<p><strong>Как «Белавиа» могла бы стать катализатором развития туризма в Беларуси, что главное – деньги или вдохновение, и почему Беларуси пора провести выставку, где был бы представлен только национальный турпродукт, </strong><span style="font-family: 'Trebuchet MS'; font-size: 14px; line-height: normal;">—</span><strong> об этом и многом другом рассуждает и. о. директора Национального агентства по туризму Григорий Померанцев.</strong></p>

–  Григорий, ваше назначение для всех стало сюрпризом. До сих пор вы работали в странах с абсолютно другой экономикой и другим общественным устройством – Латвия, Грузия, Россия. Вы были одним из руководителей таких структур, как airBaltic и Live Riga. У нас в Беларуси многое сохранилось с советских времен, не было системных экономических реформ, есть проблемы с технологиями, с кадрами. Как вы собираетесь вписаться в нашу систему?

–  Знаете, я воспринимаю жизнь как путешествие. Делаю то, что мне интересно, и присутствую там, где, как мне кажется, целесообразно присутствовать. Но у меня такое впечатление, что сейчас и в туризме, и в бизнесе, и в социальной жизни Беларуси  есть несколько параллельных реальностей. Например, есть люди, которые живут только в виртуале, в социальных сетях. Они видят Беларусь по-своему. 

Другие граждане не пользуются социальными сетями, и они видят то, что видят, то есть совершенно по-другому воспринимают белорусскую реальность. Можно сказать, что те же параллельные процессы идут в госструктурах и частном бизнесе. Темы, проблемы, процессы вроде бы одни и те же, но взгляды разные.

 По-вашему, все это можно привести к единому знаменателю?

–  Это как раз тема государственно-частного партнерства. Хотя мне пока трудно судить, насколько это актуально и применимо в Беларуси. Но в России, например, схема такого сотрудничества хорошо работает. В аэропорту «Толмачево», где я работал, взлетная полоса принадлежит государству, при этом государство заинтересовано в привлечении частного бизнеса для развития авиационной деятельности, терминальной инфраструктуры. Приблизительно так же я вижу взаимодействие игроков и на белорусском рынке.

 Кстати, про авиа. Вступив в должность, вы неоднократно заявляли, что Беларуси, как многим другим странам, не помешали бы лоукосты. Этими заявлениями вы словно дразните «Белавиа», ведь национальный перевозчик никогда не скрывал, что не поддерживает идею лоукостов. Вы не боитесь?  Вам ведь с «Белавиа» вместе заниматься продвижением Беларуси как туристической дестинации…

–  Нет, я не боюсь, потому что знаю, что тот же Игорь Чергинец сам прекрасно понимает и видит  ситуацию, в которой пребывает белорусский туризм. А причины, по которым авиакомпания не заинтересована в либерализации авиарынка, понятны и естественны. Кто заинтересован стрелять себе в ногу? airBaltic в 2003 году, за год до вступления Латвии в Евросоюз, уже очень хорошо понимая, что от рынка  никуда не спрятаться, серьезно защищала свои позиции от «Австрийских авиалиний» и «Чешских авиалиний». Мы думали: вот сейчас еще придут лоукосты, и нас просто сдует с рынка. Был даже скандал на уровне президентов – в Латвию приезжал президент Австрии, укорял, что страна, которая стремится в Евросоюз, административными мерами пресекает развитие авиарынка. Так что тут все понятно. Если от авиакомпании требуют выполнения показателей и за это наказывают, то естественное желание  закрыться и никого не пускать. И вот мы имеем сегодня то, что имеем. С другой стороны, сложно не видеть, что, подобным образом закрываясь, страна теряет деньги. Трафики на авиарынке – как сообщающиеся сосуды. Здесь пережали – и наши люди улетели из  Каунаса, Вильнюса, Москвы. Так и происходит. И, наоборот, есть пример Риги, которая сумела стать магнитом, который притягивает путешественников из разных стран.

 Вы действительно думаете, что лоукосты могут прийти в Беларусь, несмотря на визовый вопрос, который сдерживает как выезд, так и въезд?

–  Я понимаю, что визовый вопрос очень важен. Принцип управления доходами лоукостов – динамический прайс. Цена зависит от спроса в каждый конкретный момент времени. И если авиакомпания принимает решение загрузить салон, распродав билеты по бросовой цене, то для этого нужно, чтобы люди реагировали моментально. Визовый режим тут – серьезная помеха. Но я считаю, что решение вопроса возможно – в комплексе. С одной стороны – какое-то облегчение визового вопроса возможно уже сейчас. С другой, на примерах других постсоветских стран я вижу, что многие вещи приходят по наитию. Вообще туризм – это такая среда, где многие решения принимались по ощущениям. Кто мог себе представить, что министр транспорта Латвии, который отвечает  за национальную авиакомпанию, 52% в которой принадлежит государству, поедет приглашать Майкла Олири открывать базу лоукостера в Риге! Это ж, казалось бы, чистый суицид! Но в итоге выиграли все. Выиграли жители страны, которые стали дешево летать. Выиграл аэропорт, который получил дополнительные доходы. Выиграл город, который получил туристов. Выиграла страна и регион в целом. Конечно, «пострадало» руководство национальной авиакомпании, которой пришлось резко менять свои подходы, пересматривать расходную базу и искать методы увеличения прибыли. Но в итоге все это благоприятно сказалось и на сервисе национального перевозчика. Поэтому никакой боязни здесь быть не должно!

Я думаю, люди в «Белавиа» очень грамотные, летают по всему миру, видят, сравнивают, анализируют. Конечно, есть системные особенности, которые не позволяют им раскрыть тот потенциал, который у них есть. Но это компания с большим будущим  безопасная, надежная, лояльная. А это самое важное в авиации!

 Чем вы сейчас конкретно занимаетесь, есть ли какая-то личная программа действий?

–  Я хочу, с одной стороны, привнести взгляд со стороны на белорусский туризм, с другой – адаптировать свои собственные позиции под реальность и наладить сотрудничество со всеми участниками рынка. Я вижу, что в Беларуси много инициатив, идей, проектов – уже реализованных или в процессе завершения. Но есть разрозненность, отсутствие координации, недопонимание, все это связано с эгоцентричностью. Каждый в Беларуси преследует только свои интересы. Сейчас в стране кризис. Это проблема. Но это и возможности. Потому что когда все хорошо  каждый сам по себе и всем хватает. Когда кризис, можно, объединяясь вместе и понимая роль друг друга, удачно решать проблемы. Это видно на примере туристических кластеров. Вот мы все должны стать таким одним национальным туристическим кластером.

 Ваше назначение, как известно, – это «политическая» воля нового замминистра Портного. Какие установки он вам дает?

–  Сейчас мы очень оперативно проговариваем все вопросы.  Мне в принципе нравится атмосфера, она рабочая. Каких-то показателей от меня не требуется. Но если бы требовалось, то я бы ответил, что  сначала нужно создать, а потом требовать. Прежде чем делить шкуру неубитого медведя, медведя надо найти.

 Григорий, в белорусском туризме две проблемы – наш турпродукт пока не очень внятный, и он очень не раскрученный. Осталось всего ничего – создать и раскрутить… Вам не страшновато на таком этапе заниматься продвижением дестинации?

–  Конечно, можно говорить о некой программе, которая все расставит по местам. Но тут важно понимать, что туризм тесно связан с человеческими эмоциями, со впечатлениями, с психологией. А психология связана с внутренней энергией людей, с энтузиазмом. И это нельзя регулировать. Это можно только слегка стимулировать, то есть побуждать людей создавать некие тренды. У меня такое ощущение, что прежде всего нужно создать тренд на путешествия самих белорусов по своей стране. Нужно, чтобы это стало по-настоящему модным. Мы не можем принимать туристов, если сами не знаем турпродукта, если не попробовали себя в роли потребителя. И тут, конечно, мелочей не бывает. Это – как принимать гостей у себя дома. Ты готовишься,  переживаешь, убираешь квартиру, продумываешь программу по минутам: как встретишь, в чем встретишь, о чем будешь говорить, какая музыка будет звучать, что будет в меню.

Вот такое «внутреннее гостеприимство» побуждает людей делать вещи качественно. То есть нашему туризму нужна не разнарядка сверху, а внутреннее стремление. А это может произойти только, когда у человека появляется чувство хозяина. Появилось же это чувство у владельцев агроусадеб! Надо, чтобы так было везде! Белорусы гостеприимны, просто нет опыта приема посетителей из разных стран. Нет наработок, так сказать, мультикультурного гостеприимства. Можно сказать, что мы гостеприимны в рамках славянского региона. Этого мало! Нужно учиться! И это несложно.

 Проблема еще и в том, по-моему, что государство само не знает, чего оно хочет. Вроде бы и заинтересовано в развитии туризма, периодически декларирует такие намерения, требует экспортных показателей, валюты, а, с другой стороны – глядя на визы, границы и многие указы, этого не скажешь…

–  Тут, конечно, нужно четко определиться. Требуется как бы заказ государства… Есть же регионы в мире, которые однозначно не заинтересованы в развитии туризма, скажем, Приднестровье. Но мы-то декларируем, что хотим принимать гостей, следовательно, государству нужно прислушиваться к профессионалам турбизнеса, искать точки соприкосновения и находить здоровый компромисс.

 Мы уже достаточно поговорили об «идеологии» белорусского турпродукта, но все же ваша «парафия» как руководителя Национального агентства по туризму – это продвижение дестинации. Какие конкретные шаги на этом пути вы собираетесь предпринять?

–  У нас на данный момент есть десятка лидирующих стран по въезду. Это ключевые рынки. Наша задача – определить маркетинговые мероприятия по работе с этими странами, составить перечень выставок, семинаров, фамтрипов, ознакомительных туров для прессы. По каждой стране мы будем собираться рабочей группой с привлечением  ведущих операторов по направлениям. Они предложат продукт, а мы с этим готовым продуктом будем выходить на соответствующие рынки. Белорусскому туризму явно не хватает систематизированной информации о стране, о регионах, о городах. Нужно представить ее на сайте belarustourism.by таким образом, чтобы она была доступна, чтобы можно было скачать мобильные приложения, посмотреть виртуальный тур, интерактивную карту, получить информацию на разных языках.

Безусловно, в планах  регулярный привоз зарубежных журналистов и туроператоров. Сейчас это сложно. Пока нет договоренностей с национальным перевозчиком, с отелями. Можно сделать так, как это было сделано в свое время в Латвии. На рейсах всегда есть пустые кресла. Что стоит авиакомпании предоставить эти места журналистам? То же самое и с отелями, которые недозагружены. Мы могли бы делать фамтрипы для зарубежных журналистов каждую неделю. Вскладчину.

Может быть, это звучит странно, но я вижу наш туристический потенциал еще и в том, что у белорусов заниженные ожидания. Что скрывать, Беларусь имеет плохой имидж или его нет вовсе. И, как ни парадоксально, но это хорошо. Это можно обыгрывать. Чем замечательна Беларусь? А вот приезжайте и узнайте! Мы в центре Европы, вам нужно только приехать, и вы все увидите своими глазами. Каков наш бренд? Это чистый лист бумаги. Страна чистая в буквальном смысле, и малоизвестная. И здесь мы можем креативить сколько угодно. Есть замечательные идеи, которые можно раскручивать. Например, Беларусь – краіна цмока. В гости к лепельскому цмоку уже можно приглашать зарубежных туристов. Если сделать хороший фестиваль в Лепеле и грамотно его преподнести, успех будет.

 И какие зарубежные туристы могут клюнуть на нашего цмока?

–  Нужно привлечь те страны, в мифологии которых присутствует идея дракона. Знаете, Лох-несское чудовище – это очень раскрученный бренд, но он не появился сам по себе. Так же, как Санта-Клаус в Лапландии. Люди едут к Санта-Клаусу, хотя в Лапландии темно, холодно и жутко дорого. История, которая привлекает, – вот что нам нужно. Это важно, потому что подобным образом можно частично компенсировать недостаток инфраструктуры, сервиса, моря и гор.

 У вас есть ценный опыт работы в бюро по развитию туризма в Риге. Стоит ли Минску создать некое подобие Live Riga? И какие функции должны быть у этой структуры?

–  Было бы хорошо, если бы в белорусской столице появилась подобная структура. Тут важна идея ассоциации. Это общественная организация, в которой может быть несколько учредителей. В Латвии такими учредителями стали  муниципалитет, который дает деньги, туроператоры, гостиницы, рестораны и авиакомпания. Роль авиакомпании очень важна. Потому что национальный перевозчик обладает большими ресурсами за границей. А само бюро координирует в городе действия всех организаций, заинтересованных в привлечении туристов. Оно разрабатывает сайт и руководит им. Управляет туристско-информационными центрами в городе — в таких центрах туристы могут получить  всю необходимую информацию и купить сувениры. Управляет страничками в социальных сетях. Участвует в выставках. Делает рассылки.

 Кто был идеологом создания Live Riga?

–  В каждой стране есть своя история создания подобного агентства. Так получилось, что в Латвии главным инициатором и «идеологом» стала авиакомпания. Именно авиакомпания в любой стране кровно заинтересована в привлечении туристов, гостей, пассажиров. Наращивание рейсов, увеличение флота – это очень дорогостоящий процесс. Все это прекрасно понимают, и мы это прекрасно понимали в airBaltic. Мы видели, что, для того чтобы заполнять наши рейсы, необходимы маркетинговые усилия для популяризации Риги за границей. Вот мы охаем, что Беларусь – белое пятно, никто за границей не знает такой страны. Тут нечему удивляться! Поначалу в Евросоюзе мало кто знал, где находится Рига, у нас спрашивали: а где это? Помню, в 2004 году на туристической выставке в Милане мы ходили с картой в руках и показывали итальянцам, где расположена Рига. Тогда они задавали вопрос: а что нам делать в вашей Риге? И тут мы поняли: для того чтобы продать рейсы авиакомпании, нужно продать дестинацию. Так мы начали работать на город.

 На ваш взгляд, «Белавиа» может стать таким же катализатором развития туризма в нашей стране?

–  Конечно!  Национальный перевозчик кровно заинтересован в продвижении страны, города, туристического потенциала Беларуси, создании бренда. Здесь много возможностей — от организации фамтрипов для журналистов и туроператоров до использования тех представительств за границей, которые есть у «Белавиа». Авиация  консервативная сфера в нашем понимании, потому что в Союзе авиация была общественным транспортом – летайте самолетами «Аэрофлота», потому что больше летать нечем! А сейчас во всем мире авиакомпании борются за место под солнцем, это очень жесткий рынок. У нас до сих пор сохранилось отношение к представительствам авиакомпаний, как в советские времена: глава представительства – второй человек после посла, с исключительно представительскими функциями, свадебный генерал. На самом деле такой человек не «представлять» должен. Он должен с утра до вечера взаимодействовать с туроператорами, организовывать семинары, презентации, делать роуд-шоу, ездить по офисам, продвигать страну за рубежом. Зачем Национальному агентству по туризму открывать свои представительства за границей, когда они по сути уже есть? Все можно делать сообща!

 Мы давно говорим о том, что хорошо бы Беларуси организовать въездной воркшоп, пригласить зарубежных профессионалов турбизнеса и показать им, наконец, белорусский турпродукт комплексно и во всей красе. По вашему мнению, Беларусь к этому готова?

–  Да. Хорошо было бы устроить национальную туристическую выставку, в рамках которой собрать все регионы и качественно представить весь продукт, который у нас есть – в том числе и для самих себя. На большом пространстве и  только национальный турпродукт! Это нужно сделать еще и для того чтобы мы все друг на друга посмотрели, наладили кластерные отношения.

Безусловно, нельзя проводить такое мероприятие в старом комплексе «Белэкспо». Там выставки проходят в неверном формате и с местечковым характером. Туризм давно уже вырос из этих стен. Параллельно организовать день деловых контактов – воркшоп с участием зарубежных туроператоров. И, конечно, предложить профессионалам туры по стране. Схема таких выставок и таких воркшопов хорошо отработана в других странах. Мы можем, пользуясь зарубежным опытом, легко провести подобное мероприятие. Было бы только желание!

Что ж, искренне желаем вам успехов!

Беседовала Лилия КОБЗИК