Актуальные вопросы развития белорусского туризма: на что делать ставку?

25.04.2016 - Новости

Автор: Алексей КУРГАН


Актуальные вопросы развития белорусского туризма: на что делать ставку?

Если внимательно проанализировать сложившуюся на рынке экспорта туруслуг Республики Беларусь ситуацию, то можно увидеть интересную статистику (данные Белстата): в 2015 году организованные иностранные туристы из Великобритании посетили нашу страну 654 раза и привнесли в экономику нашей страны 8205 тыс. долл. США (экспорт туруслуг), тогда как организованные туристы из наших стран-соседей (Литва, Латвия и Польша вместе взятые) посетили Беларусь 7380 раз и привезли 5688 тыс. долл. США. Таким образом, получается, что туристы из Великобритании посещали нашу страну в 11 раз реже, чем туристы из Латвии, Литвы и Польши вместе взятые, но при этом  обеспечили экспорт туруслуг в 1,4 раза больше!

Похожая ситуация существует и с организованными туристами из Германии: посетили Беларусь 1456 раза и обеспечили экспорт туруслуг на 4283 тыс. долл. США (т.е. посетили страну в 5 раз реже, чем организованные туристы из Литвы, Латвии и Польши, а привезли денег ненамного меньше). О чем это говорит? Это говорит о том, что организованный турист из Германии и Великобритании является лакомым кусочком, за который стоит побороться.  

Ниже я предлагаю обсудить некоторые моменты, которые могли бы, на мой взгляд, увеличить поток иностранных туристов в РБ. При этом я заранее оговорюсь, что не буду касаться таких наболевших тем, как визы, стоимость проживания и питания, т.к. это серьезные вопросы, которые уже обсуждались ранее. Здесь же я привожу предложения, касающиеся  иных аспектов развития белорусского туризма. Итак!

Позапрошлым летом я был приятно удивлен, увидев в Минске многочисленные красочные билборды с рекламой курортов Грузии и Турции. Тогда мне подумалось: почему бы и Беларуси не провести такую кампанию за рубежом? Действительно, почему мы не видим рекламы нашей страны в зарубежных странах?!

Наконец-то мы открыли туристическо-информационный центр (ТИЦ) на ж/д вокзале. Почему не продолжить эту практику и не открыть ТИЦ на нашем «воздушном вокзале», т.е. в Национальном аэропорту Минск?

АК «Белавиа» делает значительную ставку на транзитных пассажиров, которые летят через минский аэропорт, таким образом, можно воспользоваться этим и предложить подобным пассажирам ознакомительные туры прямо из аэропорта, т.е. я предлагаю запустить «красный» автобус не только с ж/д вокзала, но также и из нашего аэропорта.

Раз уж коснулись темы аэропорта, то почему бы нам не пойти по пути Греции, которая в 2016 г. для удешевления авиабилетов полностью отменяет аэропортовые сборы? Или, например, не ввести (как это сделал национальный авиаперевозчик Азербайджана – AZAL) безвозвратный, безбагажный тариф без предоставления питания на борту, в результате чего стоимость перелета должна уменьшиться в 2,5 раза? Я думаю, подобные шаги могли бы улучшить ситуацию со стоимостью авиаперелета в нашу Синеокую.

Если же у нас никак не получается с удешевлением авиаперевозок, тогда, может быть, попробовать сделать что-то вроде ж/д-лоукоста? А что, ведь можно запросто добраться из Парижа, Берлина, Праги, Вены и некоторых других городов Западной Европы на поезде в Минск. Так почему не выделить для этих целей некоторое количество мест стоимостью по 3050 евро? Учитывая наличие определенного класса людей, которые боятся авиаперелетов, а также людей, которые любят путешествовать именно поездом, задумка с ж/д-лоукостом будет пользоваться особой популярностью.

Сегодняшний турист – современный человек, активно пользующийся интернетом, отсюда острая необходимость развития IT-технологий в сфере туризма в нашей стране, расширения покрытия интернета, точек Wi-Fi (особенно в зоне расположения ТИЦ). 

Особое внимание следует уделять созданию интернет-сайтов с возможностью совершать онлайн-покупку туров, билетов на транспорт, входных билетов на различные мероприятия и учреждения, оплату за проживание и т.д.

