Есть подозрение, что первый город на территории США был основан на белорусские деньги…

В эти дни, когда мир отмечает 520-летие открытия Америки, вдруг захотелось ощутить сопричастность своего народа к этому эпохальному событию. Поиск литвинских и кривичских корней в родословной итало-испанца Колумба не привел ровным счетом ни к чему, корабли первых трансатлантических экспедиций также сошли не с пинской судоверфи, да и картофелем жителей Перу (хоть в это трудно поверить) впервые угостили вовсе не белорусы… И все же есть нечто, дающее моральное право гражданам Синеокой почувствовать себя наследниками творцов американской цивилизации.

В октябре 1492 года следы участников плавания Христофора Колумба впервые отпечатались на песке острова Гуанахани – и вскоре на новый континент в поисках лучшей доли устремились самые отчаянные из европейцев. Были среди них и «ясноглазые, светло-русые». Согласно «Белорусской энциклопедии», первые переселенцы из наших краев благополучно добрались до берегов Америки еще в ХVII веке, а вот их деньги начали «работать» в Новом Свете чуть ли не на столетие раньше.

Дело в том, что в 1556 году, через несколько лет после смерти своего мужа – короля польского и великого князя литовского Жигимонта I Старого – из страны уехала (некоторые историки называют это бегством) королева Бона Сфорца. При этом она захватила и привезла с собой в небольшое родовое княжество на территории современной Италии довольно внушительную сумму из государственной казны – 420 000 золотых дукатов, значительную часть которой Бона успела одолжить испанскому королю Филиппу II, прежде чем была отравлена собственным доктором.

Тем временем Филипп II, в чью честь, кстати, были названы Филиппины, бывшие на протяжении трех последующих веков испанской колонией, проявлял завидную активность в американском направлении. В 1565 году по приказу своего короля конкистадоры заложили на полуострове Флорида форт святого Августина, ставший самой северной точкой колониальной империи испанцев. Сегодня выросший на месте форта город Сент-Огастин официально признан старейшим поселением европейцев на территории современных США. Осмелюсь высказать предположение: уж не на те ли самые деньги из белорусско-польской казны был основан этот город-крепость?

St Augustin  

St Augustin 2

Весьма преуспел за океаном на ниве строительства фортификаций наш земляк Тадеуш Костюшко: спроектированные им укрепления пришлись как нельзя кстати американской Континентальной армии при защите Филадельфии и в битве под Саратогой, а возведенный по его чертежам форт Вест-Пойнт в устье реки Гудзон не только сыграл ключевую роль в Войне за независимость США, но и стал вскоре основой военной академии – первой на территории Соединенных Штатов.

Однажды в Нью-Йорке я долго искал улицу, названную в честь нашего великого земляка. Жители района Бруклин, где – я точно знал – она находится, никак не могли меня сориентировать, лишь пожимали плечами. Позже выяснилось, что бруклинцы произносят фамилию бригадного генерала не «Костюшко», а «Косяшко» (Kosciuszko), перевернув знаменитое белорусское «Як чуецца, так i пiшацца». А улицу я отыскал – она оказалась довольно заштатной… правда, в Минске нет даже и такой улицы Костюшко...

Kosciushko str  

Kosciushko str 2

За прошедшие столетия белорусы в совершенстве освоили метод натурального обмена с Америкой: мы им Николая Судзиловского (первого и последнего президента Гавайев) – они нам Ли Харви Освальда, мы им Игнатия Домейко (блестящего ученого, ставшего национальным героем Чили) – они нам чертежи тюрьмы «американки», мы им Лазаря Майера (основателя киноимперии MGM) – они нам лавку Клинтона… Правда, со стороны это напоминает обмен золотых самородков на блестящие стекляшки, привезенные ушлыми конкистадорами.

Кстати, барельеф их предводителя Колумба можно обнаружить в Минске в весьма неожиданном месте – на крышке канализационного люка на перекрестке улиц Карла Маркса и Володарского. Когда-то здесь находился бутик Columbus, а теперь одинокая фигура мореплавателя под ногами у пешеходов в столице сухопутной страны выглядит довольно неожиданно – по крайней мере, для непосвященных. Но мы-то с вами знаем, что есть в освоении Нового Света и белорусский след.

Columbus