На прошлой неделе благодаря Белгазпромбанку музейный фонд Беларуси пополнился первым произведением всемирно известного скульптора Оскара Мещанинова. Бронзовую скульптуру «Мужчина с мертвым ребенком», приобретенную банком у частного коллекционера, Мещанинов создал в конце своей жизни, в 1952-м, когда жил в США. А в 1965 году белорусский скульптор Сергей Селиханов приступил к созданию монумента «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь» под Минском – памятника, удивительно напоминающего скульптуру Мещанинова. К слову, поклониться хатынскому старцу ежегодно приезжают более 200 тысяч туристов, он входит в десятку самых посещаемых туробъектов Беларуси и в тройку – Минщины.

Яркий представитель Парижской художественной школы, Оскар Мещанинов родился в Витебске в 1884 году в семье купца. В 23 года он уехал во Францию, поселился в знаменитой коммуне художников «Улей», где сблизился с Пикассо, Модильяни, Шагалом (последний, кстати, некоторое время работал ретушером в витебском фотоателье, принадлежавшем одному из братьев Мещанинова)… Сергей Селиханов появился на свет в революционном Петрограде весной 1917-го (он на 33 года младше Мещанинова) в семье рабочего, выходца из Оршанского повета. Когда Селиханову было 4 года, его отец умер, и семья вернулась в Беларусь. В 1933 году будущий народный художник БССР поступил в Витебское художественное училище, открытое все тем же Шагалом, служившим в 1919-м губернским уполномоченным Коллегии по делам искусств.

Прототипом 6-метровой работы Селиханова стал Иосиф Каминский, один из немногих уцелевших жителей Хатыни. Скульптура Мещанинова в 24 раза меньше селихановской – в высоту всего 25 сантиметров – и посвящена трагедии Холокоста. Знаменитый критик Вальдемар Жорж назвал ее «лебединой песней Мещанинова (он умер в 1956-м), наполненной гуманизмом и бедами войны». То же самое можно сказать и о работе Селиханова, создавшего своего «Непокоренного» в последнее десятилетие жизни.

Видел ли когда-нибудь Сергей Иванович Селиханов миниатюрную скульптуру Оскара Мещанинова? Вряд ли. Слышал от коллег, побывавших за границей? Возможно. А может, просто витебские корни обоих творцов дали похожие всходы? Вряд ли мы об этом доподлинно узнаем, да и так ли это важно? Ведь в любом случае теперь в Беларуси есть две статуи – очень большая и очень маленькая, напоминающие о войне и призывающие не допустить ее повторения. Увы, это вновь актуально…