Во время проведения ЧМ по хоккею в 2014 г. некоторые туристы жаловались на нехватку персонала, владеющего английским языком на приемлемом уровне. Думаю, этот вопрос остается актуальными до сих пор и требует решения.

Неплохо было бы продолжить проведение мероприятий по стрит-арту, направленных на разрисовку наших унылых, серых и однообразных зданий. Ставшая известной «девушка в вышиванке» на стене дома по ул. Рабкоровской – хороший тому пример: радует глаз не только приезжим туристам, но и местным жителям.

Так чем же сегодня Беларусь может заманить иностранного туриста? На мой взгляд, если речь идет о французах – это могла бы быть наполеоновская тематика, какие-то анимационные туры на реке Березине; для немцев – конечно, охота и рыбалка, кемпинг, экологический туризм в нацпарках; для итальянцев – возможно, наши агроусадьбы; для евреев – туры по местам рождений известных евреев — выходцев из Беларуси, посещение бывших еврейских гетто; для японцев – попробовать тему Чернобыля; для русских – наши санатории и замки; для поляков и литовцев – паломнические туры по католическим святыням, а также туры по знаковым местам времен нашей общей истории (те же замки); для китайцев и вьетнамцев подойдет советская экзотика.

Хотел бы отметить, что при продвижении Беларуси как туристического направления, сегодня, как никогда, следует делать ставку еще и на безопасность. По этой позиции наша страна может смело дать фору многим раскрученным туристическим направлениям, и этим надо пользоваться. 

Также хочу затронуть такой вид туризма, как эстетический или культурный (кстати, некоторые туроператоры говорят, что именно такими турами интересуются туристы из Великобритании). Здесь, мне кажется, существует непростительный простой в туристическом отношении нашего Большого театра оперы и балета, постановки которого широко известны за пределами Республики Беларусь, а также музея Марка Шагала в Витебске. Данные направления можно и нужно развивать более активно.

Наверняка может быть интересен иностранному туристу и промышленный туризм нашей страны: туры в соляные шахты «Беларуськалия», мирового производителя калийных удобрений, а также на БелАЗ, самосвал которого внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире, мне кажется, будут востребованы.

Находясь в центре Европы и обладая общим историческим наследием со странами-соседями, мы можем использовать их уже раскрученные направления и заманивать иностранных туристов к себе комбинированными турами, включающими посещения нашей страны вкупе с этими странами.

Теперь хотел бы сказать пару слов про бренд туристической Беларуси. Как-то в интернете наткнулся на информацию о том, что в Хорватии хотят возвести в супербренд отдыха размещение в частном секторе, и подумал: а что можно сделать брендом отдыха в Беларуси? Может, наши нацпарки? Или санатории? Беларусь замковую? Беларусь религиозную? Или спортивную? А может, обыграть тему «заповедника социализма» (хотя вряд ли на это клюнет массовый турист)?

 Возьмем, к примеру, санатории. У нас сохранилась неплохая материально-техническая база, но соглашусь со мнением некоторых своих знакомых, что само понятие «отдых в санатории» как-то устарело и явно нуждается в обновлении. Грамотно проведенная модернизация и санаториев, и общего понятия об отдыхе в них, может подать реальную заявку на то, чтобы считать санаторно-курортный отдых брендом всего белорусского туризма.  

Про замки и костелы тоже хотел бы поговорить подробней. Здесь, я считаю, у нас есть очень хороший потенциал. Уникальное совместное существование такого количества католических и православных святынь, наверное, больше нигде в мире не имеет ничего подобного. Кстати, на территории Беларуси есть три костела, удостоенные почетного титула «малая базилика», присуждаемого Папой Римским в ознаменование древности храма, его исторической важности или большой значимости как паломнического центра (для примера, во всей России, Украине и Латвии – их лишь по одному), и это хорошая тема для развития религиозного туризма.

Что касается замков, то, несмотря на их значительное количество, к сожалению, на сегодняшний момент действительно работают как туристические объекты только два (Мир и Несвиж). Если попробовать возродить оставшиеся, тогда можно будет  реально потягаться за звание «страны замков» с Прибалтикой и Польшей (Россия и Украина в этой категории будут уже однозначно позади). 

