https://www.traditionrolex.com/8
<p>…С <strong>Алесем Варыкишем, руководителем фонда «Страна замков»</strong> и одновременно владельцем агроусадьбы в Родевичах, мы встретились в Гольшанах, откуда начинался новый маршрут «Шляхетская околица».  </p>

Но, учитывая, что он выступал в роли экскурсовода и хозяина хутора Родевичи, поговорить о развитии внутреннего туризма удалось только спустя несколько дней в Минске.

 Алесь, ты на протяжении многих лет занимаешься въездным и внутренним туризмом. Сегодня, учитывая сложные времена, многие соотечественники, возможно, не поедут на отдых в далекие страны, а останутся в Беларуси. Можно ли предполагать, что жители нашей страны буквально хлынут на экскурсионные маршруты по стране?

 Гипотетически и теоретически так и должно случиться. Люди не поехали за рубеж, значит, они больше должны ездить по Беларуси. Но, на мой взгляд, это не вытекает одно из другого. Просто здесь есть различные нюансы: допустим, большая часть людей уже ездили на многие маршруты от своих организаций, которые им полностью или частично эти туры оплачивали. А сегодня эти предприятия или организации в связи с кризисом просто-напросто статью «путешествия и экскурсии» вычеркнули из своих планов. Не осталось места никаким тимбилдингам, корпоративным выездам для улучшения атмосферы и сплочения коллективов. Сняли эти вопросы с повестки и решают свои насущные острые проблемы. Поэтому то, что коллективные поездки станут более редкими, – это прогнозируемый факт. Остаются индивидуальные туристы, которые записываются в сборные группы. Но всплеска, ажиотажа спроса на такие поездки мы, к сожалению, не наблюдаем. Бывает и так: люди записались, потом звонят: «Нет, не поедем, вычеркните нас, у нас сейчас материальные сложности!» Так что здесь у меня особого оптимизма нет: трудности материального плана испытывают и предприятия, и конкретные люди.

Мне кажется, что вместо групповых поездок будут более интенсивно развиваться индивидуальные: наши соотечественники в выходные станут садиться в машины и ехать, чтобы посмотреть на достопримечательности.

 Если говорить о финансовой стороне вопроса, вы цены на экскурсионные поездки не повышали?

 Нет и еще раз нет. И не планируем. У людей и так туго с деньгами, мы не можем с них брать больше. Сейчас многие туристические организации делают ревизию  своих турпродуктов, чтобы где-то урезать или сократить, но стоимость не повышать.

 И все-таки, несмотря на сложившуюся ситуацию, «Страна замков» все время работает над своим ассортиментом, пытается его и углубить и расширить?!

 Да, это на самом деле так. Здесь интерес прямой. У нас есть постоянные туристы, которые с нами ездят на наши маршруты. Если мы ничего нового не будем предлагать, они уйдут в другую фирму. Хотя перетекание туристов из одной компании, которая занимается турами по Беларуси, в другую – процесс нормальный и объективный. Однако практика показала: стоит только разработать новый маршрут – автобус набирается быстро. Новая программа вызывает интерес – и туристы едут охотнее.

 Эта тенденция будет развиваться и впредь?

 Обязательно.

 Существуют ли, на твой взгляд, некие границы для расширения перечня маршрутов? Вот, к примеру, вы создали экскурсию, связанную с Первой мировой войной. Создали новый маршрут «Шляхетские околицы». И так далее. Может ли наступить момент, когда создавать экскурсии будет просто не о чем?

 Проблема в этом есть. Но пока еще в регионах появляется много интересных объектов, которые можно посещать, комбинировать их друг с другом и пр. Можно развиваться не только за счет стандартных форм, но и за счет введения анимационных элементов. Некоторые объекты без театрализации «не играют», их сложно показывать. К примеру, у нас есть маршрут «Франц и Зося: каханне, мацнейшае за вайну», в который входит осмотр немецкой тюрьмы. Само здание не очень интересное – бетон и бетон. Но когда нашего Франца немцы пытают, водой обливают, смотришь, у туристов кулаки сжимаются, и они готовы в драку за него. Готовы этого Зигфрида просто на клочки порвать.

 То есть можно одни и те же объекты показывать по-разному…

 Совершенно правильно. Главное – вызвать эмоции у туристов. И считаю, что еще на какое-то количество туров и экскурсий нам достопримечательностей хватит. По крайней мере мы еще в этом сезоне планируем подготовить несколько новых программ.

 Можно поподробнее, если это не тайна, конечно…

 В июне поедем по Оршанщине. Не знаю, почему мы до сих пор туда не доехали. Невероятные места: Смоляны, Дубровно, сама Орша…Это будет классическая экскурсия.

 Не страшно от ярких анимационных программ, прославивших «Страну замков», перейти к классике жанра?

 Тенденция такова: туристы съездили на одну-вторую анимацию и хотят дальше углубляться в тему. Они начинают читать книги, лазить по интернету. Меняется сознание и ментальность. Следующий этап – просто съездить на экскурсию, получить информацию, посмотреть на объекты.

 Меняется ли состав групп? Кто они, нынешние туристы?

 Когда я начинал работать экскурсоводом, на маршруты в основном ездили пани…

 …бальзаковского возраста?

