https://www.traditionrolex.com/8
<p>Для чего существуют праздники? Для того, чтобы собраться дружным коллективом и отметить их как следует. В нашем понимании любая памятная дата – это повод провести время не только весело, но еще и познавательно. 1 марта, в день 20-летия газеты «Туризм и отдых», наша редакция отправилась в местечко Раков.</p>

Действительно, какое чудное слово – «местечко». Город, село, деревня – это топографическое обозначение населенного пункта, и только. А когда говорят – местечко, сразу представляется что-то уютное, камерное, патриархальное, где вкусно пахнет хлебом и кудрявятся над крышами дымки. В этом слове есть оттенок, привкус древности и истинной «беларускасцi», не вытравленной годами, дух исконных традиций. Это не населенный пункт – это уклад жизни, определенный менталитет, это ностальгия по временам, которые никогда больше не вернутся. Очень хорошо выразил дух белорусской местечковости известный полесский поэт Сергей Граховский. Он писал: «То, что уже не деревня и еще не город, испокон веков называли местечком. И сразу возникало представление о тихом, небольшом, зачастую далеком от железной дороги поселении с двумя-тремя замощенными улицами, с большой рыночной площадью в центре, с длинным рядом магазинов и лавок, с шумными осенними базарами, с одной или двумя церквями, несколькими синагогами…».

Обо всем этом нам рассказывает давний друг нашей редакции, постоянный автор издательства «Рифтур», один из лучших экскурсоводов страны Анатолий Варавва. В далекой древности город назывался – «место» («мисто», «място»), а небольшой городок – «местечко», то есть применялась уменьшительно-ласкательная форма. Они начали появляться в Беларуси с ХIV столетия, и количество небольших городков постоянно возрастало. Сколько их было на самом деле – никто точно не знает. Достаточно сказать, что из 118 сегодняшних районных центров Беларуси около 70% – бывшие местечки. В 1938 году Президиум Верховного Совета БССР упразднил это название, а местечки стали называться просто и утилитарно – поселки городского типа. А Раков и вовсе «понизили», и теперь перед въездом красуется надпись «Агрогородок Раков».  Историческая ирония этого события заключается в том, что Раков, известный как поселение с 1440 года (некоторые исследователи считают, что поселение существовало здесь лет за 100 до письменного упоминания), через полтора столетия стал настоящим городом, а затем и вовсе центром, столицей графства магнатов Огинских. И вдруг – статус агрогородка!

По Раковскому шоссе отправляемся к  познавательной цели нашего корпоративного праздника – в местечко Раков, что находится в 40 километрах от Минска и стоит на реке Ислочи. Шоссе, появившееся на месте старого тракта, – само по себе исторический памятник. Мало того, что сегодня оно проходит мимо самых высоких точек Беларуси – гор Дзержинской и Маяк – по водоразделу европейского уровня, связывающего бассейны Балтийского и Черного морей, некогда оно имело и важнейшее политическое значение. Когда-то возле небольшой речки Манюньки проходила граница СССР и Польши. Этой дорогой, как самой удобной и прямой, до Вильнюса добирались Сымон Будный, Дунин-Марцинкевич, Элиза Ожешко, вполне вероятно, Тарас Шевченко и многие другие выдающиеся личности.

Перед въездом в Раков останавливаемся около небольшой каплички Матери Божьей, поставленной рядом с криничкой. Существует легенда, что один слепой от рождения человек заблудился, настала ночь, он уснул, а утром услышал голос: «Нагнись, зачерпни воды и промой глаза!» Он так и сделал, свершилось чудо – и слепой прозрел. Поэтому сегодня всем гостям Ракова рекомендуют проделать аналогичную процедуру – даже если ты видишь, как сокол, профилактика не помешает. Сделанный химический анализ открыл тайну святой водицы: в ней оказалось невероятное количество ионов серебра.

