<p><strong>Не так давно наш портал размещал мнение историка Андрея Киштымова <u>«Не вижу ничего плохого в том, чтобы продавать туристам нашу историю!»</u>  Как и следовало ожидать, тема имела резонанс, читатели в комментариях высказывались откровенно и даже порой жестко. По этой причине известный историк решил продолжить начатый разговор о сложных перипетиях белорусской истории и об особенностях использования этой истории в отечественном туризме.</strong></p>

– На  конференции «Агроэкотуризм 2014: партнерство и инновации» был анонсирован новый проект БОО «Отдых в деревне» под названием «Историческое  бюро».

В рамках этого проекта владельцы агроусадеб, кластеры и районы агротуризма смогут получить необходимую информационную и консультативную поддержку, заказать исторический мониторинг региона, шире использовать исторический ресурс в своей деятельности. Такое бюро поможет провести экспертную оценку, дать практический совет, вооружить владельцев необходимыми знаниями об историческом прошлом нашей Родины.

К работе в «Историческом Бюро» будут привлечены профессиональные историки, археологи, этнографы, многие из которых не только занимаются научной деятельностью, но и имеют практический опыт сотрудничества со сферой туризма, участвуют в экспедициях, подготовке специалистов в области туризма, изучения и охраны памятников истории и культуры. Подробно о планах «Исторического Бюро» я рассказал в рубрике «Мнение». Сегодня мне хочется вернуться к этому разговору.

Сразу отмечу, что предложение рассчитывало на определенный резонанс и отклики, и они действительно были. Уже в ходе конференции ко мне подходили владельцы агроусадеб, те, кто небезразличен к нашей истории. Подчеркнуть свою «любовь к истории» у нас любят. Но хорошо, если эта любовь взаимна и совсем плохо, когда мы ее, «любимую», обижаем. Как? Своим невниманием, забывчивостью, тем, что проходим мимо, а иногда и просто пренебрегаем. Согласитесь, когда о человеке вспоминают только к его юбилею – это не очень красиво. А с историческими событиями такое происходит сплошь и рядом.

Конечно, призыв «Наше прошлое – это наше будущее!», может вызвать определенный скептицизм. Понятно, когда люди едут в Египет не только на пляж, но и к пирамидам. При прочих равных природных условиях, в бесспорные туристические лидеры Грецию, Италию и Испанию выводит именно их историческое прошлое. Есть понятие город-музей, например, Брюгге, Гент или Верона, в конце концов, наши ближайшие соседи – Вильнюс, Рига, Львов, где именно историческая составляющая – главная приманка для туристов.

На этом фоне наша история может показаться «бедной». Четыре объекта занесенные во Всемирный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО, несколько памятников и музеев, которые у всех и на виду, и на слуху, и практически нетронутая историческая белорусская глубинка. Традиционно агротуризм в первую очередь использует природные ландшафты. По этому пути пошло развитие сельского туризма и в Беларуси. Мы по праву гордимся своими природными богатствами, наверное, уже классикой стала фраза, что практически вся наша Беларусь – природный заповедник. Но я бы сказал и так: Беларусь – это еще и исторический заповедник.

Однако между этими двумя заповедниками есть и принципиальная разница. Если в случае с природой надо стараться минимизировать последствия своего вторжения в природную среду, относиться к этому ресурсу предельно бережно, то наш исторический заповедник как раз нуждается в том, чтобы его осваивали как можно активней. А для этого нужны определенные знания, квалификация и опыт.

Нельзя сказать, что современный сельский туризм совсем забыл про историю. На исторические традиции опираются такие известные фестивали, как «Мотольские прысмаки» на Полесье или «Анненский кирмаш» в Зельве. На исторические традиции опирается и такое перспективное направление, как национальная кухня. Активно используется историко-этнографическая составляющая сельского быта: фольклор, обряды, традиции сельских праздников.

Одним агроусадьбам повезло больше – рядом с ними такие исторические бренды, как замки в Мире и Несвиже или Брестская крепость. Но это совсем не значит, что у нас есть какие-то исторические черные пятна или белые дыры. Каждый район, каждое белорусское местечко, деревня, даже белорусские реки, озера, леса имеют свою историю. Просто мы ее мало знаем.

Свои отклики имело и мое интервью во «Мнении». И отклики неоднозначные.

Комментарии в интернете – отдельная песня. У меня есть подозрение, что оставлять автографы – один из базовых человеческих инстинктов. Еще незабвенный Аристотель говаривал: «Человек – животное общественное». А в животном мире, как известно, принято метить свою территорию. Или, по крайней мере, «помечать» на ней свое присутствие. Как это делают животные – подробности опустим. А вот люди…

Все, кто хоть раз в самых подходящих, а чаще неподходящих местах видел надпись, типа «Здесь был Вася!», согласятся со мной. В конце концов, уже первобытный художник, куском охры рисуя на стенах пещеры сцены своей охоты, надеялся, что он не только осваивает это пещерное пространство, но и отправляет свое послание потомкам и богам.

С тех пор прошли тысячи лет, пещеры сменили стены и заборы, но родовой инстинкт человечества остался в силе. Тем более, что появился и всемирный «забор»  под названием интернет: пиши, кто хочет, и что хочешь.

Самое забавное и печальное – это почти тотальная анонимность интернетовской полемики. И самое удивительное. Ведь люди столетиями боролись за то, чтобы свободно высказать свое мнение и быть услышанным. Именно СВОЕ, личное, именное. Не голос толпы, а голос личности.

Но, оказывается, чтобы высказать действительно свое, личное, нужно самому быть личностью. А это значит – не бояться предъявить себя миру, самоидентифицироваться. А вот с этим не у всех получается.

В нашем случае все началось с демонстрации ироний и сарказмов. Причем в самой банальной и, естественно, – анонимной форме: Шклов, президент, БРСМ, мухи, партизаны. Метафоры пополам с гиперболой, записки графомана? Вот только что это добавило к обсуждаемой теме? Разве что сразу протестировало наше интернет-сообщество на наличие уровня исторической вменяемости.

Впрочем, вскоре эта волна улеглась, видно весь порох сожгли на недавнем обсуждении вывески «Линия Сталина».

Ну, это я о послевкусии. Были в интернете и вполне адекватные вопросы и пожелания. Например: вопрос о цене. Действительно, сколько же может стоить такой исторический мониторинг? Однозначного ответа сегодня не имею и я. Ведь и запросы могут быть разной сложности, и ответы – разного объема. Кому-то нужна кратенькая справка и список полезной литературы, дальше он сам разберется. А кто-то захочет иметь историческую мини-энциклопедию по родным местам.

Пока нет рынка на исторические услуги – трудно говорить и про их цену. Отмечу, что сегодня архивные учреждения Беларуси свою простую консультацию оценивают в 100 тыс., тематическую справку – до 4 млн, запрос генеалогического характера – до 11 млн.

Но ведь совсем не исключено, что хозяева соседних агроусадеб, а то и целого региона, могут  скооперироваться – их исторические интересы могут и совпадать.

В конце концов, иногда нужна просто маленькая подсказка. Приведу пример. На конференции ко мне обратилась владелица агроусадьбы «Сябрына» из деревни Прилуки: «Знаем, что это земли графов Чапских, что-то нашли в интернете, но где еще взять информацию?». Здесь, как говорят, «топор под лавкой»: в 2009 году  прошла конференция по Чапским, я и сам был ее участником, материалы изданы, с иллюстрациями, да еще и компакт-диск в придачу. Буквально на следующий день шлю библиографическую справку и уверен, такой «исторический путеводитель» нашел заинтересованного читателя. Конечно, в данном случае все в порядке дружеской услуги, так сказать, бесплатный бонус за интерес к истории.

Еще одна тема интернет-откликов – мифы. Как к ним относиться? Отвечу: если есть действительность – то будут и сказки. Если есть история – то будут и исторические мифы. Почему бы и нет. Но напомню об одной тонкой грани. О классике жанра. Любой турист приезжает в Грецию со своим багажом древнегреческих мифов, и возвращается оттуда, значительно этот багаж пополнив. Но ему никогда не будут там тыкать пальцем в храм Зевса и говорить, что это храм Артемиды. Здесь мифы кончаются, и начинается историческая точность. Вот о ней я и веду разговор.

Скажу больше. Я – за историческую цензуру. Не за запрет занятий историческими штудиями, и, тем более, не за единообразие исторического мышления. Понятно, что по поводу октября 1917 года у Ленина и у Керенского оценки, мягко говоря, не совпадали. Да и сегодня даже историческая символика далеко не всеми воспринимается однозначно. Исторические «вкусы» могут быть разнообразными. Вот только врать при этом не стоит.

А вот это бывает, и нередко. Причем дело доходит до абсурда. Приведу недавний пример. Решила главная белорусская газета «Советская Белоруссия» порадовать своего читателя материалом на историческую тему и не пожалела целой страницы на очерк «Кровавая драма адмирала Нельсона» (26 ноября 2014 г.). Там и кровь, и любовь, и события 200-летней давности.

Любовная история на фоне большой истории – казалось бы, беспроигрышный вариант. Однако, читаем текст, смотрим публикацию. Вот ее начало: «Отважный адмирал Нельсон не проиграл ни одного морского сражения. Под его руководством в XVIII веке британский военный флот одержал множество исторических побед». Но, позвольте, адмиралом, то есть – флотоводцем, Горацио Нельсон стал только в 1797 году, и его главные победы приходятся не на XVIII, а на ХІХ век.

