https://www.traditionrolex.com/8
<p>В детстве Иван Печинский, родом из Любчи, ходил в школу, которая располагалась прямо в замке. В те времена то, что осталось от крепости XVI столетия, было отдано местным ученикам. Лет через 20 после выпуска ему в голову пришла идея восстановить любчанскую достопримечательность. Семь лет он пытался что-то делать на свои средства, привлекая волонтеров, потом проект стал финансироваться «Приорбанком», дело пошло быстрее. На данный момент почти полностью восстановлены две башни и стена. «Наконец-то, – говорит Иван Антонович, – ко мне перестали относиться как к дураку и даже зауважали».</p>

История Любчи и замка

В Любче сейчас живет примерно 1300 человек. Это городской поселок в 20 км от Новогрудка. Впервые место упоминается в 1401 году в немецких хрониках. Есть несколько легенд о том, как появилось название. Все они, конечно же, связаны со словом «любовь».

В былые времена Любча была укрепленным населенным пунктом с охраной на всех въездах. В одном из документов есть рассказ о том, как к любчанским воротам подъезжает путешественник, а там стоит охранник-верзила и просит показать паспорт.

Некоторое время поселок принадлежал магнатам Кишкам. Скорее всего, замок построил вельможа ВКЛ Ян Кишка в 1581 году. Найден флюгер, где прописана эта дата, хотя точно неизвестно, с этого ли он замка. Но по родовым гербам предполагают, что так все и было.

Потом замок принадлежал Радзивиллам. Князь Николай Радзивилл перестроил крепость и сделал ее еще более защищенной. Однако это не слишком помогло. Уже в 1655 году замок сожгли, две башни были полностью разрушены. С тех пор крепость много раз меняла владельцев и значение свое утратила.

Некоторое время в пристройке у замка жил Михаил Набоков, двоюродный брат известного писателя, яркая фигура в истории европейской и американской музыки. Он писал о том, как в детстве его воображение рисовало просторный замок, окруженный рвами и омываемый Неманом.

В первой половине XX века оставшиеся помещения были отданы под школу.

12 лет назад от замка оставались две полуразрушенные башни и пара немного более поздних построек. Остатки башен были настолько спрятаны деревьями, что про их существование забыли, и замок как будто вовсе не существовал.

Восстановление замка. «Нужно было продержаться семь лет до того, как появились деньги»

Иван Антонович говорит, что законодательство в нашей стране требует классического подхода. Нужно сначала разработать концепцию, потом архитектурные проекты. И только после этого можно заниматься реставрацией. Денег на все эти этапы не было, и поэтому замок решили восстанавливать по частям. Первыми на очереди были южная башня, стена и башня с воротами. Иван Печинский не скрывает, что дело шло достаточно медленно и отнюдь не легко:

– Было много препятствий. Например, мы потеряли около 3 лет только из-за одного человека в Министерстве культуры, который не понимал важности дела. Но в любом случае тем, кто хочет заниматься восстановлением объектов, нужно сначала показать себя. Мы очень многое сделали сами, пока пришли инвестиции. Нужно было продержаться семь лет до того, как появились деньги.

Когда восстановление стал финансировать «Приорбанк», первым делом была разработана концепция. Она стоила 130 миллионов рублей, но зато теперь есть полная документация на два объекта (две башни), скоро будет разрабатываться архитектурный проект всего ансамбля.

Также был выполнен проект охранных зон. Это делается для того, чтобы местом потом не воспользовались бизнесмены. Вдруг, например, кто-то захочет построить 5-этажный отель прямо у стены замка, закрывая вид на него. Кстати, Иван Печинский и его друзья по делу организовали фонд. На его сайте можно узнать подробнее о всех новостях, связанных с замком.

Работа началась с южной башни. Ее еще прозвали волонтерской, так как вся работа выполнялась бесплатно. Для восстановления башни вручную наверх поднимали 170 тонн строительного материала. Чтобы стены были крепче, при строительстве использовали белки от яиц. Сейчас уже можно погулять и внутри башни. Там только лестницы, пустые помещения и пара старинных предметов, но все равно интересно. А с окна наверху открывается отличный вид на протекающий внизу Неман.