Местечки всегда были феноменом в смысле добрососедства различных наций, вероисповеданий и языков. Как правило, благополучно уживались рядом евреи, поляки и белорусы. Русские тоже, но в гораздо меньшем количестве. К примеру, в Ракове русскую речь впервые услышали после войны, когда в местечке стали оседать беженцы. Такой симбиоз и привел к образованию уникальной, неповторимой местечковой культуры. Вклад Ракова и Раковщины в художественную литературу и филологическую науку, театральное и киноискусство поистине неисчерпаем. К примеру, неординарные шляхтичи, владельцы Ракова с 1804 года – Марьян и Казимир Здзеховские. Особенно интересной личностью был Марьян – филолог, критик, публицист, профессор Краковского и Виленского университетов, член Академии наук в Кракове, основатель польского славяноведения. Сохранился фундамент той почты, куда на имя Марьяна Здзеховского приходили письма от многих общественных и литературных деятелей того времени, в том числе и от графа Льва Толстого. Перед самым рождением белорусского песняра Янки Купалы в Ракове жили его родители. Здесь часто бывал Владимир Короткевич. А чего стоит целая галерея знаменитых имен, так или иначе связанных с Раковом, – Винцент Дунин-Марцинкевич, Александр Бестужев-Марлинский, Сергей Песецкий, Элиза Ожешко, композитор Михал Грушвицкий и многие другие.

После криницы отправляемся знакомиться с основными архитектурными достопримечательностями местечка – Спасо-Преображенской церковью (бывшим доминиканским костелом, хотя об конфессиональной принадлежности его до сих пор ведутся споры) и костелом Матери Божьей Ружанцовой и Святого Доминика, который  в конце мая нынешнего  года отметит 110-летие со дня основания. Костел Матери Б­ожьей, безусловно, является архитектурной и смысловой доминантой Ракова, определяет силуэт и структуру этого местечка. Здание построено из желтого кирпича в стиле неоготики. Несмотря на полное соответствие этому архитектурному стилю – и контрфорсы, которые окружают костел, и «роза», и стрельчатые окна, и основной портал – он производит гораздо более основательное впечатление, чем требуют законы жанра. Пожалуй, архитекторы и строители учли особенности местной жизни, основательность всего уклада, характеры местечковых жителей, вот и получилась этакая сугубо раковская готика. В костеле оказалось даже холоднее, чем на улице, но то, как преображается его интерьер, производит приятное впечатление.

Совсем недалеко от Ракова находится бывший фольварк Люцинка, где большую часть своей жизни провел человек и литератор совершенно особенный, непохожий на других, – Винцент Дунин-Марцинкевич. Наш путь лежит в направлении деревни Малая Люцинка, хотя  смотреть, в общем-то, там нечего – от бывшего имения писателя ничего не осталось, а простой памятник особого впечатления не производит.

Разумеется, неплохо было бы имение восстановить, ведь в свое время тут бывали выдающиеся люди – Станислав Монюшко, Владимир Сырокомля и многие другие. Большинству современников это имя знакомо по школьной программе, в которой неизменно присутствует гениальное произведение «Пинская шляхта». Общеизвестно, что талантливость того или иного литературного произведения проверяется временем. Пьеса Дунина-Марцинкевича выдержала эту проверку в полной мере, потому что она не просто смешная и злая. Ирония в ней не просто убийственная. Главное, что она и сегодня звучит на редкость актуально, потому что персонажи, выведенные в ней, типажи, любовно «выписанные» писателем, существуют и поныне, недаром мы и сейчас говорим о коррупции, цинизме, низости многих представителей чиновничьего аппарата, карьеризме, чинопочитании и глупости.

Впрочем, у всех поклонников писателя во время экскурсии по местечкам Раков и Ивенец есть возможность отдать дань уважения его таланту, навестив его могилу, которая находится в двух шагах от шоссе в месте, которое называется Тупальщина. Замечу, что, наверное, каждый творческий человек хотел бы быть похороненным на таком живописном пригорке, в окружении сосен, рядом с венчающей холм каплицей. Возможно, памятник не весьма удачный – мрачный и тяжеловесный, но само место очень романтичное. Могила ухожена и посещаема, а значит, память об отечественном сатирике, не стеснявшемся «мужицкой», но истинно белорусской «мовы», живет.

Насытившись духовной пищей, мы отправились веселиться в чудесное кафе «Гасцінец», что находится неподалеку от Минска, где нам было предложено прекрасное угащение и зажигательная программа.

https://www.traditionrolex.com/8