https://www.traditionrolex.com/8
<p>2012 год закончился для меня благополучно: в ноябре заменил поврежденный тазобедренный сустав, в декабре восстановил его функцию и новый, 2013 год встречал уже без костылей и с твердым намерением продолжить свою миссию врача в МЦ «ЛОДЭ».</p>

Тот, кто встал на путь Знания,
должен обладать огромным воображением.
На пути Знания ничто не бывает таким ясным,
как нам бы того хотелось.
Карлос Кастанеда «Колесо Времени»

А тут, как снег на голову, приглашение российских и украинских друзей к участию в экспедиции под названием «Тибет: путь к Кайласу» с прохождением около 100 км с рюкзаком на высотах от 5500 до 6200 м горного рельефа.

Экспедиция авторская, маршрут был опубликован на сайтах «Геоцельса» и обсуждался со мной и другими участниками из Украины. Все рассчитывали на успешное посещение и объективную информацию об эксклюзивных «местах силы» западной, малодоступной и малоизученной части Тибета с боновской религией и укладом жизни.

Руководитель экспедиции Павел Нургалиев – лидер клуба «Геоцельс», востоковед с ученой степенью, специализирующийся на поисках и исследовании «мест силы» на Земле, спортсмен-альпинист. Его я знаю давно: вместе выполняли международную программу «Семь гор – семь континентов», совершив восхождения на Акконкагуа (Анды) и Килиманджаро (Африка), а в 2009 году под его руководством участвовал в первой транстибетской экспедиции через Китай в восточной части Тибетского нагорья. Тогда удалось пройти Внешнюю Кору Кайласа и только подойти к Южному лицу (со стороны Свастики). Полностью Внутренняя Кора Кайласа не была пройдена из-за плохого состояния участников, оказавшихся в центре геопатогенной зоны.

Кора – это ритуальный обход священного места, и Внутренняя Кора Кайласа не является исключением. Наружная (Внешняя) Кора – священный обход горы по часовой стрелке. Эти 54 км привлекают тысячи паломников из Индии, Непала, всего мира. Путь доступен и для обычного человека, адаптированного к пребыванию в гипоксической высотной среде. Считается, что один обход очищает грехи одной жизни, 108 обходов гарантируют просветление.

Внутренние Коры Кайласа к Северному и Южному лицам считаются вхождением в геопатогенные зоны, чреваты резкими нарушениями психики и здоровья человека. Поэтому китайские власти закрывают доступ путешественников в эти зоны: военная охрана, заграждения, шлагбаумы на дорогах постоянно преграждают путь.

Эта поездка в Королевство Непал, в Катманду, в 2013 г. стала для меня четвертой. Первая в 1994 году в составе I Белорусской Гималайской экспедиции на гору Канченджангу (8586 м); вторая – восхождение на Айленд-пик (6198 м) в 2006 году в составе российской команды фирмы «Альпиндустрия»; третья – самостоятельный трекинг к южной стене Аннапурны (8091 м) в 2007 году.

Экспедиция по западному региону Тибета была задумана давно, однако мое падение в трещину на Алтае и травма тазобедренного сустава отсрочили эти планы до 2013 года.

Сентябрь 2013 г. – начало претворения мечты в реальность. Знакомый и такой долгожданный путь. Тусклые пейзажи на подлете к Катманду не меняют моего приподнятого настроения, как и унылая безлесная равнина с пожелтевшей растительностью. Визы делаем за пятнадцать минут, получаем багаж и из прохлады аэропорта вываливаемся в непальскую жару, где нас встречает Паша Нургалиев, гид
экспедиционно-приключенческого клу­ба «Геоцельс».

Улицы, улочки, закоулки Катманду… Сколько в них необычного и уже известного, хотя некоторые перемены все же есть: экологичных велорикш заменили мотоциклисты. Шум моторов, визг тормозов, жмущиеся к обочинам узких улиц многочисленные пешеходы, зачастую в масках, берегущих лицо от пыли и мотоциклетных выхлопов.

Вид старого Катманду изменился мало. Бесконечные магазинчики, лавки, лавчонки, где зазывалы, улыбки, приветствия «намастэ» и обязательный торг между покупателем и продавцом для достижения обоюдовыгодной цены. Это Непал – государство между Индией и Китаем, главное богатство которого – Гималаи с высшей горой нашей планеты Джомолунгмой (8848 метров).

Катманду – столица Непала, в ней около 500 тыс. жителей, королевский дворец, многочисленные храмовые комплексы и буддийские святыни. На территории Непала находятся 240 горных пиков высотой более 6000 метров, в том числе 8 из 14 восьмитысячников мира.

Буддийская ступа Боудданатх – один из самых больших и старых буддийских памятников в мире. Ступа – архитектурное сооружение, способствующее сохранению мира и выражающее чистоту природы ума. Ступы, имеющие иногда тысячелетний возраст, оказывают влияние на силовое поле Вселенной.

Мы прошли под аркой и застыли в немом восторге перед исполинским монументом с вездесущими глазами Будды. Вокруг него, поднимаясь с уровня на уровень, по часовой стрелке идут люди. Чувство радости и торжественности поддерживается ровными низкими тонами хора монахов-буддистов. С последнего уровня ступы открывается замечательный вид на город.

В торжественной обстановке буддистского монастыря, который находится рядом, нам были вручены «сутры»* и дано напутствие монахов привезти в монастырь «живую» воду из священного озера Тибета Манасаровар.

Из этого умиротворенного места отправляемся в Пашупатинатх – индуистский центр на берегах реки Багмати. Храм открыт только для индусов. Перед ним, у реки, царство злобных обезьян. Они по-хозяйски скачут у зарешеченных пещер отшельников, расположенных на крутом склоне. В дом ожидания смерти, точно определенной астрологом, стекаются правоверные индуисты. Сожжение – погребальный обряд, соблюдение сложных правил, которые способствуют реинкарнации*.

Где-то готовится костер для тела, завернутого в оранжево-желтые ткани. Другой подобный сверток уже горит, источая специфический сладковатый запах. Золу кострищ и трупов служка лопатой сгребает в грязные воды реки Багмати, где купающиеся дети пытаются найти уцелевшие от огня украшения. На площадках севернее от моста сжигают представителей высших каст. Специальный постамент – для членов королевского рода. Южнее – места для народа попроще.

Заглядываем в какой-то внутренний дворик. Сразу же отовсюду вылезают обнаженные существа мужского пола – скелеты, обтянутые кожей, с окладистыми бородами. Ласково улыбаясь, демонстрируют великолепные зубы, складывают ладони на груди: «Намастэ!» Ощущение сюрреализма и мистики, словно попадаешь в жутковатую сказку, где все увиденное выпадает из привычной действительности.

Из этого места отправляемся в Своямбунатх – храмовый комплекс на вершине холма. Штурмуем 600 ступенек, и со смотровой площадки нам открывается панорама Катманду и окружающих гор. Приятное и светлое место, даже обезьяны здесь мирные. На следующее утро начинается наша экспедиция в Тибет.

Переход границы на китайскую территорию по величественному ущелью через Гималайский хребет – процедура не для слабонервных: узкий извилистый серпантин с камнепадами, селями, оползнями. Постоянно встречаются пробки из грузовых фур, военные посты. Наконец долгожданный отдых на территории Тибета. Джипы не подвели. Утром выезжаем к священным озерам – Манасаровар и Ракшастал.

Манасаровар – самое священное озеро Тибета и одно из самых красивых. Омовение в его водах, по преданию, может доставить путешественнику наслаждение раем Брахмы, а если испить этой воды, уйдут грехи прожитых лет.                        

Минеральный анализ воды соответствует минеральному анализу крови человека.

