https://www.traditionrolex.com/8
<p>В конце прошлой недели на устах у минских автомобилистов часто появлялась фамилия литовской партизанки Марите Мельникайте: улицу, названную в ее честь, перекрыли метростроители и теперь говорят, что пешеходной она будет до конца 2017 года. Улица Мельникайте небольшая (меньше километра), с первого взгляда не слишком древняя и не самая живописная, однако есть в ней как минимум одна изюминка.</p>

Вот уже без малого 22 года здесь располагаются редакции «Туризма и отдыха» и его «потомства» – портала TIO.BY и единственного в стране издательства, специализирующегося на выпуске краеведческой литературы, – «РИФТУР». А если перечислить хотя бы некоторых из наших бывших или настоящих соседей, среди которых Национальное агентство по туризму, компании «Белинтурист», «ЦентрКурорт», «Внешинтурист», «Ростинг», «Таврика Тур», «Трэвел», «Свэлна», «Экотур-6», «Экстра-тур» и др., то окрестности улицы Мельникайте можно смело назвать «туравеню», безусловно, заслуживающей того, чтобы сказать о ее истории хотя бы несколько слов.

Собственно, самое древнее, что есть у этой улицы, – это топонимика ее «истока», Юбилейной площади, одной из самых высоких точек города, имевшей в средневековом Минске оборонное значение. В XIX веке на месте снесенных бастионов появилась увенчанная крестом колонна – в ознаменование 1500-летия первого Вселенского собора, утвердившего догматы и символы христианской веры. Новую площадь соответственно назвали Юбилейной. Так с 1826 года до наших дней через десятилетия атеизма пронесла она свое по сути религиозное название. Что, впрочем, никак не отразилось на нравах населявшей ее окрестности публики: на запад от юбилейного креста тянулась улица Ново-Красная (сегодня Максима Танка), считавшаяся в годы Первой мировой главной минской улицей красных фонарей, а на север – улица Глухая, затем Ратомская (прежние названия Мельникайте), старавшиеся не отставать от соседки в этом древнейшем ремесле.

В годы Второй мировой на перекрестке Ратомской и Танковой креста уже давно не было, а на его месте разместилась биржа труда еврейского гетто, в которое немцы превратили Раковское предместье. Сюда каждое утро приходили заказчики, которым нужна была бесплатная рабсила. Отсюда, выстроив в колонны, узников гетто гнали на работу и на смерть – часто люди даже не догадывались, что путь вниз по Ратомской станет для них последним. В марте 1942 года в течение трех дней в овраге на окраине гетто расстреливали большие группы узников. Когда нацисты ликвидировали еврейский детский дом, двести сирот просто сбросили в яму на перекрестке с Заславской улицей и засыпали их землей. Дети кричали и молили о пощаде, а вдоль рва ходил эсэсовский офицер и бросал им конфеты… Сейчас здесь расположен мемориал «Яма». Скромный обелиск, с которого он начинался, появился на этом месте в 1947 году – это был первый и долгое время единственный памятник жертвам Холокоста на территории СССР и, кроме того, первый в Советском Союзе монумент, на котором было разрешено сделать надпись на идиш.

В послевоенные годы на площадке, где сейчас находится администрация Центрального района, работал колхозный рынок по реализации сельхозпродукции, просуществовавший до начала 1980-х. Затем у улицы, которой в 1976-м присвоили имя Мельникайте, началась новая жизнь: деревянная застройка пошла под снос, а с двух ее торцов выросли первые минские небоскребы. В 1982 году на перекрестке с проспектом Машерова распахнул свои двери 17-этажный Дом профсоюзов, и в том же году на углу с Юбилейной площадью завершилось строительство 90-метрового здания института «Белбыттехпроект», ставшего на 30 лет самым высоким в Минске. Вокруг граненого объема технического этажа, прозванного в народе «корабликом» (он 24-й, хотя лифт поднимается лишь до 20-го, а еще четыре надо пройти пешком), расположена смотровая площадка, куда, к сожалению, не пускают туристов. А ведь вид на город оттуда сказочный!

Кстати, о сказках. Древние минчане называли холм, с которого «стекает» улица Мельникайте, Змеевой горой. Считалось, что в ее глубоких пещерах жил кровожадный цмок, который время от времени требовал новых жертв. Затем его победил один местный богатырь и бросил мертвое чудище в Свислочь. Если представить, что он тащил тушу поверженной рептилии к воде кратчайшим путем, то этот путь был ровно по будущей улице Мельникайте. Еще одна легенда гласит, что соседняя со Змеевой гора называлась Волчьей (сейчас на ней расположена гостиница «Планета»). Некоторые историки полагают, что давным-давно на этом холме жило племя лютичей, тотемным животным у которых был волк («лют»), а вспомнив, что «гора» у них звучала как «монт», сразу понимаешь другое древнее название улицы – Людамонтская.

Впрочем, помимо мифических персонажей, улица Мельникайте может похвастать и вполне реальными, но тоже легендарными фигурами. Так, несколько лет назад под крышей Национальной школы красоты открыл свое кафе знаменитый теннисист Максим Мирный, а в доме на перекрестке с Заславской жил писатель и основатель «Дудуток» Евгений Будинас, без которого ландшафт белорусского туризма был бы совсем иным.

https://www.traditionrolex.com/8