https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Признаться, давно хотел посмотреть на Беларусь беспристрастным, незамыленным взглядом, к примеру, глазами приезжего туриста – без излишней идеализации натуры и рефлексии по поводу «шляхецкiх падмуркаў». И вот такой шанс предоставился: на прошлой неделе, как уже <a href="http://www.tio.by/pro/turbiznes/35408">сообщал</a> TIO.BY, проходил организованный компанией «Алеан» при поддержке Министерства спорта и туризма Республики Беларусь рекламный тур по нашей стране для российских туроператоров, в котором я провел пару дней бок о бок с восточными соседями.</strong></p>

– Если во время поездки у вас возникнут вопросы, проблемы, потребность о чем-то поговорить, пожалуйста, не стесняйтесь, – заканчивает инструктаж усевшейся в автобус группы гид-экскурсовод Евгения Быц.

– Доктор, у меня первый день рекламника по Беларуси, и я волнуюсь, – шутят приезжие.

Люблю в групповых турах занимать места на галерке – там волей-неволей оказываешься в эпицентре жизни, только успевай записывать мнения. Тем более что до первого совместного вечера никто друг друга толком не знает и не подозревает, что в эту часть автобуса внедрился «шпион» из Беларуси. А значит, высказывания визитеров будут остры, правдивы и порой нелицеприятны. Словом, то, что мне нужно.

Какими-то чигирями выезжаем из столицы – гости, решившие, что их повезут на Минское море (первым пунктом маршрута значились расположенные на нем санатории) непременно через центр, несколько разочарованы. Только потом, спустя пять дней, когда автобус будет возвращаться в Минск по проспекту Победителей, группа прильнет к окнам с фотоаппаратами, охая и пытаясь впихнуть в кадр произрастающие тут гигантские «грибы» «Минск-арены», Дворца Независимости, отеля Marriott, дома Чижа, торговых центров «Арена-сити» и «Замок». При этом случится коротенький диалог двух москвичек:

– Я б в Беларуси жить не смогла.

– А я смогла бы… (подумав) В Минске… (еще подумав) В центре.

Пока же нас ждали здравницы Минскоморского побережья (и не только его, но и березинского, неманского, днепровского), а также некоторая белорусская дворцово-замковая экзотика.

Ознакомительно-оздоровительная программа была насыщенной (иногда заслуживая от гостей наречия «слишком») и включала в себя посещение одиннадцати санаториев и Республиканской больницы спелеолечения. По словам руководителя представительства компании «Алеан» в Беларуси Елены Брок, в нынешнем году рекламный тур по лечебным учреждениям был совмещен с экскурсионкой и знакомством с гостиницами.

– В этом туре мы сделали ставку не только на санатории, но и – впервые в таком объеме – на экскурсионно-ознакомительную программу, – говорит Елена. – Сейчас у нас набирают обороты познавательные туры в Беларусь, особенно в Минск из Москвы и Питера, поэтому мы надеемся, что в следующем году к нам приедет еще больше экскурсий.

Впрочем, как утверждает Елена, и с санаториями у «Алеана» дела обстоят неплохо: несмотря на «плавание» российского рубля, количество клиентов выросло по сравнению с 2014 годом на 20 процентов. Это подтверждается тем хлебосольством, с которым встречают в ходе тура представителей 38 российских операторов в наших санаторно-курортных учреждениях. Специально интересуюсь процентом отдыхающих из России у руководителей санаториев – отвечают, что от половины до 9/10 от общего числа.

Всякое ознакомление с инфраструктурой, номерным фондом и лечебной базой каждого нового объекта непременно заканчивается резюмированием по возвращении в автобус – от откровенного «колхоз» и набившего оскомину «чистенько, но бедненько» до «это вау!», как в случае с санаторием «Белорусочка», где нам показали люксы, в которых живут невыездные российские генералы. Беларусь – это максимум, что им позволено.

Из разговоров гостей понимаю: от того, что в России представители некоторых профессий (военные, полицейские, судьи) стали невыездными на Запад, белорусский турбизнес только выиграет. Российские же турагентства сей факт заставил немного другими глазами взглянуть на, казалось бы, давно знакомую страну «Белоруссию». Те, кто никогда прежде не возил сюда экскурсии, задумались над этим направлением, а те, кто уже возил, начал открывать для себя новые грани наших городов и местечек.

– Я объездила пол-Европы и была во многих европейских замках, – рассказывает Наталья Пирич, директор агентства путешествий «Турмалин» (Волгоград), – но такого, как увидела в Несвиже, не встречала нигде. Театрализованная экскурсия – это просто фантастика!

Действительно, в залах Несвижского дворца нас встречали Михал Казимир Радзивилл «Рыбонька» с супругой Уршулей Франтишкой, проведшие замечательную экскурсию по залам музейного комплекса. Пани Уршуля рассказывала о театре, семейных традициях, коллекции фарфора, а ее муж – великий гетман литовский – все больше об охоте, войнах и политике. «Кстати, – заметил Михал Казимир, – буквально в это воскресенье у нас состоится важное событие – выборы нового короля». – «Нового или старого?» – с усмешкой уточняют гости. – «Не острите!» – тут же понижает тон Радзивилл...

На следующий день, после заезда в Солигорск, слышу голоса соседок по автобусу:

– Я раньше думала, что белорусская провинция – это прям прови-и-инция, а тут все так клево! Чем больше езжу, тем она мне сильнее нравится.

Поворачиваюсь к другим соседям, словно бы надеясь тоже услышать и от них что-то приятное для белорусского уха, спрашиваю:

– А вам как?

