https://www.traditionrolex.com/8
<p><strong>Как вовлечь в туризм пожилых жителей Беларуси? На эту тему мы поговорили с Еленой Сухиной, руководителем туристической компании «Бенефис-тур», которая недавно начала работать с этим сегментом туризма.</strong></p>

 Елена Леонидовна, как вообще возникла идея заняться социальным туризмом?

 Сначала эта идея выглядела следующим образом: на волонтерской основе собирать группы пожилых людей и совершать с ними одно-двухдневные походы по лесу, такие необременительные прогулки с рюкзачками за спиной, где они могли бы пообщаться, подышать свежим воздухом, устраивать фотосессии, петь песни у костра… Потом я поняла, что такие физические нагрузки для них будут тяжеловаты и утомительны.  А когда возглавила туристическую компанию, то идея, которая меня не покидала, трансформировалась и получила новое звучание.

У этой задумки есть серьезные основания: ведь по статистике пенсионеры составляют значительную часть жителей страны, население неуклонно стареет, и этот процент тоже все время растет. К сожалению, менталитет отечественных пенсионеров таков: пенсия пришла – жизнь кончена, пора и отдохнуть. А как воспринимается слово «отдых»? Либо это дача и борьба за урожай, закатки и засолки, либо дети привлекают бабушек и дедушек к воспитанию внуков, либо это диван и телевизор, лавочка у подъезда. А многие просто сидят дома, стараясь лишний раз не выходить. В результате очень многие люди остаются одинокими. Очень многие не могут найти друзей своего возраста  единомышленников, остаются одинокими. У детей свои заботы, а многие пожилые люди имеют лишь небольшое представление, где можно познакомиться, объединиться в компании по интересам с представителями своего возраста.

Значительная часть этих людей – вполне социально активная, они сохранили любознательность, желание увидеть и услышать что-то новое. Но зачастую возникает вопрос: «А с кем ехать? Куда?» Нам очень часто звонят и говорят: «Вы знаете, я одна! Я, конечно, боюсь ехать, я никого не знаю, так, может быть, вы меня с кем-то поселите, посадите?!» У нас был турист из Бобруйска, хотел ехать в Андорру кататься на горных лыжах. Звонил нам и жаловался, что не смог найти среди своих друзей и знакомых единомышленников и попутчиков: «Они на меня смотрели, как на чумного!» Так и сформировалась окончательно идея собирать для путешествий таких вот активных одиночек-пенсионеров.

 Но туристическая компания – это не благотворительная организация…

 Да, разумеется. Турфирма – это бизнес. Поэтому мы разрабатываем и реализуем обычные маршруты, которые пользуются спросом, чтобы получать прибыль. Вместе с тем я всегда считала и считаю, что любой бизнес должен быть социально ориентированным. Какие-то бизнесмены помогают детским домам, какие-то поддерживают хосписы, а я решила для себя, что мой социальный проект   это возвращение к активной жизни именно этой группы населения – пенсионеров. Мне, как и многим работникам турбизнеса, часто приходилось бывать за границей и видеть, как много среди туристов пожилых людей, людей так называемого золотого возраста. Почему наши дедушки и бабушки должны быть в стороне?

Одним из важных толчков к окончательному решению стала картинка, увиденная мною в национальном парке Голландии: пожилой мужчина на велосипеде, а рядом – его жена-инвалид на специальном приспособлении, которое я бы назвала летающей тарелкой. Она ловко управляла с помощью пульта этим аппаратом, и они двигались наперегонки, смеясь, как дети, и выглядели совершенно счастливыми. И я поняла, что и пенсионера, и инвалида можно поднять на более высокий уровень и обеспечить им жизнь более интересную и содержательную, чем просто сидеть в квартире. Здесь есть и определенная доля эгоизма, потому что я вижу в будущем и себя в этой роли.

 Но, как правило, многие хорошие идеи погибают, так и не реализовавшись…

 Мы это хорошо понимали. Поэтому я нашла место (тайну раскрывать не буду), где собирается большое количество людей «третьего возраста» и выступила перед ними, рассказала о наших программах и маршрутах.

 Мне кажется, что решающим моментом в социальном туризме является материальная сторона. Многие ли пенсионеры без посторонней поддержки могут себе позволить зарубежное путешествие?