Беларусь спортивная. Ни для кого не секрет, что в нашей стране уделяется огромное внимание развитию спорта, и это можно использовать в развитии спортивного туризма. Удачно прошедший в 2014 г. ЧМ по хоккею стал первой ласточкой, полетевшей в этом направлении. Открытый возле Минска гольф-клуб, уникальный водный комплекс «Фристайл», лыжные трассы в Силичах, Раубичах и Логойске, «Минск-Арена», «Чижовка-Арена», «Борисов-Арена», а в будущем и заново отстроенный стадион «Динамо» позволяют проводить чемпионаты самого высокого уровня. Если же к этому еще прибавить белорусских спортсменов мирового класса, которых уже знают за рубежом, то при условии дальнейшего участия страны в спортивных мероприятиях мирового масштаба вполне можно делать ставку на бренд спортивного туризма в Беларуси.

Таким образом, я попытался обозначить, где у нас в отрасли существуют заделы, а где, наоборот, пробелы. Теперь дело осталось лишь за тем, чтобы определиться, на что делать ставку в развитии белорусского туризма.

Рубрики: Въездной Туризм Обсуждение

Страны: Беларусь


Комментарии

Аватар

25.04.2016 11:32
А воз и ныне...
ответить

Спасибо за науку, Капитан Очевидность)  Может быть Минспорта будет что-то делать, а не только советы давать?

Аватар

25.04.2016 18:11
Вялый теоретик
ответить

Жалкая попытка компиляции чужих идей, найденных в интернете

Аватар

25.04.2016 23:04
Ольга, экскурсовод
ответить

Как правило, все туристы знакомятся и со столицей государства - Минском. Однако, знакомить наших гостей с Минском становится все труднее, потому что городские власти убирают даже те немногие стоянки для туристических автобусов, которые были. Уже убрали стоянки для туристических автобусов на Привокзальной площади, возле Комаровского рынка, есть проблемы со стоянкой на пл. Свободы, т.к. платная очень часто закрыта, и автобус поставить негде... А это исторический центр города! Вот и получается - все время говорят о развитии туризма, о турах, которые могут привлечь иностранцев, и элементарно не могут сделать в Минске стоянки для туристических автобусов! 

Аватар

26.04.2016 00:13
Чернозипунников
ответить

Эта статья,  буду резок, порождение нашего теоретического образования. Для начала, у нас нет туристов из Великобритании в таком количестве, Это иностранные туристы, которые купили туры в Великобритании и проезжают Беларусь транзитом. Их нельзя сравнивать с литовцами, которые приезжают на экскурсии, размещаясь в дешевых отелях. Привлекать французов Наполеоном, тоже самое, что привлекать нас в Австрию походом Суворова через Альпы. Услуги по организации рыбной ловли не может быть, т.к. нет соответствующей инфраструктуры и нет той рыбы, которую предпочитают западные рыболовы. Можно выделить только Припятский  национальный парк. После обвала российского рубля, обвалились и российские охотники. Еврейские туристы из Израиля не пользуются туристическими фирмами. Для китайских, а тем более для вьетнамских туристов, есть только два, заслуживающих внимания места: дом-музей первого съезда и Вискули. Только ради этого они сюда не приедут. Можно и дальше продолжить. Но самое главное непонимание. Ни что продавать, а кто нас будет продавать ? Как заинтересовать мелкие иностранные фирмы? Для крупных туроператоров наша страна не интересна. Но это уже отдельный разговор.

Аватар

26.04.2016 09:47
Vladimir
ответить

Уважаемые господа! Приглашаю всех сомневающихся в потенциале нашей страны посетить наше мероприятие 7 мая на озере Селява. Сами увидите сколько иностранных и местных туристов приехало и зачем. И это при том, что реклама была только в социальных сетях, т.е. не стоила ни копейки. Посмотрите теоретики, что есть на практике.  Набирайте в GOOGLE  " кемпинги Беларуси".