Манасаровар соединен с меньшим озером Ракшас Тал каналом, который называется Ганга Чу; эти два водных тела ассоциируются с соединением Солнца и Луны – могущественный символ буддизма Тантры*. Легенда гласит, что это озера мертвой и живой воды. Существует также и определенный мистический ритуал. Необходимо сначала окунуться в мертвую воду Ракшас-Тал. При этом, образно говоря, погибает вся ваша потрепанная временем плоть и тело превращается в голый скелет. Затем нужно искупаться в живых водах Манасаровара, и они вам дадут новую, молодую и абсолютно здоровую плоть. Точно такие же трансформации произойдут при этом обряде и с духовно-энергетическими телами. Естественно, мы с удовольствием совершаем все положенные обряды в священных озерах.

После омовения останавливаемся на ночлег у монастыря Чиу («птичка»), который расположился по обеим сторонам утеса, смотрящего на озеро Манасаровар. Это очень известный и значимый монастырь, в котором хранится прижизненная скульптура Будды – Чомденте. В нем не раз медитировал великий йог и поэт Миларепа. Здесь провел последние семь дней жизни на Земле Гуру Ринпоче (Бодхисаттва Падмасамбхава*).

По свежему морозному тибетскому утру продвигаемся в западные, труднодоступные и малоизученные районы долины реки Саттледж, маркируя колесами джипов святую землю Тиртапури – третье по значимости священное место Тибета. Достигаем таинственной долины Гаруды с пещерным городом Кюнлунг – легендарной столицей бонского государства

Поднимаемся тайной тропой в серебряный дворец Гаруды – царицы-птицы, одного из символов (наряду со свастикой* и золотым шлемом Властителя Мира) самой древней мистической религии бон.

Шамшунг – самая высотная и, несомненно, одна из самых загадочных цивилизаций в истории человечества, подарившая миру религию бон, тибетскую медицину и многие другие духовные и культурные ценности, которые связаны с Тибетом.

Цивилизация Шамшунга (ок. 10 тыс. лет назад) предшествовала тибетской, и ее империя была самой мощной в Центральной Азии. Все достижения королевства Гуге, а затем и Тибета происходят от знаний, накопленных в древнем Шамшунге. Кюнлунг, столица царства Шамшунг, вместе с «Серебряным дворцом Гаруды» является духовным центром бонских жрецов – шенов, обладавших мистическими способностями передвижения в пространстве (левитацией) и парадоксальными энергетическими способностями собственного мозга.

Эти места долго оставались неизвестными и недоступными даже для «культурной» революции, хунвейбинов и маоистов, которые опасались мести бонских жрецов. Их посещение стало возможным только четыре года назад! До сих пор эти места являются «белым пятном» на научной и туристической карте.

В завершении дня чудо природы – белоснежные травертиновые древние ванны-раковины горячих минеральных источников.

Внешняя кора вокруг Кайласа начинается с прохождения ритуальной арки.

Окончание в следующем номере...

____________

Словарь по буддизму

Шамбала – название одной из «идиллическо-счастливых земель» буддизма. В нашу эпоху многие исследователи пытаются отождествлять Шамбалу с одной из реально существовавших в XI веке стран – от северной Индии до Уйгурии, однако доказать то или иное предположение до сих пор не удается никому из ученых исследователей.

Буддийские сутры (бусы, четки, нити) – понятие «сутра» транслирует нить, на которую нечто нанизывают (например, бусы или четки).

Реинкарнация (перевоплощение) – процесс перехода астрального тела из умирающего тела в новое рождающееся.

Тантрический буддизм – заключительный этап развития буддизма в Индии. Тантра (как и сутра) просто тип текстов, служащих основой, стержнем учения Будды.

Бодхисаттва Падмасамбхава – под бодхисаттвой понимается будущий будда, стремящийся с обретению состояния будды. Падмасамбхава – тантрический йогин и проповедник буддизма в Тибете (VIII в.)

Свастика – древний индоевропейский символ солнца, солнцеворота и огня. Представляет собой крест с концами, загнутыми по часовой стрелке, или посолонь (свастика с концами против часовой стрелки – злонамеренный символ из арсенала черной магии).

https://www.traditionrolex.com/8