https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Недавно назначенная на должность директора Департамента по туризму Елена Перминова рассказывает о себе и своих взглядах на пути развития белорусского туризма.</strong></p>

Елена, в Министерство спорта и туризма вы пришли из Министерства экономики. Но, насколько мы знаем, у вас есть опыт работы непосредственно в турбизнесе. Расскажите немного о себе: как складывались биография и карьера?

– Я родилась в Орше. Родители постоянно переезжали, поэтому в школьные годы жила в Городке, Минске, Бешенковичах, Витебске. Так что, можно сказать, путешествовать начала уже в раннем возрасте. После окончания школы поступила в Белорусский государственный экономический университет (тогда это был нархоз) – на специальность «Экономика и планирование АПК». Некоторое время работала по распределению на Витебском мясокомбинате, но потом желание перемен и развития привело меня в туризм.

Начав работать в витебском туристическом агентстве ОДО «Кобзар», я приобрела там навыки менеджера по туризму (въездному и выездному) и в общей сложности посвятила туристической отрасли около 10 лет. Потом, после рождения второго ребенка, устроилась в Витебский облисполком на государственную службу и начала заниматься инвестициями. В это же время в Минске получила второе высшее образование в Академии управления при Президенте РБ по специальности «Международные отношения». На некоторое время уйдя из туризма, я полностью посвятила себя привлечению инвестиций в экономику страны. Хотя я всегда говорю, что эта деятельность так или иначе связана с туризмом: любой иностранный инвестор, бизнес-партнер, как только он задумался о поездке в нашу страну, как только пересек границу,  он уже, по сути, турист. Поэтому, можно считать, что с туризмом я не расставалась, даже когда занималась непосредственно инвестициями.

Затем в моей жизни случилось два момента: моя старшая дочь поступила в БГЭУ, и одновременно мне предложили работу в Министерстве экономики. В общем, звезды сошлись так, что я переехала в Минск. С 2011 года я работала в Минэкономики в должности заместителя начальника главного управления инвестиций  начальника управления международного инвестиционного сотрудничества  и СЭЗ. Постоянно общаясь с инвесторами, я интересовалась их впечатлениями о нашей стране. Конечно, в первую очередь я спрашивала, что не так с условиями бизнеса, как мы можем улучшить инвестиционный климат. Естественно, возникали и вопросы, непосредственно связанные с туризмом: как пересекали границу, как получали визу, нравится ли отель? Думаю, мой опыт работы с представителями зарубежного бизнеса, мои контакты помогут мне сейчас в понимании болезненных точек белорусского туризма и в поиске направлений работы, которую я буду выстраивать.

 Уже есть какая-то реакция на ваше новое назначение: что сказали знакомые, партнеры по бизнесу?

– Позавчера, после того как новость прошла в СМИ, я получила массу звонков. Было много искренних поздравлений, люди желали успехов. Это, конечно, очень приятно. Но что порадовало меня гораздо больше – огромное количество людей предложили помощь, поддержку. Многие говорили: мы поможем, у нас есть идеи, есть проекты, давайте вместе их реализовывать! Это, конечно, меня очень воодушевило.

 Елена, безусловно, еще рано просить вас рассказать свою программу действий в новой должности. Но понятно, что отрасль хотела бы понимать, с какими идеями вы пришли в департамент и каковы ваши взгляды на то, как именно должен развиваться белорусский туризм. Все же вы занимаете одну из ключевых позиций в туристической администрации…

– Главная задача департамента, соответственно, и моя главная задача – создание условий для развития туризма в стране, но приоритетом, безусловно, является содействие развитию въездного туризма. В нашей стране я вижу огромный потенциал. Если мы сможем его реализовать, экспорт туристических услуг возрастет многократно. Возможности действительно огромные, но, к сожалению, они не используются. Болезненные точки туризма мы все знаем. Одна из острых проблем — невысокое качество сервиса (питание, экскурсионные услуги, инфраструктура и прочее). И тут, безусловно, многое зависит от бизнеса. Нужно сделать так, чтобы люди, приезжая к нам, не жаловались ни на уровень цен, ни на качество услуг.

