Белорусские глиняные «мамзелькi» появились в шведском Музее фарфора

16.11.2014 - Новости

Белорусские глиняные «мамзелькi» появились в шведском Музее фарфора

Мог ли представить простой городнянский гончар, что сделанная им посуда может стать объектом внимания за рубежом? И не где-нибудь, а в признанном европейском центре фарфора. Но дело именно так и обстоит, рассказывает «Вечерний Брест».

Под стеклянным колпаком на подиуме, как на пьедестале, возвышаются 100-летний гладыш и збанок помоложе. Тут же пристроилась и «мамзелька» – однолитровый горшочек. Эта труженица с неистребимыми следами сажи на боках и вовсе воспринимается этакой глиняной Золушкой, которая прямо от печи попала на бал...

Как же простая деревенская утварь оказалась в Густавсберге?

Летом 2012 года на Столинщину в Городную, деревню, знаменитую своим гончарным промыслом,  приехали шведские керамистки Моника Йоханссон и Элизабет Халлгрен. Через участие в международном пленэре гончарного искусства гости постигали Беларусь и Полесье. Домой вернулись с целым багажом впечатлений, а также убеждением, что с новым опытом надо что-то делать. Плодотворно поработал в Городной и Клас Остром, муж Моники Йоханссон (на него была возложена обязанность фото- и видеохроникера.)

Вскоре Элизабет Халлгрен создала коллекцию керамической плитки по городнянским мотивам. Семинар, посвященный городнянскому гончарному промыслу, прошел осенью 2013 года в стенах густавсбергского Музея фарфора.

Но если на то мероприятие никто из Беларуси не смог приехать, то новая «імпрэза» неугомонных Элизабет и Моники, назначенная на октябрь 2014 года, никак не могла обойтись без белорусской стороны. К этому обязывал формат «керамических встреч».

Делегацию, отправившуюся в Густавсберг, возглавила заведующая отделом традиционной культуры областного общественно-культурного центра Лариса Быцко, которую можно назвать главным двигателем шведско-белорусского сотрудничества. Живым воплощением бережно сохраняемой традиции был наш известный гончар народный мастер Беларуси Василий Логвин.

В Густавсберг он привез «черную» и «белую» коллекции. Черная представляет собой ансамбль кухонных сосудов в технике чернозадымленной керамики («пружанская школа»). Иссиня-черным цветом с отливами, взаимосвязанностью непохожих предметов, игрой вертикалей и горизонталей этот набор оказывает на зрителей просто гипнотическое воздействие. Ну а «светлый» комплект посуды с так называемым ангобным покрытием и орнаментальной росписью являет собой пример «городнянской школы» в ее первозданном виде, то есть до использования глазури.

Тему новаторства раскрывала коллекция Марии Редько. Мы знаем автора больше как живописца, но, оказывается, художницу также притягивают и эксперименты с глиной.

Будь дорога поближе, а рук побольше, багаж мог быть повесомее. Но организаторы «керамических встреч» не гнались за количеством экспонатов. Принимающая сторона строго соблюла симметрию и выставила точно такое же количество своих предметов для обозрения. Здесь также была аутентика (кухонные сосуды, датированные XVIII веком) и традиционные формы, сделанные современным мастером Ларсом Андерссоном. Ну а тему новых подходов олицетворяла серия работ Моники Йоханссон «Девушки-улитки». Из темно-зеленых завитков раковин поднимаются белоснежные существа с сонными личиками и выразительными ручками. Одни сложены на груди, другие – воздеты вверх...

Коллекция керамической плитки Элизабет Халлгрен, посвященная Городной, воспринималась как мостик, связывающий традицию с современностью и Швецию с Беларусью.

На вернисаж, который проходил 8 октября, собралось полсотни участников – все они так или иначе связаны с миром керамики и фарфора. Открывая выставку, директор музея фарфора Шелл Лёв говорил о сходстве и различии керамик Швеции и Беларуси и о необходимости творческого взаимообогащения мастеров через сотрудничество.

А потом под аплодисменты директор принял в дар городнянскую «мамзельку», сделанную Макаром Шелестом.

Перенестись в Городную помогли непрерывно демонстрирующиеся фотографии Класа Острома. На втором экране тоже в режиме нон-стоп шел привезенный белорусами фильм, героем которого стал городнянский гончар Матвей Печонко. Инвалид с детства, он умудрялся работать на гончарном круге лишь одной рукой. И та была левая. Экранному герою, который уже давно ушел из жизни, в Густавсберге рукоплескали. И это дорогого стоит.

Напомним, что Густавсберг прославился на весь мир своим костяным фарфором. Почти просвечивающийся, с теплым молочно-пшеничным оттенком, он востребован и сейчас, хотя со временем его производство резко сократилось.

Сегодня Густавсберг – это прежде всего сантехнические изделия высокого качества. Но дух прежней фарфоровой столицы жив. И его поддерживают в том числе и шесть десятков ремесленников и дизайнеров, объединенных в ассоциацию G-studio. Их мастерские расположены в старом здании фабрики. Моника и Элизабет – из этой когорты.

Было немало поводов и для веселья. Например, на шведских вернисажах, как и у нас, тоже есть традиция подкрепиться чем-нибудь вкусненьким. Даже супом. И вот предлагается закуска, с которой брестчане столкнулись впервые. Продольно нарезанные огурцы стояли торчком в стаканах, на дне которых виднелась сметана. Как подступиться к этому скандинавскому изыску? А шведы недоумевали, почему гости без энтузиазма относятся к белорусскому национальному блюду. Узнав откуда-то, что белорусы обожают огурцы со сметаной, хозяева решили сделать приятное. Но не смогли угадать техническую сторону вопроса.

Программа пребывания не ограничилась выставкой. Гончары провели два мастер-класса. Интересно было наблюдать за Василием Логвиным и Ларсом Андерссоном. Хранители традиций сидели бок о бок за гончарными кругами и с азартом «вытягивали» свои изделия. Даже движения их были синхронными. Человеку со стороны было бы непросто различить, где швед, где белорус, но Василия Ивановича выдавала льняная «кашуля» дрогичинского кроя, пошитая его мамой.

Брестчане много увидели и услышали за время пребывания в Густавсберге. Прежде всего внимательно изучили экспозицию самого Музея фарфора, где в чашках, блюдах, вазах старого и нового времени отражена история знаменитого производства. Чрезвычайно полезным было посещение мастерских густавсбергских керамистов, Университета искусств и других примечательных мест.

Говорят, если хочешь вернуться в понравившееся место, брось монетку в воду. Брестчане оставили здесь нечто помощнее. В фондах Музея фарфора отныне будет храниться не только «мамзелька» Макара Шелеста, но и воссозданные Василием Логвиным образцы пружанской и городнянской керамик.

Людмила БУНЕЕВА

Рубрики: Выставки Международное Сотрудничество Музеи

Страны: Швеция Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах