https://www.traditionrolex.com/8
<p>Туристические фирмы зачастую предлагают всем известные и отчасти поднадоевшие польские маршруты: Мальборк - Гданьск, Краков - Величка, Варшава - Закопане, Краков - Ченстохова, Мальборк - Гданьск - Торунь, Мазурские озера... Но Польша таит и иные не менее интересные города и местечки.</p>

скалы, а крутые холмы внезапно выплескиваются в обширные равнины с многочисленными пластами еловых и смешанных лесов. Где струящийся шелест текущих в моря рек перекликается с таинственным шепотом седой истории. Там, где пение птиц сопровождает немые странствия и скитания теней тех, кто жил на этих сказочных землях столетия назад... Предлагаю отправиться в долину "Орлиных гнезд" - к кольцу пограничных скальных замков на южных границах Короны Польской. Пройдя долгий и изнурительный погранично-таможенный контроль на гродненской переправе, въезжаю на территорию гостеприимной Польши. И мое авто стремительно мчится в сторону столицы - Варшавы. Мельтешат перед глазами дорожная разметка и светоотражающие таблички, загородные сельские пейзажи сменяются рекламными вывесками городков и местечек, крохотные домики, усыпанные цветами, соперничают в уюте и обаянии с пафосными, величавыми костелами, ширококрылые аисты рассекают поднебесное пространство. Меня встречает восхитительная Польша. Погостив немного в Варшаве, следую дальше - в любимый город Краков - резиденцию польских королей и литовских князей. Преодолев от Варшавы примерно 140 километров, въезжаю в дивной красоты местечко под названием Кельце. Кельце. Во славу Святой Троицы Кельце с распростертыми объятьями встречает каждого путешественника своим восхитительным ренессансным дворцом с прилегающими к нему костелами. Пройдя по узким городским улочкам, подойдя к небольшому холму, упираешься в фасад барочного костела, куда каждое утро торопятся горожане, спеша на утреннюю проповедь. Главный фасад его обращен в сторону прекрасного дворца, мирно и молчаливо ждущего первых музейных посетителей. Под чарующий колокольный звон обходишь памятник польского зодчества вокруг, медленно осматривая каждую его деталь. В ансамбле с громоздкими элементами изящное кружево великолепного сграффито (двухцветный, двухслойный орнамент на штукатурке, украшающий фасад дворца по периметру), словно змей, опоясывает фасад здания, и от этого оно кажется изысканно утонченным. Этот дивной красоты дворец является единственной польской резиденцией краковских магнатов XVII века, которая сохранилась почти в первоначальном виде. Давным-давно, в 1171 году, епископ Гедко основал на холме церковную кафедру. Вскоре возле церкви было построено поместье, "переросшее" в небольшой замок. Якуб Задзик был одним из тех, кто предлагал построить резиденцию магнатов, достойную епископов Кракова. Этот служитель церкви являлся епископом Кельце во времена правления Зигмунда III Вазы, занимая положение великого советника Короны. С приходом к власти сына Зигмунда, Владислава IV, Задзик был смещен с государственного поста. А на его место Владислав рекомендовал некого краковского священника. Задзик, разочарованный и изгнанный из большой политики, решил воздвигнуть дворец, который напоминал бы о его личности и важной роли в государственных делах. Чтобы осуществить задуманное епископом, архитектору Джону Тревано пришлось соблюсти все требования хозяина. Он ни в коем случае не должен был отклоняться от своеобразного архитекторского проекта, принимая во внимание число "три" во всех конфигурациях будущего дворца - тройные фасадные окна, три арки переднего балкона и т. д. Идея заключалась в том, чтобы возвеличить в сознании каждого образ Святой Троицы. В итоге должно было получиться превосходное архитектурное сооружение, говорящее о влиятельном хозяине, чтившем Святое Писание. К сожалению, как это часто бывает, владельцу пожить во дворце не удалось. Строительство началось в 1637 году, а Задзик умер в 1642-м незадолго до его окончания. В завещании он оставил некоторую сумму для завершения строительных работ. Его воля была выполнена епископом Гембицким. Последователи Задзика расширили дворец при помощи боковых флигелей, а на склоне за резиденцией был разбит прекрасный сад с несколькими оранжереями. В 1789 году парламент принял постановление приписать резидентскую крепость к государственной казне. С тех пор дворец стал местом, где заседали политики. Это обеспечило сохранность зданию. А сейчас во дворце размещается чудесная коллекция польской живописи XX века. Королевский замок Щетине Примерно в восьми километрах от Кельце, в чарующей скалистой долине, возвышается тихий и молчаливый свидетель Средневековья - королевский замок. Пройдя по узким улочкам местечка, медленно поднимаешься в холмистую осиновую рощицу, потом по тропинке - к отвесным скалистым стенам. Слоеные, будто сложенные из вертикальных, тонких плиток, они держат на своей вершине средневековый замок. Вскарабкавшись по крутым каменистым дорожкам, выходишь непосредственно к самому зданию. Его грозное великолепие, окруженное пронзительным свистом ветра и клокотанием соколов, вьющих гнезда на башнях, гордо возвышается над лесистой округой, отражающей эхо костельного колокола, щебечущего где-то внизу, в городке. Этот замок был известен еще во времена правления Казимира III Великого, возведен в XIII веке между Ядвежовом и Кельце епископом Яном Мускайте, доверенным лицом чешского короля Вацлава II. Во времена правления Владислава Локетэка, сражавшегося за объединение польских земель, замок получает статус ведущего и переходит в пожизненное владение Мускайте. Однако после его политического побега в Силезию крепостью владеет сам король Владислав. Возведенная на идеальном защитном ландшафте крепость выполняла важные административные функции. Скальная, почти вертикальная стена на юге была естественной защитой замка. Во внутреннем дворе размещались два резидентских здания, две круглые башни на востоке и западе, обеспечивающие защиту на покатых склонах. Охранники на башнях могли вовремя и без особого труда приметить надвигающуюся опасность и предупредить защитников соседних крепостей в Мокрске и Малогоже. Именно тут спасались от эпидемии чумы сыновья Владислава Ягайло, Владислав и Казимир. Часто здесь останавливались женщины из королевской семьи: Адалайда - жена Казимира III, его сестра Альжбета - мать Людвига Венгерского, Бона - представительница польско-итальянской королевской ветви. Здесь хранилась государственная казна. Когда-то в стенах замка томились в заключении государственные узники. В XV-XVI веках крепость была усовершенствована. В это время построили нижний замок. На западной стороне были воздвигнуты новые входные ворота и укрепленные башни с четырехугольными основаниями. В замковом дворе появился глубокий (примерно 100 м глубиной) колодец. Жилая часть верхнего замка была расширена. К замковому дворику пристроили галереи, удерживаемые арками на крутом склоне. В восточной части здания построили часовню. Казна также находилась у входа, прикрытая естественным каменным выступом. В начале XVII века замок был сожжен повстанцами Заброжидовскими. А после восстановления разрушен шведами. После ремонта в 1657 году не получил прежнего статуса. Владельцы покинули его окончательно в XVIII веке. С тех пор крепость начала превращаться в живописные руины. Была спасена от разрушения только в начале XX века, когда Генрик Сенкевич сделал первый денежный вклад на ее реставрацию. Он же описал молчаливого средневекового свидетеля в одной из своих трилогий. Беджин. Замыкая кольцо обороны Насладившись великолепием Кракова, мчусь на северо-запад в сторону Огродинца. На пути к этому замку лежит местечко Беджин. Первоначально крепость Беджин строилась Болеславом Стыдливым для защиты переправы через реку Чарну. В дальнейшем владельцем замка летописи называют Казимира Великого. По его приказу усовершенствованная крепость была соединена с городскими стенами. В то время (середина XIV века) она дополнялась огромным числом прилегающих к ней строений. Построенная из местного камня крепость была окружена второй кольцевой стеной. Во дворе и в северо-западном углу находились каменные цилиндрические дозорные башни-темницы со входом, закрытым стрельчатой аркой. Будучи последней пограничной крепостью, Беджин играла важную роль в фортификационной системе средневекового королевства. Во времена, когда герцог Максимилиан претендовал на польскую корону, крепость была частично опустошена и разрушена. В следующем столетии были предпринималось несколько попыток глобальной реконструкции: первый раз после пожара в 1616-м на средства Анджея Дебинского, второй - после войны со шведами. Однако крепость не вернула себе прежнего роскошного вида. Сегодняшний облик замка - результат двух переделок. Особенно он изменился после одной из реконструкций 1830-х годов на деньги Польского банка и в соответствии с проектом архитектора Франциска Марии Ланаш. Башня была построена ниже и добавлены бойницы, отделаны оконные проемы. В юго-восточной части двухуровневые стрельчатые арки, поддерживающие мост над старым рвом, убраны. В XIX веке в замке размещалась шахтерская школа, а в XX - музей Домбровских. Этот замок, отчасти напоминающий французские, прощается с посетителями стаями черных дроздов, шумно клокочущих у его немых каменных стен. Сиверж. Герцогская твердыня Маленький холм, окруженный болотами, по своим ландшафтам чем-то напоминает родную Беларусь. В незапамятные времена, в XII-XIII веках, в этом месте были возведены деревянные укрепления, ставшие позже герцогским родовым гнездом Яна Цечи. В 1443 году имение выкупил епископ Збигнев Олесницки, и с тех пор замком владели краковские священники. Вероятно, Збигнев начинал возведение каменного здания вместо былых деревянных. Жилые помещения размещались в восточной части несимметричного дворика. Епископ Францишек Каспински продолжал строительные работы во второй половине XVI столетия. Он добавил двухэтажные строения с бойницами ко входной башне. Расширение крепости, продолженное в XVII веке, ничего не оставило от прежнего замка. Епископ Петр Томицки добавил жилые флигеля на северо-западной стороне и высокие входные ворота на севере. В следующем столетии предпринимались попытки технических переустройств в замке, но ни один владелец не был по-настоящему в них заинтересован. Окончательно замок был заброшен после трех разделов Речи Посполитой и до сих пор находится в руинах. Огродинец. У белых скал Эти места, вероятно, восхитительно смотрятся с высоты птичьего полета. Словно гигантские белые шпили, местные известковые скалы "подпирают" польское небо. Как молчаливые окаменелые воины, стоят они на равнинных просторах Краковщины, опоясывая своим неприступным плотным кольцом восхитительный замок. В хрониках говорится, что замок был построен, вероятнее всего, во второй половине XIV века. В те времена этими землями владел рыцарь Владэк Огрожинец. В 1470 году семейное гнездо, принадлежавшее в ту пору Влодки Сулимчик, было продано городскому жителю из Кракова по фамилии Саломогович. Однако вскоре поселение перешло во владение Грановских из близлежащих Смолен, а спустя столетие оно вернулось к своим первоначальным хозяевам. Однако наиболее знаменитым владельцем неприступного замка был род Бонеров. Ян Бонер купил Огродинец у виночерпия Владека Бочинского в 1523 году. Новый хозяин с двумя братьями, Якубом и Фридериком, прибыл в соседний Краков из Гельветия. Целью их приезда в столицу являлось постоянное ведение учета королевской казны. Параллельно с этим ответственным государственным поручением братья успевали увеличивать и свои собственные финансы. После смерти Яна часть земель вместе с Огродинцем перешла к его племяннику Сиверину Бонеру из Балеца кастеляну Бижи. Оба Бонера были тесно связаны с королевским двором во времена строительства дворцового комплекса в Вавеле. Поэтому так случилось, что Огродинец имел статус постоянной бонерской резиденции. Замок состоял из Верхнего дворца и обширных прилегающих к нему строений, окруженных стеной. Естественные ландшафты были использованы при возведении комплекса, что объясняет неправильную форму крепости. Старые здания, построенные до Бонеров, возведены на известковых скалах в восточной стороне. А три новых закрывали внутренний двор, окруженный галереями. Южные и северные постройки имели просторные представительные помещения. Западное крыло служило узким переходом между ними. Цилиндрическая "Креденчерская" башня была поставлена на юго-восточном углу и украшена псевдобойницами, несущими сугубо декоративный характер. На южной стороне находилась вторая башня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Месторасположение замка на откосе как нельзя лучше подходило для создания подвальных помещений под северным крылом. Также в известковой основе был выкопан колодец на небольшом расстоянии от замковой кухни. На юге замок укреплялся так называемой "Курценогой" - строением с крутыми откосами в виде треугольника с позициями для стрельбы на всех уровнях казематов. Второй дворик был размещен между этими двумя оборонительными сооружениями. Резиденция Бонеров была изысканно обставлена. Известно богатое собрание книг из коллекции владельцев, найденной при реставрации в узкой западной части. В 1587 году во время борьбы за польский трон Огродинец был захвачен войсками герцога Максимилиана. Крепость была дважды сожжена шведами - в 1655 и 1702 годах. Последний владелец Станислав Воржицки, а затем семейство Мецинских не имели ни сил, ни достаточных средств для возвращения былой роскоши гнезду последних Ягеллонов. Замок постепенно забывался и разрушался. Еще в 1810-м он был частично жилым, но в последующие времена окончательно пришел в упадок.

Выпуск №34

https://www.traditionrolex.com/8