«Однозначной картинки по спросу на Беларусь сейчас нет, – говорит Ирина Тюрина. – Мы общаемся с разными операторами. У одних это основное направление, их хорошо знают и по-прежнему покупают туры. У других – далеко не основное, они не вкладываются в рекламу, и у них минус. Поэтому некоторые отмечают стабильность, некоторые спад на 10–20 %, который связан с общей ситуацией на российском рынке».
В конце летнего сезона было повышение спроса на Беларусь, так как наблюдалось перераспределение потока. Киев ушел, появился Минск. Этот рост оценивался в 10–20%.
Зато на реализации зимних (в том числе новогодних) туров заметно очевидное торможение. В 60% это короткое бронирование, нет глубины продаж. Люди принимают решение в последний момент. Причиной этому все тот же кризис на туристическом рынке России. Хотя есть и еще несколько факторов, которые не так сильно, но тоже неблаготворно влияют на активность продаж белорусского направления.
Среди российских потребителей исчез имидж дешевой Беларуси. Цены в Беларуси за последние несколько лет поднялись, причем сильно. Санатории подорожали на 20–25%, и получилось, что расценки в Беларуси не многим привлекательнее, чем, к примеру, в Подмосковье.
Возможно, кто-то удивится, но российский рубль «просел» не только по отношению к доллару и евро, но и к белорусскому рублю. И некоторые белорусские партнеры заговорили о переводе всех расчетов в доллары и евро, чего в России совсем не хотят.
Также у белорусских санаториев есть некоторые особенности, которые не нравятся российским операторам. В России санатории выставляют цены на год вперед, и операторы знают, как они будут работать в течение года.У нас же это делается раз в квартал, что не так удобно. Многие российские операторы жалуются, что белорусы медленно обрабатывают запросы. А любое агентство предпочитает работать именно с тем, кто мгновенно подтверждает заявки. Плюс к этому до сих пор есть некоторые технические проблемы, когда не используются все возможности интернета.
Тем не менее россияне любят отдых в Беларуси. Несмотря не некоторые сложности в работе с белорусскими партнерами, первоочередными факторами все же являются цена и качество. Да и то, что в России Беларусь «заграницей» не считают, играет нам на руку. Нет морального барьера, что сложно будет договориться и организовать отдых. Елена Боровик, заместитель директора РУП «ЦентрКурорт», говорит, что, когда начались проблемы с российскими туроператорами, клиенты из России звонили напрямую в «ЦентрКурорт», чтобы узнать, оплачен ли их тур и не будет ли проблем с отдыхом. Так что, несмотря на некоторые детали, россияне привыкли отдыхать в Беларуси, и им это нравится.