https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Сразу должен оговориться, что данная статья не претендует на безоговорочную объективность, однако если она поможет хоть как-то поменять ситуацию в белорусском туризме в лучшую сторону, я буду искренне рад.</strong></p>

Итак, первый фактор, который, на мой взгляд, серьезно тормозит развитие нашего туризма, – это визовые барьеры. Сегодняшний турист, особенно избалованный западный, не понимает, что такое виза и зачем она нужна. Учитывая довольно скромные позиции нашей страны в плане узнаваемости на мировой арене, этот вопрос становится еще более актуальным. И здесь речь идет не только о консульском сборе в 60 евро, который, кстати, не так уж и мал, но и о непомерном количестве справок и разных бумаг, которые потенциальный турист должен представить заблаговременно в наше консульство. Естественно, такой подход просто убивает всякое желание ехать в малознакомую страну.

Конечно, идеально отменить визы для граждан всех европейских стран, ну или хотя бы для начала для граждан стран-соседей и некоторых других, которые представляют наибольший потенциальный интерес для экспорта туруслуг: Литва, Польша, Латвия, Германия, Великобритания, Италия. Кстати, это можно сделать в одностороннем порядке и выгодно обыграть это событие на политической арене: вот, мол, смотрите, мы открыты к диалогу, даже безвизовый въезд сделали в одностороннем порядке и не требуем ответного шага.

Если государство боится потерять деньги, которые поступают в бюджет за счет консульских сборов, то, по расчетам, при увеличении турпотока, допустим, хотя бы в 1,2 раза, что предположительно должно произойти после отмены виз, поступление денег в РБ все равно будет превышать потери от отмены сбора. Ниже привожу свои расчеты, которые сделаны на примере стран Европы, граждане которых наиболее часто запрашивали визы для посещения РБ в 2015 г.

Количество выданных виз РБ в 2015 г. по топ-10 странам Европы составило 227 449 шт.*

Считаем далее: при отмене виз произошло увеличение турпотока, как мы предполагали, в 1,2 раза из этих стран, т.е. на 45 490 чел. Если брать самые минимальные траты европейского туриста в день – 100$ (проживание, питание, экскурсии, развлечения и сувениры**), а среднее пребывание туриста в РБ – 4 дня***, то получаем: 45 490 х 400=18,2 млн $. Это и есть дополнительный доход, пусть и не напрямую в казну государства, но все же в сектор экономики РБ. Теперь посчитаем то, что потеряет казна, отменив консульский сбор с туристов: 227 449 шт. х 60 евро =13,6 млн евро, или 15,1 млн долларов.

Итак, получается, что при отмене консульского сбора казна потеряет 15,1 млн $, но при этом экономика страны приобретет 18,2 млн $ за счет увеличения турпотока. Обращаю внимание, что я взял минимальные траты туристов в 100$ в сутки и минимальный прогнозируемый рост потока в 1,2 раза. Реальные цифры могут быть гораздо больше, и, следовательно, разница между потерей и прибылью будет еще большей в пользу прибыли.

*информация главного консульского управления МИД

** информация предоставлена Национальным агентством по туризму за 2012 г., однако я не думаю, что ситуация на 2016 г. в этом отношении кардинально поменялась 

*** информация Белстата за 2014 г.

Ладно, допустим, я не прав (где-то допустил ошибку в расчетах, или отменить консульский сбор за визы невозможно по каким-то другим причинам), тогда я предлагаю хотя бы уменьшить его. Но даже и это не главное, а главное – в процедуре получения визы. Почему не пойти по пути Турции, Египта, Таиланда и других стран, где виза оплачивалась по прилете/въезде в страну и тут же ставилась в паспорт за каких-то 1015 минут и 2040 долларов без предъявления каких-либо документов? Что может быть проще? Приехал – заплатил – поставили штампик – все!

Отдельная тема – Китай, туристы которого становятся богаче и начинают активнее путешествовать по миру. Учитывая общее, так сказать, социалистическое прошлое, у этих граждан существует ностальгия по Советскому Союзу, неподдельный интерес к местам бывшей учебы/работы, а также к военно-патриотической тематике. Исходя из этого в целях увеличения турпотока стоит отменить визы для граждан этой страны или по крайней мере максимально упростить визовый режим для них.

При рассмотрении визовой политики РБ считаю необходимым обратить особое внимание вот еще на какой факт: у нас вроде существует Союзное государство с РФ, границы фактически нет, а вот визы для иностранцев необходимы разные. Сколько раз я сталкивался с ситуацией, когда иностранец, имея российскую визу и находясь на территории РФ, не мог приехать в РБ только из-за того, что ему нужно было открывать еще и отдельно белорусскую, и наоборот. А ведь это было бы так логично – организовать комбинированный тур для иностранца с посещением городов Беларуси и России. Или еще пример на эту же тему: летит вьетнамец из Ханоя в Минск через Москву (так удобней всего), имея только белорусскую визу, долетает до Шереметьево, а там закрыта (то ли вообще отсутствует) транзитная зона, и, соответственно, у него запрашивают российскую визу, которой у него нет. В итоге бедолага возвращается следующим рейсом к себе во Вьетнам не солоно хлебавши.

Исходя из всего вышесказанного назревает вопрос: так почему же, имея единое пространство с Россией, не иметь с ней единого визового пространства?   

Следующий фактор  транспортное сообщение, в частности авиационное.  

Я не совсем понимаю ценовую политику наших авиационных властей: улететь куда-либо или прилететь откуда-либо из/в Беларусь во многих случаях получается дороже, чем от или к нашим соседям (и это даже без учета наличия у них бюджетных авиалиний). То ли это происходит от того, что в Беларусь летает недостаточное количество авиаперевозчиков, и, соответственно, они могут позволить себе держать высокие цены, то ли от того, что кто-то из наших очень жестко регулирует их тарифы, не позволяя опустить ценовую планку. В подтверждение моих предположений привожу  ситуацию с лоукостером «Победа», который никак не может прорваться в наше небо.

Для анализа сложившейся ситуации давайте возьмем несколько основных направлений и на базе skyscanner.net приблизительно прикинем минимальную стоимость перелета в одну сторону по некоторым основным направлением в Минск и Москву, скажем, в июне:

Иностранному туристу прилететь из Стамбула в Минск дешевле всего за 125 евро, в Москву – за 58 евро

из Тель-Авива в Минск – 135 евро, в Москву – 73 евро

из Рима в Минск – 152 евро, в Москву – 101 евро

из Франкфурта в Минск – 116, в Москву – 111 евро

Из Лондона в Минск – 121 евро, в Москву – 111 евро

Из Барселоны в Минск – 155 евро, в Москву – 95 евро

Из Вены в Минск – 108 евро, в Москву – 94 евро

Из Пекина в Минск – 381 евро, в Москву – 220 евро

Ну, и чтобы быть полностью объективным, приведу в пример рейс, цена на который оказалась, к моему удивлению, ниже при полете в Минск, нежели в Москву. Это Париж: из него в Минск – 108 евро, а в Москву – 117 евро.

Цены указаны приблизительные, но они дают общее представление о разнице, и это при том, что я взял для примера Москву, а не Киев, Ригу, Вильнюс и Варшаву, где цены будут еще ниже.

Еще одна больная тема – гостиницы. С одной стороны, не может не радовать приход таких известных международных гостиничных сетей, как Marriott, Hilton и др., а с другой стороны, мне кажется, в Минске существует острая нехватка отелей 3* и ниже по доступным ценам. Возьмем для сравнения стоимость одноместного номера 3* с завтраком и туалетом/душем в номере в сутки в Минске, Вильнюсе и Москве:

Запрашиваемые даты: 5-6 июня 2016 г.

Минск: от 36 до 75 евро*

Вильнюс: от 25 до 86 евро*

Москва: от 17 до 93 евро*

*Источник: поисковая система www.hotels.ru

Как видим, цены начинаются от 36 евро, тогда как в Вильнюсе от 25, про Москву я вообще молчу.

Если мы возьмем более бюджетные варианты размещения, например, без завтрака, с общей ванной/туалетом или размещение в хостеле, то разница цен будет еще более разительной, и в данном случае одной из главных, на мой взгляд, причин этого будет простой недостаток гостиниц такого бюджетного уровня.

А сейчас я предлагаю перейти к теме узнаваемости нашей страны за рубежом. На мой взгляд, здесь тоже есть над чем подумать, ведь, как известно, многие иностранцы даже не знают, где она находится, а некоторые уверенно полагают, что мы – какой-то регион России.

Я часто смотрю «Евроньюз», вижу там рекламу таких стран, как Албания, Македония, Грузия, Казахстан, Азербайджан, и у меня возникает резонный вопрос: почему я никогда не вижу там рекламы моей страны?

С целью популяризации своих стран многие туристические ведомства (знаю точно, что Австрии, Эстонии, Латвии) регулярно проводят интернет-викторины, победителям которых вручают бесплатный турпакет в эту страну. То же самое делается, только в виде лотереи, во время проведения презентаций той или иной страны. Кто-нибудь слышал, чтобы такое делали в  отношении Беларуси?

В октябре проходила выставка «Турбизнес-2015», и знаете, обойдя ее всю, я не запомнил ничего, кроме одного стенда, который был настолько ярок, огромен и необычен по сравнению с другими, что его просто невозможно было не запомнить. Я говорю про стенд Турции. К чему это я? А к тому, что, может, и нам стоит делать акцент на создании именно таких ярких и больших стендов, не жалея и не боясь вкладывать в них по максимуму средств, при проведении презентаций и участии в выставках?

И еще, мне кажется, при туристическом позиционировании нашей страны на международной арене нам нужно выработать некую единую концепцию, некий, что ли, бренд страны, то, что есть только у нас, или то, что мы делаем лучше всего. Чтобы любой иностранец сказал бы: да, я это знаю (или я об этом слышал) – это Беларусь (в Беларуси)! Например, при рекламе Италии делается акцент прежде всего на Колизей, каналы Венеции, музеи Флоренции и т.д; Франции – на Париж, Эйфелеву башню, Лувр, сыры, в конце концов; Египта – красоты подводного мира Красного моря и пирамиды. Это их «фирменные фишки». Я не знаю, что это будет у нас, но это должно быть так же узнаваемо, так же эксклюзивно, так же превосходно.       

Теперь давайте перейдем к следующему моменту, над которым необходимо поработать, – общепит.

Вспоминается случай, произошедший со мной лет 10 назад, когда в Минск со спортивной командой приехал мой знакомый из Латвии и спросил меня, где можно у нас тут перекусить, чтобы было «дешево и сердито», а то, они, мол, смогли найти у нас только рестораны. Данный вопрос поставил меня в тупик. Я думаю, ситуация ненамного поменялось за прошедшие 10 лет – появилось еще больше ресторанов (и еще дороже), а достойных кафе-бистро как было мало, так и остается мизерное количество.

Бюджетных, но при этом уютных кафешек, где можно просто поесть, очень не хватает нашей столице (да и всей стране в целом). А вот в «Макдональдсе» и «Лидо» яблоку негде упасть, такой спрос!  

И последнее, чего я хотел бы коснуться – развитие внутреннего туризма. Я понимаю, что население нашей страны составляет всего 9,3  миллиона человек с невысоким доходом на душу населения, и поэтому делать на него большую ставку в развитии белорусского туризма, может быть, будет и неразумно, однако и полностью игнорировать его тоже не следует. Очень хотелось бы, чтобы государство не обделяло вниманием внутренний туризм, не забывало про своих граждан, а для этого нужно в первую очередь стараться увеличивать доходы населения (никто не станет путешествовать, с трудом сводя концы с концами); во-вторых, проводить более гибкую ценовую политику по отношению к своим гражданам, предоставляя скидки и льготы на посещение музеев, проживание, проезд, экскурсии и т.д.; уделять больше внимания восстановлению архитектурных памятников и иных объектов туризма. Посмотрите: восстановили Мирский, Несвижский замки, сделали «Дудутки», навели порядок в нацпарках и санаториях, вбросили информацию об этом, и сами белорусы уже стали интересоваться и ездить туда. Почему же не взяться теперь за Крево, Новогрудок, Гольшаны и другие объекты? Поверьте, люди поедут!  

https://www.traditionrolex.com/8