<p>Гостеприимная, домашняя и такая понятная белорусским туристам Болгария в последние годы вошла в тройку лидеров на белорусском рынке. Этим летом болгарское направление вновь продемонстрировало впечатляющий рост: с 53 до 125 тысяч белорусских туристов за сезон. О секретах популярности Болгарии, о «потолке» болгарского роста, о тенденциях и нюансах направления обозреватель «ТиО» поговорил с руководителями компании, которая бесспорно является одним из лидеров болгарского сезона. Итак, компания – «Интерсити», собеседники – Игорь и Елена Цуранковы. </p>

– По предварительным подсчетам Болгарию в этом году посетило около 125 тысяч белорусов. Это снова значительный рост по сравнению с прошлым годом. Может ли, по вашему мнению, Болгария сегодня называться № 1 на белорусском рынке? 

Игорь: – Думаю, что Болгария, которая каждый год набирает обороты, имеет полное право называться лидером белорусского туристического сезона.

– Кто главные соперники Болгарии: Турция, Украина, Греция?

Игорь: – Я бы не стал так сравнивать: каждая страна по-своему интересна. Турист выбирает направление для своего отдыха, исходя из своих критериев. Болгария здесь выделяется тем, что она многообразна: здесь есть как отели эконом-класса, так и люксовые пятерки, как шумные молодежные курорты, так и чисто семейные комплексы. А добавьте к этому короткий перелет, неутомительные трансферы (до любого курорта можно доехать менее чем за час), отсутствие акклиматизации, отсутствие языкового барьера, бесплатную визу для детей, прекрасные песчаные пляжи… Ну и, наконец, решающий аргумент – стоимость. В среднем двухнедельный отдых в Болгарии по системе «все включено» в этом сезоне обходился семье из трех человек в 1000 евро. Согласитесь, что на сегодняшний день – это одно из самых доступных предложений на рынке.   

– Компанию «Интерсити» называют одним из лидеров продаж болгарских туров. Сколько лет вы занимаетесь Болгарией? С чего начинали?

Игорь: – Мы занимаемся Болгарией с 1995 года. Начинали с курорта Золотые пески. Как и все, возили туристов на море на автобусах и поездах. Единственным авиарейсом тогда могли воспользоваться далеко не все отдыхающие.

Елена: – В 90-х годах на самолете мы отправляли в Болгарию 100–150 туристов за сезон и были этому очень рады. Борт из Минска в Варну (тогда это был ТУ-154) летал один раз в неделю и собирался всем миром. Основная же масса отдыхающих добиралась до болгарских курортов на поезде. Это сегодня цена ж/д билета практически сравнялась со стоимостью перелета, а тогда это был один из самых популярных видов транспорта.

– Насколько сложным было становление болгарского направления на белорусском рынке? Можете ли вы вспомнить какие-то проблемные сезоны?

Елена: – Года три назад в августе нам пришлось объединять два самолета в один, но тогда для этого была веская причина: вместо путевок туристы массово скупали автомобили. При этом даже в кризисные периоды Болгария оставалась на плаву и даже умудрялась демонстрировать рост. На данный момент – это одно из лидирующих направлений на рынке. Этим летом из Минска в сторону Болгарии в день улетало до пяти самолетов! Причем загрузка рейсов была практически стопроцентной. Секрет в том, что в Болгарии каждый турист найдет свое место под солнцем. Дискотеки, тусовки, спокойствие, релакс, прогулки, экскурсии, отдых для малышей и пожилых людей – здесь есть все.

– Подошла ли Болгария на сегодняшний момент к своему пику? Или еще есть куда расти на белорусском рынке?

Игорь: – Основной фактор роста – это ценовая политика. Когда турист планирует свой отдых, он сравнивает несколько вариантов, например Болгарию, Грецию, Турцию. Пока что ценовой фактор в пользу Болгарии. В любом случае расстояние до Болгарии не станет другим, а значит, стоимость авиабилета, которая напрямую зависит от дальности полета, по-прежнему будет чуть меньше, чем на других массовых направлениях. Учитывая, что в Болгарию едут втроем, вчетвером, впятером, то на семью мы получим экономию в 500 евро.

