<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">В эти осенние дни свой юбилей празднует компания «Бел-Ориентир». О том, куда ездили белорусы 25 лет назад, как компания смогла стать одним из лидеров в сегменте автобусных туров, и о том, что ожидает туристов в новом «Клубе любителей путешествий», нам рассказала директор компании Ирина Бовенко.</span></p>

– Ирина Петровна, 25 лет для турфирмы – это, несмотря на «молодость», очень серьезная дата. «Бел-Ориентир» с полным правом можно назвать одной их самых старейших компаний на белорусском рынке.

– Да, мы – самая первая независимая коммерческая негосударственная компания. Все знают, что изначально туризмом занимались всего три структуры. Это известный «Интурист», «Спутник» и «Турист». Наследники этих предприятий и стали первыми турфирмами в новой Беларуси. «Бел-Ориентир» же – это первая компания, которая изначально создавалась как коммерческая. Мы начинали с хозрасчетного предприятия «Ориентир», одним из направлений которого был туризм. Сначала это дело развивал мой муж Юрий Бовенко (к сожалению, он рано ушел из жизни – на 51-м году жизни). Чуть позже в туризм пришла и я. Кстати, сегодня в нашей компании работает и наша дочь, Елена Варакса. Все из того первого «Ориентира» стали независимыми компаниями, в том числе и туристический «Ориентир», который чуть позже получил приставку «Бел».

– Ваша компания, да и вы сами, стали свидетелями всех значимых исторических событий, происходивших в лихие 90-е. Что представлял собой туризм в те годы?

– Это было очень сложное время. Развал экономики, брожение в умах, полная смена социальных и психологических ориентиров. Честно говоря, вспоминая те годы, я сама удивляюсь, как мы все это пережили. Не дай Бог жить в эпоху перемен, как говорят. Сейчас этого, конечно, уже никто не помнит, но ведь самые первые турфирмы работали на печатных машинках. Мы вручную набирали все документы, и самое главное было – обойтись без ошибок. Ведь одна опечатка – и документ идет в мусорку. Все современные технологии тогда представлялись абсолютной фантастикой. Я помню, например, каким праздником был день, когда мы приобрели свой первый факс. Мы специально ездили за ним в Западную Германию и отдали за аппарат около 3800 марок. Это были огромные деньги, но зато мы наконец смогли отправлять партнерам какие-то документы. Ну а уж когда в офисе появился первый компьютер (его нам подарили американские студенты) и мы смогли набирать документы латинским шрифтом, то это был вообще настоящий прорыв! А вспомните посольства! Все дипломатические ведомства тогда находились в Москве, и что только не происходило под их стенами! От драк до перестрелок. И это была норма. Но только так, пройдя все круги ада, мы могли получить визы и отправить наших туристов в Италию, Германию или Австрию.

– С чего начиналась компания «Бел-Ориентир»? Чем занимались ваши сотрудники?

– Начинали мы с размахом! Так сказать, по-советски. У нас было несколько отделов: отдел отправки, отдел международного сотрудничества, отдел выходного дня. Последний, к слову, предполагал отнюдь не поездки в Вильнюс или Ригу (туда и так ездили просто пообедать). Среди наших туров, например, были выходные во Владивостоке, Ташкенте, Самарканде. По тем временам это были обычные 4-дневные поездки с несколькими авиаперелетами. Оплачивались подобные путешествия профсоюзами и были доступны практически каждому. Ну а после того, как союз развалился, вместе с ним развалилось и общее воздушное пространство. Какое-то время из Минска можно было улететь только в Москву и Санкт-Петербург. Именно тогда мы пересели на поезда. Кстати, популярный поезд Минск – Варшава появился в том числе благодаря и «Бел-Ориентиру». Вместе с компанией «Дортур» мы продвигали это направление и инициировали этот рейс. Наши туристы доезжали на поезде до Варшавы, а потом на польских автобусах ехали в Европу. Это было, кстати, очень удобно. Потом мы начали ездить в Турцию – конечно, сначала это был не туризм, а шопинг. У нас была своя группа, которая прожила с нами лет 10. Тогда мы возили туристов не совсем обычным путем: они доезжали до болгарской Софии на поезде, а потом на турецких автобусах ехали уже в саму Турцию. Подобным образом (через Софию) возили людей и в Грецию. Вообще, я скажу, что шоп-туры – это адский героический труд. И занимались им чаще всего обычные женщины: инженеры, педагоги, врачи. Для многих подобные шоп-туры были единственной возможностью выжить, накормить семью, поставить на ноги детей.