А насчет побед без поражений, так в это даже сам Нельсон не поверил бы. По крайней мере, потеря правой руки в июле 1797 года при неудачной попытке захватить порт Санта-Крус-де-Тенерифе постоянно напоминала адмиралу о том, что фортуна моряка переменчива. И не сыном чиновника он был, а сыном священника.

Дальше – больше. Будущую главную любовь адмирала в том же XVIII веке заставляют «улыбаться своей лучезарной улыбкой с открыток». Но первые открытки появились в Австро-Венгрии в 1869 г., и к этому времени Эмме Гамильтон было не до улыбок. Она умерла от амебной дизентерии 15 января 1815 года в Кале, во Франции, где она скрывалась от своих кредиторов.

И, наконец, кульминация, смерть адмирала Нельсона: «Он вышел на киль корабля подышать воздухом, в руках у него был ажурный платочек с вензелем «Э». Тут его и сразила «шальная пуля». Все как в песне: «Мои мысли – мои скакуны». Шальные адмиралы в поисках свежего воздуха отправляются на прогулку на киль флагманского корабля.

Кораблю, впрочем, тоже не повезло. На картинке с подписью «Корабль адмирала стал для моряков легендой» изображено здоровенное железное корыто, с каким-то шалашом на борту, не имеющее ничего общего с деревянным  парусным флагманским кораблем британского военно-морского флота «Виктори». И убедиться в этом очень легко: сохраненная «Виктори» стоит как мемориал в английском порту Портсмут. Несколько щелчков на клавишам компьютера – и адмиральский корабль перед вами во всей красе. Кстати – шикарный туристический объект.

Автор сего опуса – Маргарита Метельская. Прочитав такое, начинаешь верить в морские приметы – женщинам на корабле не место. Удивляет и позиция главного редактора: признанный метр белорусской журналистики, Павел Якубович, и – такие казусы. Просто по-дружески следует посоветовать ему, как мастеру, держаться подальше от таких Маргарит.

Однако, вернемся к агротуризму. Есть отличные агроусадьбы, образцовые, лауреаты вполне заслуженных премий. Например, «Купалинка» в Брестской области. В прошлом году – Гран-при конкурса на лучшую агроусадьбу. И в том, что это действительно так, у меня сомнений нет. В историческом плане это хозяйство позиционировало себя скромно: «На месте бывшего родового поместья древнейшего дворянского рода Шадурских в д. Клещи Кобринского района, Брестской области расположилась агроусадьба «Купалинка».

На этом бы стоило и успокоиться. Ан нет. Вошла усадьба в туристическую дестинацию «Муховэцька Кумора» и решила свою историю приукрасить. На сайте этой дестинации читаем: «История деревни Клещи, где находится агроусадьба, уходит своими корнями в 16 век, а с конца 18 века до тридцатых годов 20 века в деревне находилось родовое поместье представителей одного из древнейших польских дворянских родов Шадурских. Шадурские относились к столбовым дворянам (т.е. принадлежали к высшим дворянским сословиям Речи Посполитой, а позже Российской империи)».

Но вот какая беда – не было никогда в Речи Посполитой столбовых дворян. А в России к таковым относили тех, чей род был древнее 1685 года. Так что обзови кого-нибудь из Шадурских в часы Речи Посполитой «столбовым», заподозри его в принадлежности к ненавистным «москалям», так он бы мог обидчика и саблей рубануть.

Кто же сегодня защитит Шадурских от исторического беспредела? Может быть, «Историческое Бюро»?

Кстати, хотите следы столбовых дворян у нас поискать – так поезжайте, например, в деревню Грудиновка (Быховский район), в имение со времен Екатерины II принадлежавшее российским столбовым дворянам Толстым. Усадебный дом более-менее сохранился, а вот о том, какой след род Толстых оставил в истории России, да и не только России – про это не одну «Войну и мир» можно написать.

В нашей истории все есть. Но тут – как с грибами. Решили собирать – сначала научитесь отличать съедобные от ядовитых. Воспользоваться определителем – тоже неплохо. Однако совет опытного грибника – еще лучше.

Поэтому я и хочу сказать – к чему эта псевдоисторическая попса, с которой время от времени приходится встречаться? Или у нас уже в агротуризме лозунг, как в шоу-бизнесе: «Турист схавает!».

Между тем, единственное преимущество агротуризма по отношению к туризму вообще – это его аутентика. И лозунг тут простенький: «У нас – настоящее!». Настоящая хата, настоящий лес, настоящая рыбалка, в конце концов – настоящее гостеприимство, а не пятизвездочный показной стандарт. Вот и история должна быть настоящая, а не околонаучная фантастика на историческую тему.

У агротуризма сегодня есть законодательная база, есть – организационная и информационная. Давайте укрепим его и надежной исторической базой.