Елена: – Все пугают, что Болгария подошла к своему пику, но вот скажу вам откровенно, я села и посмотрела цены на следующий год. Мой вердикт – пока что в финансовом плане альтернативы Болгарии нет. Да, кто-то вырос материально и открыл для себя новые страны, но на его место пришел другой клиент, который за это время как раз дорос до болгарских курортов. У нас есть немало клиентов, которые отдыхают по нескольку раз в год, но с детьми едут именно в Болгарию. Один турист объяснил мне это так: «За одну и ту же сумму я могу 10 дней отдохнуть на Средиземном море или 45 дней в Болгарии». Для того, кто хочет, чтобы дети как можно дольше пробыли на море, но чтобы это был хороший отдых с качественным сервисом, чистыми пляжами, доступным питанием, ответ очевиден.

– Каждый год пессимисты говорят о том, что Болгария определенно будет «гореть». «Горела» ли она в этом году?

Игорь: – Нет, Болгария не «горела». Безусловно, бывают какие-то сложные периоды, когда спрос немножко падает, но для того, чтобы загрузить рейсы и стимулировать продажи, у нас есть определенные инструменты. Если же мы видим, что направление реально буксует, то по ходу сезона программа может корректироваться. В этом году, к счастью, таких периодов не было.

– Каким был этот сезон для Болгарии? Были ли какие-то проблемные моменты? Некоторые туркомпании отмечали визовые сложности…

Игорь: – Мне показалось, что сезон был несколько напряженным. Выросли объемы, выросла и ответственность. Банально стало больше работы. Что касается виз, то, на мой взгляд, и в этом году, и в прошлом сотрудники посольства Болгарии в Беларуси, несмотря на возросшие потоки туристов, оперативно справлялись со своей задачей. Каких-то срывов программ или форс-мажорных ситуаций у нас не было. Наоборот, при решении того или иного вопроса нам всегда шли навстречу.

– Какие тенденции можно выделить на болгарском направлении за последние годы?

Елена: – Среди тенденций, к примеру, можно отметить выбор системы питания. Так, в 2013 году около 70% туристов отдыхало на all inclusive. Все-таки all – это самый экономичный вариант отдыха. Несмотря на то что Болгария по-прежнему остается одной из самых недорогих европейских стран, питаться в ресторанах на ту сумму, которую вы потратите на «все включено», вам не удастся. Еще одна тенденция – доминирование южных курортов Болгарии. Ведь когда болгарское направление только начиналось, туристы ехали преимущественно на северную часть побе­режья: Албена, Золотые пески. Сегодня же поток отдыхающих, следующих на юг Болгарии, в разы превышает число тех, кто едет на север. С чем это связано? С тем, что юг больше обустроился, в настоящий момент именно здесь мы можем предложить туристу самый широкий выбор отелей: от демократичных «трешек» до закрытых вип-комплексов. Кроме того, здесь находится самый большой курорт Болгарии – Солнечный Берег.

Вместе со становлением болгарского направления на белорусском рынке менялись и сами туристы, и их предпочтения. Если раньше в Болгарию ехали по большей части люди 35–40 лет с одним или двумя детьми, то сегодня сюда едет и молодежь, и пенсионеры. У нас есть клиенты почтенного возраста, которые с удовольствием отдыхают в Болгарии, причем и выбор и оплату путевки осуществляют самостоятельно, а не с помощью детей. Конечно, за это время выросли и сроки отдыха. Когда-то чартеры летали с 10 июня по 5 сентября. Для сравнения: в этом году мы стартовали 30 мая, а закончили 30 сентября. К слову, самолеты на 28 и 30 сентября (это был дополнительный борт) были набиты битком! Отмечу, что увеличение полетной цепочки выгодно и нам, и туристам: мы увеличиваем продажи, а туристы получают сбалансированные цены.

Кроме того, в последнее время наши туристы все чаще обращают внимание на болгарские апарт-комплексы. По сути – это аренда квартир, но эти «квартиры» расположены не где-то в городе, а находятся на тех же самых пляжах, что и обычные оте­ли. Все апартаменты оборудованы современной техникой и предлагают туристам все, что нужно для комфортного отдыха. Что касается питания, то его можно заказать в одном из соседних отелей (например, взять только завтраки или «все включено»). Кроме того, все апартаменты располагают собственными кухнями. Это удобно для семей с маленькими детками (по своему опыту знаю, что накормить ребенка в ресторане отеля не всегда удается) и для тех, кто не хочет привязываться к какому-то распорядку.

Игорь: – Сама Болгария значительно изменилась за эти годы. Появились сотни новых отелей, заметно вырос сервис. Кстати, российские операторы, которые долгие годы не обращали на болгарское направление особого внимания, сейчас один за другим выходят на этот рынок. Это говорит о многом.