Большие пробелы  в позиционировании страны. Общаясь с иностранными гостями, я вижу, что люди либо не знали о Беларуси, либо воспринимали ее как часть России, не видя в нас ничего самобытного, достойного внимания! Это очень обидно, поскольку Беларусь  очень разнообразная страна с богатой историей, великолепной природой и замечательными людьми, и каждый турист здесь может найти для себя что-то интересное.

 На ваш взгляд, в чем проблема? Почему мы не можем наладить правильное позиционирование, хотя много об этом говорим?

– Наверное, чтобы правильно продвигать Беларусь как туристическую дестинацию, надо создать качественный турпродукт. Давайте будем откровенны: мероприятия, с помощью которых мы вполне могли бы привлекать в страну зарубежных туристов, частенько проходят у нас на откровенно местечковом уровне. Если мы говорим, допустим, про Германию, то хорошо себе представляем тот же «Октоберфест». Хотелось бы, чтобы и в Беларуси было создано что-то подобное, на аналогичном уровне.  Тот же фестиваль драников, который у нас проходил в 2015 году, вполне мог бы стать популярным «Драникфестом». Но нужно проводить его на таком уровне, который котировался бы и за рубежом. Вообще хотелось бы, чтобы мы проводили в Беларуси как можно больше знаковых мероприятий, чтобы о нас знали как о стране, куда можно приехать и интересно провести время.

 Сегодня все больше говорят о том, что Минск мог бы активнее позиционировать себя как место проведения деловых мероприятий…

– Безусловно! Например, недавно я общалась с представителями Всемирной организации свободных экономических зон (офис находится в Дубае). Наш индустриальный парк «Великий камень» вскоре будет членом этой организации. Так вот, в настоящее время формируются предложения стран о том, чтобы проводить Всемирный конгресс свободных экономических зон на территориях странучастников организации. Как раз сейчас принимаются заявки. Было бы замечательно, если бы Беларусь приняла такое мероприятие. Понятно, что для этого нужен высокий уровень приема. Организаторы выдвигают условия: наличие соответствующих отелей, бизнес-центров и так далее.

Наверное, теперь это для нас не препятствие: к чемпионату мира по хоккею отстроили же инфраструктуру, чтобы обеспечить необходимый уровень приема!

– Да. Все это можно делать. Но сначала нужно понять, как организовать работу так, чтобы представлять, какие компании, какие зарубежные организации и в какие сроки планируют выездные мероприятия, и самое главное  позиционировать себя как площадку для таких мероприятий. Я считаю, мы отлично заявили о себе как спортивная площадка очень высокого уровня на ЧМ по хоккею, звучно заявили о себе, как переговорный плацдарм в урегулировании политических конфликтов. Но надо продолжать себя позиционировать. Теперь одна из наших задач – продвинуть Беларусь как площадку для проведения деловых мероприятий.

 Как вы считаете, Департамент по туризму и Национальное агентство по туризму в силах позиционировать Беларусь в таком качестве?

– Мне сложно сейчас, в первые дни работы, что-либо утверждать и обещать. Но я могу сказать однозначно, что я хочу этого добиться. У меня есть огромное желание сделать так, чтобы Беларусь стала популярным туристическим направлением. Именно как отдельная дестинация! Чтобы мы могли предложить такой уровень сервиса, чтобы те же российские туристы, которые у нас сейчас составляют 70% въездного потока, сами многократно возвращались и привозили с собой родственников и друзей.

 Российские туристы очень важны для Беларуси, это наши соседи и это огромный рынок. Но, к сожалению, опыт стран, которые сделали большую ставку на российский поток – Турция, Египет,  показал, что в момент, когда этот огромный рынок находится в падающем состоянии, буквально «ложится» и туризм принимающей стороны. Возможно, стоит диверсифицировать поток, ведь у нас есть соседи не только на востоке?

– Да, мы хорошо видим сейчас эти процессы. Я только подчеркиваю, что вижу цель своих усилий в том, чтобы туристы, которые уже освоили Беларусь как туристическое направление – те же россияне, – чтобы они возвращались. Мы должны принимать людей на таком уровне, чтобы им захотелось вернуться в страну. Но также очень актуальным сейчас является слово «диверсификация», касается это и туристских потоков. Поэтому развитие туристического сотрудничества, привлечение туристов из различных стран – это та задача, к которой мы будем стремиться. И тут, конечно, очень важна кооперация усилий государства с бизнесом.