– А существовал ли в те годы въездной туризм?

– Да, к нам очень активно ехали поляки, немцы, американцы. Очень много иностранцев появилось после Чернобыля. Мы наблюдали реальный интерес к стране. Кто-то приезжал с благотворительными целями, кто-то потому, что наконец упал железный занавес. Вообще, так получилось, что я лично стала свидетелем сразу нескольких исторических моментов. Например, мы находились в Берлине в тот самый день, когда западные немцы впервые открыли Бранденбургские ворота для восточных соседей. Это было настолько неожиданно и необычно, что оторопели все. Не только мы, жители Советского Союза, но и сами немцы. Все боялись и не понимали, как то, что еще вчера было нельзя, сегодня уже можно?! Оценить историческую значимость этого момента, наверное, можно только спустя несколько лет. Не поверите, но когда начали ломать берлинскую стену, мы вновь оказались в столице Германии. Помню, что набрали множество обломков знаменитой стены и еще долго дарили их друзьям и знакомым. А во время одного из путчей мы с группой туристов отдыхали в Италии. Итальянцы тогда, посмотрев новости, со всей серьезностью предложили нашей группе не возвращаться домой. Даже были готовы предоставить помощь на первое время. К слову, помимо 25-летия нашей турфирмы, практически столько же длится плодотворное сотрудничество со многими зарубежными партнерами. Теплые слова хочется сказать в адрес наших коллег из Италии, Чехии, Болгарии и других стран.

– Как вы пришли к автобусным турам?

– Как я уже говорила, сначала мы занимались комбинированными поездками: поезд + автобус. Затем, как только возобновились самолетные вылеты, стали активно использовать авиа. Очень быстро на рынке появились чартерные рейсы в Италию, Болгарию, Турцию, другие страны. Ну а чуть позже мы почувствовали, что у нас есть интерес к организации автобусных путешествий. К слову, я до сих пор считаю, что самолетами (регулярными рейсами) заниматься значительно легче, чем автобусными турами. Автобусные путешествия – это высший пилотаж! До них реально нужно дозреть. В общем, мы «дозрели», создали транспортную организацию и вплотную занялись автобусными поездками. Думаю, что мы оказались правы. Сейчас наши туристы уже объездили всю Европу и продолжают вместе с нами открывать для себя все новые и новые уголки.

– Что самое главное в организации автобусных туров?

– Самое главное – выверенная программа. Люди порой не понимают, что уход на 10 км в сторону может катастрофически повлиять на всю поездку. Тут опоздали, сюда не успели, а в итоге тур получился скомканным. А ведь многие наши маршруты уже не просто откатаны, они отшлифованы практически до блеска. И туристы наверняка не догадываются, что для того, чтобы их тур состоялся, мы учли массу разнообразных нюансов. Впрочем, как показывает статистика, 95% наших клиентов остаются довольны качеством отдыха. И это не придуманные цифры с потолка. После каждого тура мы просим наших туристов заполнить анкету, в которой можно указать плюсы и минусы состоявшейся поездки. Все полученные анкеты я читаю лично и делаю соответствующие выводы.

– И что пишут туристы в анкетах?

– К счастью, по большей части благодарят. У нас сложилась хорошая команда гидов и экскурсоводов, прекрасные экипажи водителей. Кроме того, мы стараемся размещать туристов только в хороших отелях. Конечно, бывают и недовольства. На мой взгляд, причина большинства претензий состоит в том, что люди путают коллективный бюджетный отдых с индивидуальным заказом. Когда я говорю европейцам о наших ценах, то они мне просто не верят. По их мнению, подобные туры должны стоить гораздо дороже. Мы же вынуждены не только улучшать качество, но и стремиться любым образом удешевлять поездки. Только так можно быть востребованным и конкурентоспособным на рынке.