– Не так давно на болгарское направление вышел оператор «Тез Тур». Насколько это повлияло на расклад сил?

Елена: – Мне кажется, что не учитывать присутствие других операторов на данном направлении было бы глупо, но сегодня каждый из нас завоевал своего клиента. Главное, что у туристов есть выбор.

– Вообще, насколько реально появление новых игроков на таких направлениях, как Болгария?

Елена: – Все возможно, мы не исключаем появления новых игроков на данном направлении. Мы будем стараться делать этот продукт еще более интересным и привлекательным для туристов. Главное, чтобы наши клиенты оставались с нами!

– В чем секрет успеха на болгарском направлении конкретно вашей компании?

Елена: – Как-то одна из наших сотрудниц на предложение отправиться на отдых после сезона в одну из средиземноморских стран ответила: «Я люблю Болгарию, и мне больше никуда ездить отдыхать не нужно». За этими словами, на мой взгляд, и кроется основа успеха нашей работы. Мы искренне любим Болгарию и умеем ее продавать. Так, например, именно мы несколько лет назад начали предлагать туристам «раннее бронирование». Признаюсь, начинали с некоторым опасением. Когда мы в феврале–марте опубликовали цены и предложили их туристу, коллеги говорили нам: «Вы что, народ еще спит, раньше апреля – продаж не будет». Но мы все равно попробовали, и если в первый год в феврале бронировали туры только наши знакомые и самые постоянные клиенты, которые нам доверяли, то уже в следующем сезоне нас поддержали агентства, а еще через год «раннее бронирование» стало настоящим трендом. В 2012 году мы начали продажи с января, а туры на 2013 год стали продаваться уже в ноябре. В январе этого года мы уже продали около 70% всех туров по отношению ко всему объему предыдущего сезона! Продажи туров на 2014 год мы открыли 25 октября. Отмечу, что делаем мы это не только для того, чтобы показать, какая компания «Интерсити» быстрая, а потому, что многие болгарские отели теперь начинают продажи достаточно рано. Например, дорогие, новые или реновированные отели, которые хотят привлечь к себе дополнительное внимание и таким образом предвосхитить сезон. Конечно, на сегодняшний день мы еще не выставили абсолютно все предложения по Болгарии: ряд отелей будут добавлены в процессе, а какие-то отели, наоборот, уйдут на «стоп».

Игорь: – Основа нашего успеха – это наши сотрудники, которые многие годы работают в нашей компании и развиваются вместе с нами. Дополнительно можно отметить: хорошее ценообразование, качественный туристический сервис, технологии, грамотный маркетинг, а также максимум усилий, который прикладывает компания, для того чтобы болгарский продукт развивался на этом рынке.

– Какова ваша политика работы с агентствами? Как вы привлекаете агентов?

Елена: – Как мы привлекаем? Мне кажется, качественной работой и хорошим отношением к каждому агентству, независимо от объемов продаж. Мы по максимуму снабжаем наших партнеров всевозможной информацией, возим сотрудников агентств в рекламные туры, проводим специальные семинары. К тому же сегодня нашему агенту доступен полный перечень онлайн-операций: произвести бронирование, получить документы можно не выходя из офиса. Это очень удобно в первую очередь для региональных агентств. Кроме того, мы оказываем практически круглосуточную поддержку по телефону – наши менеджеры проконсультируют, ответят на вопросы, помогут оперативно решить проблемы. Есть у нас и соревновательный момент: каждый сезон мы поощряем около 10 менеджеров по продажам туров. Подарки (например, в прошлый раз это был Iphone) получает не агентство, а конкретный сотрудник. Также приятные призы получают и наиболее активные новички.

Игорь: – На сегодняшний день агентская сеть – это главный актив компании «Интерсити». Думаю, что основу наших успешных взаимоотношений с коллегами составляет индивидуальный подход к каждому из агентств.

– Каков прогноз на следующий сезон?

Елена: – Учитывая то, как стартовало раннее бронирование, настрой на сезон пока оптимистичный.

Игорь: – За те несколько лет, что мы проводим акцию «Раннее бронирование», наши туристы увидели, что экономия от этого «предприятия» – реальна, а забронированные ими оте­ли очень быстро уходят в «стоп». Поэтому уже сейчас у нас идут не просто звонки, а реальные продажи. Можно сказать, что болгарский сезон уже начинается.