Мне бы хотелось, чтобы туристическое сообщество Беларуси правильно поняло и адекватно оценило мой приход в отрасль на эту должность. Вот пришел, по сути, новый человек в туризм на руководящую должность. Безусловно, есть некоторый опыт работы в туризме, есть также опыт работы с инвестициями и финансами. Но самое главное, я хочу, чтобы вы донесли до нашего туристического сообщества мою открытость, мое желание диалога и желание разобраться в том, что нам мешает. Понятно, что основные направления деятельности отрасли, в том числе задачи департамента прописаны в программе «Беларусь гостеприимная» на 20162020 годы. Но хочется в сотрудничестве с бизнесом реализовать такие новые проекты, найти такие новые «фишки», чтобы Беларусь зазвучала!

 Тут вам в некотором смысле повезло. Вы пришли в такой момент, когда бизнес обратил больше внимания именно на въездной туризм. Но все говорят о том, что недостаточно именно государственных усилий по раскрутке направления. Так что момент сейчас интересный, но и непростой…

– Я понимаю, что ответственность, которая на меня ложится, очень велика. Поэтому я хочу, чтобы мы все – Департамент по туризму, Национальное агентство по туризму, бизнес-сообщество  работали как партнеры, сообща. Департамент должен создавать условия для того, чтобы туризм развивался. От нас зависит формирование и реализация государственной политики в сфере туризма. Но от бизнеса тоже многое зависит. Он просчитывает, где и как выгоднее действовать. Хочется, чтобы наладился диалог. Я готова к нему. При назначении я получила напутствие развивать туризм так, чтобы было максимально удобно работать турбизнесу и в то же время – чтобы были соблюдены интересы страны. А интересы эти понятны – рост экспорта туристических услуг, рост валютной выручки и рост интереса к нашей стране. Хотелось бы найти новое лицо нашей страны как туристической дестинации. Чтобы все говорили: Беларусь – это вот такой бренд, такой регион, такая достопримечательность! Я думаю, момент сейчас для этого очень подходящий. Нам нужно только его не «профукать»! Для этого, конечно, решения нужно принимать быстро.

 Елена, расскажите немного о ваших личных предпочтениях в плане туризма. Где вы любите отдыхать?

– Мое личное предпочтение – это вода. Я обожаю отдых возле воды.

 Море?

– Необязательно. Благодаря счастливому стечению обстоятельств я живу в Минске недалеко от Комсомольского озера, с удовольствием гуляю возле воды. Раз в месяц обязательно бываю на родине, на Витебщине, там есть родительская дача на озере. Отдых для меня – это в первую очередь вода. Поэтому, естественно, если выезжаю за рубеж, то хотя бы три дня провожу возле воды. Но долго лежать на пляже не могу – скучно! Люблю ездить, смотреть.

 В каких странах вы были?

– Мне кажется, проще сказать, где я не была… В моей «копилке»  Польша, Литва, Франция, Германия, Австрия, Китай, Индия, Маврикий, ОАЭ, Тунис, Египет, Турция. Во многих из этих стран я и отдыхала, и занималась рабочими вопросами.

 Какая страна, на ваш взгляд, нам наиболее близка в туристическом плане, на какой «туристический стиль» мы могли бы равняться?

– Швейцария! Мне кажется, мы должны позиционировать свою страну, как это делают швейцарцы. Красота, чистота, спокойствие, богатая история. Плюс наша природа, наш сельский отдых, благодаря которому, кстати, мы становимся узнаваемыми. Чего нам не хватает – это высокого качества услуг и инфраструктуры. Беларусь могла бы позиционировать себя как новая, более дешевая, но очень качественная европейская дестинация.

 Белорусская Швейцария?

– Нет! Не хотелось бы этих прямых сравнений! Беларусь – не придаток России, не «белорусская Швейцария». Я хочу, чтобы мы нашли свое лицо! Новое, интересное! Беларусь – уникальная, самобытная страна. Наша задача – сделать так, чтобы гости за рубежом об этом узнали и приехали к нам!

Спасибо за беседу!

https://www.traditionrolex.com/8