностранному туристу и промышленный туризм нашей страны: туры в соляные шахты «Беларуськалия», мирового производителя калийных удобрений, а также на БелАЗ, самосвал которого внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире, мне кажется, будут востребованы.

Находясь в центре Европы и обладая общим историческим наследием со странами-соседями, мы можем использовать их уже раскрученные направления и заманивать иностранных туристов к себе комбинированными турами, включающими посещения нашей страны вкупе с этими странами.

Теперь хотел бы сказать пару слов про бренд туристической Беларуси. Как-то в интернете наткнулся на информацию о том, что в Хорватии хотят возвести в супербренд отдыха размещение в частном секторе, и подумал: а что можно сделать брендом отдыха в Беларуси? Может, наши нацпарки? Или санатории? Беларусь замковую? Беларусь религиозную? Или спортивную? А может, обыграть тему «заповедника социализма» (хотя вряд ли на это клюнет массовый турист)?

 Возьмем, к примеру, санатории. У нас сохранилась неплохая материально-техническая база, но соглашусь со мнением некоторых своих знакомых, что само понятие «отдых в санатории» как-то устарело и явно нуждается в обновлении. Грамотно проведенная модернизация и санаториев, и общего понятия об отдыхе в них, может подать реальную заявку на то, чтобы считать санаторно-курортный отдых брендом всего белорусского туризма.  

Про замки и костелы тоже хотел бы поговорить подробней. Здесь, я считаю, у нас есть очень хороший потенциал. Уникальное совместное существование такого количества католических и православных святынь, наверное, больше нигде в мире не имеет ничего подобного. Кстати, на территории Беларуси есть три костела, удостоенные почетного титула «малая базилика», присуждаемого Папой Римским в ознаменование древности храма, его исторической важности или большой значимости как паломнического центра (для примера, во всей России, Украине и Латвии – их лишь по одному), и это хорошая тема для развития религиозного туризма.

Что касается замков, то, несмотря на их значительное количество, к сожалению, на сегодняшний момент действительно работают как туристические объекты только два (Мир и Несвиж). Если попробовать возродить оставшиеся, тогда можно будет  реально потягаться за звание «страны замков» с Прибалтикой и Польшей (Россия и Украина в этой категории будут уже однозначно позади). 

Беларусь спортивная. Ни для кого не секрет, что в нашей стране уделяется огромное внимание развитию спорта, и это можно использовать в развитии спортивного туризма. Удачно прошедший в 2014 г. ЧМ по хоккею стал первой ласточкой, полетевшей в этом направлении. Открытый возле Минска гольф-клуб, уникальный водный комплекс «Фристайл», лыжные трассы в Силичах, Раубичах и Логойске, «Минск-Арена», «Чижовка-Арена», «Борисов-Арена», а в будущем и заново отстроенный стадион «Динамо» позволяют проводить чемпионаты самого высокого уровня. Если же к этому еще прибавить белорусских спортсменов мирового класса, которых уже знают за рубежом, то при условии дальнейшего участия страны в спортивных мероприятиях мирового масштаба вполне можно делать ставку на бренд спортивного туризма в Беларуси.

Таким образом, я попытался обозначить, где у нас в отрасли существуют заделы, а где, наоборот, пробелы. Теперь дело осталось лишь за тем, чтобы определиться, на что делать ставку в развитии белорусского туризма.