 Теперь этот возраст определить трудно, но женщины немолодые. Когда начали делать анимационные программы, поехали абсолютно все категории туристов: и молодежь, и дети, и люди более преклонного возраста. А сейчас аудитория потихоньку меняется в сторону тех, кого на самом деле интересует история Беларуси. Молодежи стало больше однозначно.

— Это люди с определенным уровнем образования?

 Насчет образования… Это вопрос сложный. Скажу только, что это люди интересующиеся и неравнодушные.

 Но это в основном белорусы?

 Ездят на наши маршруты и россияне, но те, которые, например, приехали в гости. Но их немного. Так что в основном это наши соотечественники.

 В последнее время, как мне кажется, внутренний туризм становится все более региональным. Это уже не Минск и даже не Минщина, а более отдаленные уголки страны…

 Здесь, я думаю, все зависит от местных кадров. Как и раньше, кадры решают все. Если есть люди, способные раскрутить тот или иной регион – там появляются интересные объекты. Если нет – то и туризма тоже нет. Если будет интересное мероприятие или серия мероприятий и соответствующий сервис в Червенском районе – люди поедут в Червенский район, если в Ошмянском – значит, поедут на Ошмянщину и так далее. Туристы поедут туда, где интересно и где хороший маркетинг и реклама.

Туристам расстояния не страшны. Для примера могу привести знаменитый Мосар: при жизни ксендза Бульки туда в субботу приезжало до 20 автобусов, собирались тысячи людей. А Мосар находится в 170 км от Минска. Так что есть возможности и есть резон предлагать туристам и более отдаленные уголки.

 Экскурсии и объекты – это хорошо. Но мы всегда говорим о некоем комплексе, то есть экскурсионное обслуживание + питание +сервис. Как сегодня обстоят дела с этими важными элементами путешествия?

 Эти страшилки, по-моему, остались в прошлом. Сейчас туалеты есть практически везде, спасибо «Беларуснефти», на заправках всегда есть не только туалеты, но и возможность перекусить и попить кофе.

 При разработке новых маршрутов приходится общаться с местными властями. Есть ли непонимание с их стороны или они всегда идут навстречу?

 В моей судьбе я просто получил подарок от Бога, потому что попал в Ошмянский район. Районная администрация здесь – это просто какое-то чудо на земле: понимание есть буквально на всех уровнях, начиная от председателя, замов, начальников отделов, землеустроителей… Я с 2006 года нахожусь в этом регионе и не помню случая, чтобы были какие-то конфликты и непонимание со стороны властей. Абсолютная поддержка и абсолютная помощь. Самый яркий пример: именно администрация заметила, что в дестинации «Северный вектор Гродненщины» ПРООН будет проводить конкурс малых грантов для агроусадеб. Мне сказали: «Нам кажется, эта инициатива будет вам полезна. Поезжайте на семинар». Я поехал и выиграл конкурс. В результате появился новый маршрут «Шляхетские околицы».

 Но, возможно, далеко не везде власти проявляют такое понимание?

 Я, что называется, не «скажу за всю Одессу», но назову последний пример, мягко говоря, странного поведения властей на местах. Хочу передать пламенный «привет» властям Ляховичского района Брестской области, где совсем недавно разобрали и уничтожили одну из самых красивых деревянных усадеб Беларуси в деревне Нача Свентицкая. Вопрос такой: «Даже если этот объект вам не нужен и он пустует, есть такой сервис – Фэйсбук, куда можно было выбросить информацию об этом объекте. Его бы купили и перевезли!» Но легче, конечно, сровнять бульдозером. Пристроить старинную усадьбу – это не самая тяжелая работа. Главное – не утыкаться носом в свои бумажки!

В Волковысском районе имение Краски сегодня продали бизнесмену из России, и он его восстанавливает. И так поступают сегодня со многими памятниками истории, потому что спрос на такие объекты существенно вырос. Вот такая региональная туристическая политика.

 Это, так сказать, проблемы местные. Но, как правило, на развитие внутреннего туризма влияют и проблемы глобальные…

  Здесь вырисовывается интересный момент. С одной стороны, есть стремление и желание развивать это направление, а с другой – общая атмосфера в целом довольно странная. Уничтожение объектов истории и культуры как-то не вяжется с громкими декларациями. В Обществе охраны памятников мне сообщили такую информацию: за время существования независимой Беларуси потеряно больше памятников, чем за времена советской власти! Этот факт не может не настораживать. Кроме того, принимаются странные решения, наподобие решения Федерации профсоюзов Беларуси о том, что члены профсоюзов должны ездить на экскурсии только через организации «Беларустуриста». Такие решения возвращают нас в 1970-е годы, когда никто не слышал о конкуренции и не было рынка.

На мой взгляд, последствия принятия таких решений могут быть катастрофическими для фирм, занимающихся внутренним туризмом. Сегмент рынка, связанный с этим направлением, просто ляжет. Честно говоря, я очень сомневаюсь, что предприятия «Беларустуриста» смогут закрыть весь объем внутреннего туризма. Эти и другие обстоятельства, безусловно, не способствуют глобальному развитию внутреннего туризма в стране. Однако мы оптимисты и надеемся, что начавшийся туристический сезон пройдет хорошо.

 Спасибо за беседу и хорошего сезона!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8