Аватар

26.04.2016 09:54
2Чернозипунников
ответить

Если все так плохо и смотреть тут нечего, то зачем вы сами ездите на провинциальные выставки и потом пафасно об этом рассказываете, зазывая других сюда приехать? Это ли не теоретизирование в дистиллированном виде? В том-то все и дело, что когда мы сами теоретизируем, то кажемся себе сократами, а когда это делают так же неумело другие, то это уже непозволительно. А все дело в том, что мы все - один сплошной совок, но некоторые совковее других и потому других отчаянно учат своей мудрости.

Аватар

26.04.2016 12:58
Чернозипунников
ответить

Внимательнее читайте, Я не говорил, что все плохо. Я анализировал статью и раставлял акценты. Провинициальные выставки- это областные, а я езжу на международные.И достаточно плодотворно работаю.И хорошо знаю инфраструктуру страны, в том числе, благодаря Национальному агенству. И понимаю, кому что предложить. И это не то место для серьезного анализа.

Аватар

26.04.2016 17:40
Автор
ответить

Спасибо всем неравнодушным за коментарии. Я, правда, не совсем понял, при чем здесь Минспорт к лично моей статье, ну да ладно... А вот по поводу чужих идей, якобы скопированных из Нета, стало немножко обидно - идеи мои, а если что-то подобное кто-то озвучил ранее, то я этому буду только рад, т.к. это подтверждает ход моих мыслей. 
Отдельное спасибо Ольге, действительно вопрос автобусных стоянок, я упустил. 
Что касается "теоретического образования" и неверно расставленных мною акцентов, то, конечно, я соглашусь, что статья носит чисто теоретическую направленность, естественно, на практике реализовать это все очень сложно. А вот про то, что я предлагаю не то и не тем, интересно было бы действительно узнать, кому и что предложили бы Вы как практик.       

  

    

Аватар

27.04.2016 01:02
Чернозипунников
ответить

Вы, молодец, что беретесь за такую тему. Это уже значит, что Вы не равнодушны к проблемам туризма.А для понимания меня, сделайте домашнее задание. Представте себя итальянцем, услышавшим о белорусских агроусадьбах, и попробуйте выстроить его практические действия по достижению конечной цели. Можете решать принародно, можете придти ко мне в офис и поработаем над ошибками

Аватар

27.04.2016 22:17
Автор
ответить

Погодите, сейчас угадаю... Ему (итальянцу) просто надо обратиться в компанию ООО "Дитриб". Ну как? Полагаю домашнее задание выполнено правильно? :-)

Аватар

28.04.2016 09:41
гость
ответить

Присоединяюсь к мнению Ольги. Чиновники опять начали трёп о развитии туризма. Между тем обратим вни ание на несколько очень простых действий. Туалет на площади Свободы так и не появился. Стоянка для автобусов там тоже так и не появилась. Зато появился светофор, который затрудняет остановку туристическим автобусам и опять ставит водителей в зависимость от воли инспекторов ГАИ. Убраны остановки для туристических автобусов на улице Веры Хоружей, на Коммунистической возле дома-музея 1-го съезда РСДРП. Ликвидирована остановка на площади Советской в Гродно. В результате изменения движения на Привокзальной площади стало сложно проводить на ней обзорную экскурсию на большом автобусе, так как по Кирова уже не проедешь. Надо ехать вдоль трамвайных путей до улицы Янки Купалы. Осталось только ликвидировать остановку возле педуниверситета. Так зачем нужен весь этот трёп? Вот они,актуальные вопросы белорусского туризма. И далеко не надо идти.

Аватар

28.04.2016 10:44
как-то так
ответить

Вот только гость тут и сказал правду-матку, которая хотя и у всех на глазах, но будто на этих глазах у всех повязка шерстяная. Треп и больше ничего! Причем все 22 года сидения на троне самизнаетекого. Треп и в туризме, и в экономике, и во всем остальном. ТРЕП большими буквами. И армия чиновников, которая за эти 22 года, несмотря на все "сокращения", размножилась делением, и стало ее в два с половиной раза больше (легко проверить по Белстату). 

Аватар

02.05.2016 21:00
Алексей
ответить

Как и в прошлой статье, автор продолжает писать банальности. Вам категорически не хватает знаний, особенно практических. 

И вы пытаетесь как-то шутить в ответ Игорю Николаевичу, вместо того, чтобы у него поучиться?.. Нелепо.

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах