https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>С 24 по 26 июля в деревне Грудичино Быховского района Могилевской области, на живописном Чигиринском водохранилище прошел VI Международный музыкально-спортивный праздник «Большая бард-рыбалка-2015». Мы в очередной раз съездили – и не пожалели. И теперь смело рекомендуем вносить этот фестиваль в свое летнее расписание всем путешественникам.</strong></p>

Идея проведения «Большой бард-рыбалки» родилась несколько лет назад у авторов-исполнителей, поклонников жанра авторской песни Сергея Кулягина и Вячеслава Климовича. Воплощение идеи стало возможно благодаря поддержке Быховского райисполкома. С самого момента рождения и по настоящее время музыкально-спортивный праздник на Чигиринском водохранилище – это результат успешного сотрудничества множества самых разных структур (как государственных, так и частных) и людей, объединяющих свои усилия в одном направлении.

Спустя шесть лет можно уже говорить о традициях и «изюминках» фестиваля.

Третий год подряд на «Большой бард-рыбалке» проводится турнир по пляжному волейболу.

Второй год подряд проходит банный праздник «Лазенькi». У банной палатки идет запись на сеансы – можно попариться и за 100, и даже за 300 тысяч. Удовольствие, прямо скажем, недешевое, а народная тропа к бане не зарастает. Кстати, еще на подходе к месту проведения банного праздника мы несколько раз проходили мимо объявлений-указателей «Идите в баню!» Рядом со столиком, где идет запись на банные сеансы, суетится маленькая рыженькая собачка – кажется, это объявление написано как раз о ней: «Собака-сторожака. На фестивале впервые, волнуется». Пользуется популярностью и совершенно бесплатная «тропа здоровья»: в лежащих на земле квадратных деревянных формах насыпаны где песок, где мелкая галька. В следующей аккуратно уложены березовые поленья, еще дальше – деревянные стружки… А в самой последней – вот оно, настоящее испытание для беззащитных стоп! – колючие сосновые шишки. По «тропе» с одинаковым удовольствием шагают и дети, и взрослые.

В этом году стартовал праздник-конкурс национальных кухонь «Кiрмаш смаку». Он делает свои первые шаги, и пока непонятно, куда они ведут.

В прошлом году на «Бард-рыбалке» бесплатно угощали ухой, в этом для гостей фестиваля приготовили самую большую кашу в мире – душистую гречку весом в две с половиной тонны. То ли подавляющему большинству гостей фестиваля было лень с утра пораньше варить себе кашу в своем собственном котелке, то ли народ валом валил к каше из вполне понятного человеческого любопытства, но ажиотаж вокруг гречки царил просто необыкновенный!

Несколько лет назад на территории фестиваля установлен «бард-валун», вокруг которого с каждым годом появляется все больше камней с выбитыми на них именами знаменитых гостей. Александр Дольский, Татьяна Визбор, Борис Вайханский… В этом году бард-тропа пополнилась новыми камнями – с именами поэта Юрия Ряшенцева и автора-исполнителя, легенды авторской песни Юлия Кима.

 

Ответственность за музыкальную составляющую праздника несколько лет назад взвалило на свои плечи минское объединение «Своя среда», и смею сказать, теперь за концертную программу всем нам можно быть спокойными. Приехав на фестиваль в пятницу вечером, установив палатку и найдя место для машины на паркинге, мы поспешили к Большой сцене. На указанный в программе концерт Виктора Шалкевича опоздали. Концерт Анатолия Длусского подходил к концу, а после него на сцену вышел изумительный Александр Бормотов со своей гармошкой. Описывать виртуозное исполнение – дело неблагодарное и ненужное. Исполнитель из российского города Ревда уже был с концертами в Беларуси. Если будет еще – сходите, не пожалеете.

Александр Бормотов рассказывает случай из жизни, подозрительно напоминающий байку, о том, как он с друзьями путешествовал по Полярному Уралу. Устроились на ночлег, он тихонько наигрывает засыпающим товарищам на гармошке, и вдруг снаружи – скрип снега под чьими-то ногами. В палатку заглядывает человек, оборачивается и говорит куда-то в ночь:

– Я же говорил, гармошка. А ты – глюк, глюк…

Позже на сцене появилось арт-трио «Вольница» из Москвы: маленькая балалайка, контрабас (хотя по виду – та же балалайка, только огромная!) и баян. Довольно неожиданно услышать «Рио-Риту», «Бесаме мучо» и «Мурку» в исполнении балалаек. Неожиданно только в первый момент, а потом – щелк! – и вдруг совершенно отчетливо понимаешь, что ничего более органичного в жизни не слышал. Плюс ночь. Плюс сцена, установленная прямо на глади Чигиринского водохранилища. Плюс моторки и прочие суденышки, неслышно – словно звук выключили – снующие за сценой по озерной поверхности. Плюс установленная на хитроумном приспособлении вроде подъемного крана кинокамера Первого белорусского телеканала. Камера парит в воздухе и напоминает какого-то хищного и коварного динозавра с маленькой головой на длинной шее, высматривающего свою жертву в толпе зрителей. Плюс освещенные верхушки сосен, вырванные из темноты прожектором, словно плавающие в воздухе сами по себе…  

 

 

 

У всех слушателей на музыкальной поляне – бумажный оранжевый браслет на запястье, наподобие тех, что надевают на руку постояльцам отелей по системе «все включено». Браслет – пропуск на все концерты в рамках фестиваля – стоит 100 тысяч. На нем указан сайт фестиваля – bard-rybalka.by, генеральный спонсор праздника – могилевская компания «Моготекс» и почему-то неправильный год проведения – 2016-й. Все щеголяют в браслетах, на которых год проведения исправлен вручную, и по этим браслетам можно узнать единомышленников – любителей авторской песни. Уверена, пропуск на концерты приобрели далеко не все гости фестиваля, да это, вероятно, и ни к чему – концертная поляна у Большой сцены просто не вместила бы всех, кто приехал на «Большую бард-рыбалку-2015». Все паркинги на территории фестиваля были забиты машинами под завязку (стоимость одного парковочного места – 50 тысяч на весь фестивальный уик-энд), многие машины были брошены просто на обочине главной улицы деревни Грудичино. В конце концов, авторскую песню любят не все. И не обязаны любить все. Мы все разные, но это не должно мешать нам, таким разным и особенным, хорошо отдыхать на фестивале, предлагающем развлечения на любой вкус. Можно было купить вышитую вручную одежду в национальной стиле, изделия из камней, приправы без ароматизаторов, консервантов и усилителей вкуса из Беловежской пущи; сфотографироваться в доспехах и пострелять из лука на площадке клуба средневековой реконструкции «Борисфен» из Могилева; порыбачить и просто насладиться прекрасными выходными – погода в дни проведения «Большой бард-рыбалки» была как по заказу.  

Мы тоже загорали, бродили по торговым точкам, покупали квас и мороженое, играли с детьми и собаками, потом купили оказавшийся весьма удачным арбуз, – но все это в предвкушении субботнего вечера, потому что скупые строки концертной программы сулили нам райское наслаждение. Все так и вышло, только лучше.

Субботнюю программу открыл концерт «Соседи», в котором приняли участие не только белорусские авторы-исполнители, но и их друзья и товарищи по увлечению из России, Украины, Литвы, Польши, Чехии. Украинец Сергей Джигурда исполнил переводы двух песен Владимира Высоцкого на украинский язык. Поляк Антони Мурацки удивил переводами Александра Розенбаума и Высоцкого на польский. Удивительно, зная оригинал, пытаться держать его в уме, сравнивая с тем, что слышишь со сцены. «Открыты Лондон, Дели, Магадан. Открыли все, но мне туда не надо!» – вот этот рефрен, про «мне туда не надо», у Мурацкого звучал как-то удивительно правильно и понятно, хоть и не дословно: «А я там не хцэ, мне там по холерэ!»

Именно Антони Мурацки очень простыми словами сформулировал ответ на вопрос, а зачем, собственно, переводить на польский (или на чешский, как чех Иржи Вондрак, или на украинский, как Сергей Джигурда) язык песни Владимира Высоцкого:

– В Польше есть люди, которым интересно, что происходит в России, Беларуси, Украине. Чем живут люди, какие песни поют.