– Советский Союз.

Оценки увиденного участниками рекламника так и будут разниться до конца поездки: от «ощущения, что попала в свое далекое детство» до «страна сильно изменилась, став визуально ближе к Европе». Один из гостей (как говорят в таких случаях, «источник, пожелавший остаться неизвестным») признался, что мечтал просто посмотреть на жизнь в Беларуси, часто превозносимую российским телевидением, и она показалась ему не столь радужной. «А то, что происходит у вас с интернетом, вообще не поддается описанию», – добавил собеседник.

Это он не про оппозиционные сайты и вообще не про политику, от которой в силу географических причин весьма отдален. Это про доступ ко всемирной паутине для приезжих, в нюансах которого запутался не один турист. Общее недоумение гостей выразила в ходе круглого стола, состоявшегося по результатам рекламника, менеджер московской компании «Нафтуся-Тур» Елена Валуева:

– Мы в Москве, и не только, привыкли, что у нас везде есть вай-фай (Wi-Fi): на остановках, в кафе, общественных туалетах и поездах метро. Мы избалованы вай-фаем. Многие наши туристы, возвращаясь из Беларуси, говорят, что у вас с этим проблема, и мы почувствовали это на себе. Карточками пользоваться неудобно. Хотя бы в лобби гостиницы или санатория вай-фай должен быть, потому что мы живем в ХХI веке, и все привыкли к определенному комфорту и удобствам.

Круглый стол с громким названием «Беларусь. Перспективы развития», прошедший в пятницу на базе РЦОП «Ратомка», затронул и другие наболевшие для российских гостей вопросы. В частности, на нем говорилось, что белорусские санатории дают комиссионное вознаграждение туроператорам всего на уровне 23% (тогда как у здравниц Крыма и Краснодарского края, например, этот процент равен 1015), что не только маловыгодно, но и приводит к многообразию итоговых цен, т.к. каждый добавляет маржу по своему разумению.

По наблюдению директора фирмы «Розовый фламинго» (Новокуйбышевск) Марии Фоминой, белорусам следовало бы привлекать в сферу туризма больше специалистов на местах. Она привела пример принадлежащего РУП «Гомсельмаш» санатория «Машиностроитель», где одна сотрудница занимается и санаторно-курортными вопросами, и продает комбайны. «Место отличное, но там очевидно не хватает рук».

– Вообще в Беларуси много хороших санаториев, – говорит Оксана Мастяева, менеджер компании «Магазин отдыха» (Москва), – и когда рассказываешь о них туристам, те загораются, а потом вдруг оказывается, что добраться до места проблематично.

Присутствовавшая на обсуждении консультант Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Марина Масташова заверила, что таких примеров на 466 санаторно-курортных учреждений Беларуси не так уж много, но о некоторых случаях, когда до туробъектов не ходит регулярный рейсовый транспорт, департаменту известно, и он уже работает над этим вопросом.

Многое на круглом столе обсуждалось из того, что российские туристы испытали на себе в течение пятидневной поездки. А это и сложности с обменом денег (в посещенных санаториях обменные пункты отсутствовали либо были закрыты), и отсутствие горячей воды и исправно работающих душевых кабин в некоторых номерах, и порою сложная навигация по территории оздоровительных учреждений (не всегда есть указатели и таблички на дверях).

Кое-кто из гостей столкнулся с жульничеством таксистов и хамством работников торговли, что противоречило психологической установке о белорусском гостеприимстве и не прибавило нашей стране привлекательности в глазах туроператоров.

Очень жалели россияне, что не попали в Мирский замок, находящийся всего в тридцати километрах от посещенного ими Несвижского. Некоторые были искренне удивлены, что в Беларуси можно увидеть храмы и дворцы в таких стилях как готика и барокко, потратив на это гораздо меньше денег, чем, например, в Прибалтике.

– Ваш Гомель – известный город, но даже многие из нас, профессионалов турбизнеса, не знали, что там есть красивейший дворец Румянцевых-Паскевичей, пока сами не увидели, – говорит Наталья Пятина, менеджер компании «ИВА-тур» из подмосковного Кашира. – Нужен ролик по центральному российскому телевидению – такой, как у Кипра или Греции – буквально 2-3 минуты показа основных экскурсионных объектов и природных красот. Вот приходят ко мне туристы и говорят: «Мы бы хотели съездить в какой-нибудь тур, но так, чтобы было не очень далеко и не очень дорого». Я рекомендую Беларусь и тут же получаю вопрос: «У-у-у, а что там смотреть?..», потому что у клиентов ассоциация с картошкой и санаториями. Но ведь им можно много чего рассказать! И я расскажу – одному, двум, десяти… А надо – всем.

Среди несомненных плюсов белорусского направления, перечисленных россиянами, – географическая близость (всего ночь пути из Москвы и Питера), отсутствие языкового барьера, ненадобность загранпаспорта, знакомая кухня, качественное оздоровление и натуральные продукты питания без ГМО. Уже в неофициальной обстановке одна из подмосковных менеджеров откровенно призналась мне:

– Я ненавижу своих клиентов за то, что они постоянно спрашивают и хотят покупать лишьТурцию с Египтом! Беларусью интересуются в основном бабушки с завода, а чтобы она заинтересовала молодежь, нужны какие-то активные программы типа рафтинга, джип-сафари или другого приключенческого туризма – словом, активный отдых. Тогда продажи этого направления пойдут активнее, и Беларусь полюбится не только представителям невыездных профессий.

https://www.traditionrolex.com/8