Второй этап – башня с воротами. Этот проект еще не закончен. Исследовали каждый сантиметр объекта, чтобы правильно его восстанавливать. Раньше на верху башни вместо купола стоял временный деревянный шатер. Именно по его размерам был построен купол.

Недавно отстроили и стену между башнями. Фундамент этой стены идет вглубь на три метра. По словам Ивана Антоновича, никто не стал бы делать такой фундамент, будь это простой забор. Поэтому понятно, что это была оборонительная стена. По примерам других крепостей вычислили, какая на стене могла бы быть галерея. Стену тоже строили волонтеры. С 2003 года сюда возили кирпич с разваливающихся зданий вокруг Любчи, чтобы соединить башни.

Волонтеры: студенты, школьники, туристы, журналисты

В восстановлении замка помогают все. Так как финансирование все-таки ограниченное, берегут каждую копейку. Отсюда и такая любовь к волонтерам.

В замке отработали уже больше чем полторы тысячи волонтеров. В основном работают до 2 недель. Бывало и такое, что одновременно на месте находилось около сотни человек: одни строят, другие занимаются раскопками.

Первыми, кто начал помогать, были студенты архитектурного факультета БНТУ из ассоциации молодых архитекторов. В этом году больше всего было студентов из БГТУ. Технологический университет обеспечивает по 2–3 летника в июле и августе.

Работают здесь не по 8 часов, а, как правило, гораздо больше. Некоторые совсем не умеют ничего делать, но какое-то занятие все равно находится. Конечно, мастер за один день мог бы заштукатурить до 20–30 кв. м. Студенты справляются только с 1–2 кв. м в день. Но Иван Печинский не жалуется, говорит, все хорошо получается, хотя не всю работу можно доверить волонтерам.

Бывало, что помогали и туристы. Однажды на помощь пришел весь автобус, человек 40. Помогли перенести 2 тонны черепицы, чтобы можно было ее класть. Приходят местные школьники. Даже нас, журналистов, во время пресс-тура попросили покрасить стену. Причем не для картинки или забавы, а по-настоящему.

В постройке у стен замка еще живут две семьи

Именно в белом двухэтажном здании, которое хоть и появилось позже, но, по сути, входит в ансамбль, раньше была школа. Сверху еще виднеются выбитые буквы СШ. В 1964 году при школе был открыт краеведческий музей, который хоть как-то способствовал сохранению оставшихся построек замка. Кстати, сейчас любчанский музей тоже открыт при школе, но уже современной.

Сейчас на втором этаже бывшей школы расположена библиотека, на первом же пустуют коридоры с множеством школьных плакатов.

В здании, расположенном прямо у башни с воротами, по-прежнему живут две семьи. Условия здесь, конечно, не слишком хорошие. Нужно ходить за водой, туалет на улице, сложно обогреть помещение. Живущая там девушка не была расположена к разговорам. Видимо, в дом заглядывают постоянно: сейчас ведь к замку часто приезжают. Так мы и не узнали, греет ли душу факт, что квартира, хоть и не самая лучшая, пропитана духом истории.

Мы спросили у Ивана Печинского, что будет с квартирами, когда начнется дальнейшее восстановление замка. Он ответил, что сейчас квартиранты никак не мешают работам, а что будет дальше – неизвестно.

Нужно, чтобы приезжали туристы и замок зарабатывал деньги

Основное, на что надеется Иван Печинский, это то, что замок в будущем выйдет на самофинансирование, например, за счет туристов. Хорошо, что сейчас помогает банк, но это не может длиться вечно. Нужно, чтобы замок и сам как-то приносил деньги, чтобы реставрация продолжалась. По плану хотят реализовать концепцию с тремя башнями, с огороженной территорией, мостами (с одной стороны он должен быть подъемный) и красивым садом, посаженным еще в 1850-е.

Для экскурсий место подходит отлично. Замок, история Любчи и местный музей. Совсем рядом от поселка – Новогрудок и Мир. Может получиться отличный тур по замкам Беларуси.

Когда-то Беларусь считали страной замков, их на наших землях было больше 150. Из них сохранились немногие, поэтому стоит позаботиться о тех, что все еще могут поведать о белорусской истории. То, как восстанавливается замок в Любче, – своего рода феномен. К счастью, пока хватает энтузиастов во главе с Иваном Печинским. И хочется надеяться, что все у них получится!

https://www.traditionrolex.com/8