– Сколько человек сегодня составляют коллектив «Бел-Ориентира»?

– Нас много. Ведь помимо тех, кто работает сегодня в офисе (а это около 20 человек), «своими» мы считаем и структуры, работающие с нами много-много лет. Так, членами нашей команды я считаю и большинство экипажей, наших замечательных водителей, экскурсоводов и гидов. Кроме того, у нас есть собственное представительство в Москве. Оно, кстати, реализует не только автобусные туры из Минска, но и продает авиатуры из российской столицы. За это время у нас появилось много постоянных клиентов, которые доверяют нам больше, чем российским компаниям. Недавние события показали, что в общем-то они оказались правы. Вообще, меня очень смущает агрессивная политика некоторых российских компаний, выходящих на наш рынок. Когда фирмы долгое время продают туры ниже себестоимости, это либо отмыв денег, либо – афера. На ком конкретно закончится пирамида – неизвестно, но я бы не советовала доверять таким компаниям. Вы сами видите, сколько тысяч человек осталось без денег и отдыха этим летом в результате банкротства российских туроператоров.

– Какова, на ваш взгляд, основная причина банкротств на российском туристическом рынке?

– Мне кажется, единой причины тут нет. Здесь как по Толстому: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная семья несчастна по-своему». Там разные схемы, разные проблемы, но результат, к сожалению, один и тот же. Не могу сказать, что меня это не пугает. Ведь пока у нас в Беларуси существует здоровый туристический рынок, то и конкуренция здесь тоже будет здоровой. Да, кто-то чуть демпингует, кто-то чуть больше рискует, кто-то слетал или съездил в убыток. Не без этого. Но когда фирма сознательно идет на постоянные издержки, это как минимум повод задуматься. Вообще, подорвать рынок и потерять доверие – очень легко. Мне не хотелось, чтобы эта ситуация повторилась у нас. К слову, многие мои иностранные партнеры уже давно отмечают, что белорусский рынок гораздо прозрачнее и здоровее российского.

– Как удается «Бел-Ориентиру» держаться на плаву все эти годы? В чем ваш секрет успеха?

–Первое – это честное отношение к туристам. Мы всегда слушаем желания наших клиентов и стараемся сделать максимум того, что от нас зависит. А порой и даже больше. Второе – это профессионализм. Конечно, операторская деятельность всегда связана с рисками. Другое дело, что есть риски взвешенные и риски глупые. Вот искусство избегать вторых и есть вершина профессионализма. Третье – это хороший слаженный коллектив. Отмечу, что с нами работают ответственные и порядочные люди, остальные здесь просто не приживаются. Кстати, так получилось, что у нас никогда не было текучки кадров. Практически все сотрудники, которые приходят к нам, остаются в «Бел-Ориентире» надолго. Ну а еще мы гордимся нашими «выпускниками». Именно с нашей компании начинали свою карьеру многие известные лица белорусского турбизнеса.

– Традиционный вопрос: каковы ваши планы на будущее?

– Развиваться. В туризме развитие, поиск новых направлений, маршрутов – это постоянный процесс. Так, в этом году мы открыли клуб любителей путешествий, который в честь юбилея назвали просто «25». В этом клубе мы сделали акцент на экскурсионных автобусных турах с более углубленным изучением отдельно взятой местности. Мы рассчитываем, что большинство поездок в рамках клуба будут проходить в межсезонье – это самое благоприятное время для познавательных поездок. Среди наших программ, например, Рождество в Саксонии, тур по французским винным регионам Бургундии и Божоле, карнавалы с посещением Венеции, Ментона и Ниццы. Думаю, что данные программы будут интересны не только нашим постоянным клиентам (для них предполагается система клубных карт и скидок), но и широкому кругу туристов. Также среди наших новостей – открытие второго офиса компании в Минске. Несмотря на то что с нами сотрудничает большое количество агентов, на сегодняшний день мы хотим увеличить долю собственных продаж. Думаю, что к новогодним праздникам второй офис заработает в полную силу. Так что планов много! Будем работать!

– Спасибо! Успехов и долгих лет работы на благо белорусского туризма!