Это неожиданный подход, но кто знает? Возможно, он куда более продуктивен, чем неразборчивое потребление негатива, лавиной обрушивающегося на нас из телевизионных новостных выпусков.

Интерес к творчеству Высоцкого на нынешней «бард-рыбалке», к слову, более чем закономерен: как раз в эту субботу, 25 июля, годовщина смерти барда, хриплый голос которого и сегодня знаком, без преувеличения, каждому. А ведь Высоцкого не стало тридцать пять лет назад, поколение успело смениться.

По-хорошему удивил минский дуэт – Вадим Мезецкий и Сергей Антонов. Их обращение к творчеству белорусских поэтов – отражение тенденции последних лет. К неиссякаемому источнику белорусской поэзии в последнее время обращаются многие белорусские исполнители. Мезецкий и Антонов порадовали песнями на стихи Генадзя Буравкина и Пимена Панченко. Оказывается, «Чорны бусел» Пимена Панченко прекрасен и органичен в песенном варианте, в сопровождении гитарных струн.

Гэты бусел незвычайны,

Як ад продкаў нашых лiст…

Пронзительным, хоть совсем коротким получился концерт песен о войне и Победе «Он вчера не вернулся из боя…». Оказывается, о войне можно и так, без пафоса, негромко, как поется в песне Визбора:

Этот город называется Полоцк,
Он войною на две части расколот,
Он расколот на две части рекою,
Полной тихого лесного покоя.
Словно старец, он велик и спокоен,
Со своих на мир глядит колоколен,
К лесу узкие поля убегают –
Белорусская земля дорогая.

Заключительную песню, для исполнения которой на сцену вышли все участники проекта «Соседи», зрители пели вместе с бардами. Ту самую песню про огонь смертельный из фильма «Белорусский вокзал», текст которой написал Булат Окуджава. Все поднялись с мест – с деревянных скамеек, с туристских ковриков… Телеоператорам даже пришлось обратиться к зрителям с настоятельной просьбой слушать сидя, дабы не мешать работе съемочной группы…

«На закуску» оставили выступление одного из родоначальников жанра авторской песни – теперь уже гражданина Израиля Юлия Кима. Если кто-то не причисляет себя к поклонникам этого автора или всего жанра песенной поэзии, то может ошибочно предполагать, что не знаком с творчеством Юлия Кима. Но, повторяю, ошибочно. Ким много и очень успешно писал для кинематографа. Помните, как блестящий Андрей Миронов в роли Остапа Бендера пел: «Белеет мой парус, такой одинокий на фоне стальных кораблей»? Или тот же Миронов в «Обыкновенном чуде» – про то, что «бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк…»? Или песни из «Бумбараша»?

Журавль по небу летит, корабль по морю идет,

А что меня куда влечет по белу свету,

И где награда для меня, и где засада на меня –

Гуляй, солдатик, ищи ответа.

Все это – стихи Юлия Кима. А у патриарха авторской песни и сегодня хватает таланта и самоиронии сочинять тексты, которые по-прежнему трогают, смешат и радуют. Наверное, потому, что и в свои семьдесят восемь лет он не зацикливается на себе, а интересуется тем, что происходит вокруг. Жизнь любит живых, умеющих смеяться, в том числе – над собой.

Одна из любимых забав белорусов – долго и нудно обсуждать на кухнях, как в этой стране можно сделать что-нибудь мало-мальски стоящее, если мешают, ставят палки в колеса, не понимают, не ценят, не идут навстречу (нужное подчеркнуть). Мне кажется, организаторам и устроителям большого праздника в отдельно взятом районе Беларуси есть что ответить на этот вопрос. Возможно, именно с таких праздников и фестивалей и начинается пока еще не слишком заметное возрождение села, именно благодаря им развивается сельский туризм и крепнут отношения между представителями разных стран и культур. Возможно, когда-нибудь «Большая бард-рыбалка» будет такой же популярной, как фестиваль «Платформа» (он же Грушинский) под Самарой. Возможно все. Ведь будущее открыто. И оно принадлежит тем, кто решается действовать.  

https://www.traditionrolex.com/8