https://www.traditionrolex.com/8
<p>с 27 февраля по 5 марта.</p>

<p>Только в Доме кино.</p>

<p>Последний фильм Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом», сообщает <a href="http://kinominska.by/news/73">Kinominska</a>.</p>

«Таких фильмов больше не делают. И вряд ли сделают когда-нибудь в будущем. Это пик развития антииндустриального кино, – говорит Алексей Герман-младший о фильме «Трудно быть Богом». – Этот фильм – вызов устоявшейся системе киноиндустрии в мире, представлению о том, какое может быть кино. Вызов упрощенному пониманию мира».

В основе фильма – одноименная повесть Аркадия и Бориса Стругацких, написанная в 1963 году. Действие разворачивается на планете Арканар в будущем. Обитатели этой планеты живут в период, сравнимый с земным поздним Средневековьем. На Арканар с Земли посланы агенты, которые должны наблюдать за жителями малоразвитой планеты. Земляне, обладающие бОльшими возможностями, чем арканарцы, с легкостью могут совершить на планете государственный переворот и развернуть войну, однако им это запрещено. Слаженная система дает сбой, когда на Арканаре начинается период контркультурной реакции – историческое время гонений на «грамотеев».
Картина «Трудно быть богом» была задумана еще в 1960-х годах, спустя несколько лет после выхода книги братьев Стругацких. В 1968 году Алексей Герман получил разрешение на съемки по сценарию, написанному совместно с Борисом Стругацким. Но вскоре из-за августовских событий в Чехословакии съемки запретили.

В следующий раз Алексей Герман пытался начать работу над фильмом в конце 1980-х, когда разрешение на экранизацию получил немецкий режиссер и продюсер Петер Фляйшман. И вновь проект не удалось запустить – по признанию режиссера, из-за полной свободы слова: иносказания, которыми богаты произведения Стругацких, в таких условиях в лоб не работали. Фильм же Фляйшмана был снят и выпущен в 1989 году в прокат, но оказался неудачным и не получил одобрения братьев Стругацких.

Герман вернулся к работе над картиной только через десять лет. Натурные съемки начались в 2000 году в Чехии, павильонные эпизоды снимали в Петербурге на киностудии «Ленфильм». Весь материал был отснят к августу 2006 году, после чего Герман приступил к монтажу, а затем к работе над звуком – к одному из самых длительных и сложных этапов в процессе создания фильма. Планировалось закончить работу в 2011 году и выпустить под названием «Хроники Арканарской резни, или Что сказал табачник с Табачной улицы». Однако из-за серьезных проблем со здоровьем Алексей Герман так и не успел закончить ленту. После смерти режиссера 21 февраля 2013 года картину завершали его сын Алексей Герман-младший и вдова Светлана Кармалита. «Картинка делалась так, как хотел сам отец, так, как он сам бы непременно сделал. Соответственно, это и есть картина Алексея Юрьевича Германа, а не картина другого Германа», – говорил Герман-младший в интервью.

Мировая премьера фильма состоялась 13 ноября 2013 года на Римском кинофестивале – по личному приглашению директора фестиваля Марко Мюллера и по завещанию режиссера. На фестивале Алексею Герману посмертно присуждена награда за вклад в мировой кинематограф.
Одним из первых зрителей завершенного фильма Алексея Германа стал классик европейской литературы Умберто Эко, который написал в своем эссе: «Трудно быть богом, но трудно и быть зрителем». «Как только вы попадаете в это Босхово полотно, остается брести по закоулкам, даже по таким, которых на настоящем полотне-то и не видно. Вы бредете под гипнозом ужаса», – написал Умберто Эко и заключил, что «в сравнении с Германом фильмы Квентина Тарантино – это Уолт Дисней». Перевод эссе опубликован в «Новой газете» http://www.novayagazeta.ru/arts/60879.html

https://www.traditionrolex.com/8