 Разумеется, мы этот момент учитываем.  Поэтому разработали систему скидок, бонусов, снижаем цены…Кроме того, участники поездок получают различные сертификаты, мы проводим разнообразные конкурсы, к примеру, конкурс на лучшую фотографию,  очерк об одном из наших путешествий. Многие наши туристы – люди творческие, пишут даже стихи. В общем, мы помогаем им себя реализовать. Что касается денег, то наши пенсионеры начинают копить задолго до поездки. Спрашивают: «Что у вас намечается новенького? Да, мне это интересно, буду начинать копить!» Однажды к нам пришла бабушка, которая оплачивала тур купюрами  по пять, десять, двадцать тысяч. Объяснила, что откладывала с каждой пенсии… Некоторые говорят родственникам, чтобы на день рождения дарили деньги на путешествие.

 Елена Леонидовна, расскажите, пожалуйста, об особенностях подобных туров…

 Специфика здесь, безусловно, присутствует. Когда мы составляем маршрут, то думаем, какая должна быть экскурсионная пешеходная составляющая, чтобы не очень утомлять наших туристов. Это и подбор транспорта – чтобы обязательно откидывались сиденья, чтобы было много пространства, чтобы водители были вежливыми и отзывчивыми, помогали с багажом. Это и повышенное внимание при рассадке: для этого мы опрашиваем своих клиентов, узнаем, какие у них проблемы: у кого-то болит, скажем, левая нога, и нужно, чтобы была возможность вытянуть ее в проход. У кого-то проблемы с правой  рукой, тогда мы это тоже учитываем при выборе места в автобусе. Учитываем характер общих заболеваний. Если кому-то нехорошо, освобождаем заднее сиденье, чтобы человек мог ехать лежа. Учитываем и особенности психологии и темперамента.

Наши сопровождающие – тоже очень внимательные и понимают, что такое социальные туры. Для того чтобы в пути не возникло никаких проблем со здоровьем, просим своих клиентов, чтобы они проконсультировались с врачом – можно ехать или нет.  Иногда мы сталкиваемся с тем, что наши туристы чего-то недопонимают в силу того, что мало знакомы с формальностями выездного туризма или просто недослышат.

 Но в любом случае фирма рискует из-за неожиданной болезни туриста потерять прибыль…

 Да, здесь есть определенный риск. Люди пожилые, вдруг давление поднялось. А бывает и так: подруга не едет, и я не поеду, настроения нет…Тогда мы говорим: «Мы возвращаем вам деньги, поедете в следующий раз». Раз мы организуем социальные туры, то должны быть готовы и к некоторым убыткам. Главное здесь – не отпугнуть клиента. Плохое настроение пройдет, здоровье поправится, и он снова к нам обратится.

 Какой контингент преобладает среди туристов-пенсионеров?

 Наши туристы – исключительно образованные люди, с одним, а то и с двумя высшими образованиями, начитанные, с большим опытом. Так что отношение и к экскурсионной программе, и к путевой информации у нас исключительно серьезное. Они могут и поспорить с экскурсоводом! Здесь нужно очень гибко ответить. Среди туристов, как и в обычных группах, преобладают женщины. Мы сейчас готовим новогодний проект, и надеемся, что хотя бы 30% мужчин в нем поучаствует. Что касается возраста, то нашей самой пожилой туристке было 82 года, и она прекрасно выдержала длительное автобусное путешествие в Карелию, хотя мы и сомневались. У нас уже появились постоянные клиенты. Некоторые прибегают к нам просто поболтать. Получается своеобразный клуб, клуб «золотого возраста».

 Есть у наших пенсионеров какие-либо предпочтения, любимые туры и маршруты?

 Сегодня мы констатируем, что наибольшей популярностью пользуются туры в Скандинавию на пароме. В советское время многие побывали в Таллинне, но это было давно. Теперь они заново открывают для себя Прибалтику. А потом садятся на паром и плывут в Скандинавию. Удивительно, но некоторые наши клиенты уже побывали в таком путешествии дважды, а то и трижды. По приезде они признаются, что паром для них – это отдельная песня, отдельные ощущения. На пароме столько развлечений, и им хочется во  всем участвовать. И я им тоже советую пытаться попробовать все: предлагают мастер-класс по латиноамериканским танцам? Нужно попробовать подвигать всем телом! Вспомнить молодость! Или пойти в сауну с бассейном. Испытать судьбу в розыгрыше лотереи. Вкусить красной рыбки за шикарным «шведским столом».

Нашим туристам понравилось путешествовать по Польше. Есть интерес к Карелии, к путешествиям по Золотому кольцу. После моей поездки в Узбекистан многие заинтересовались и этим направлением. Сейчас собираем группу на бюджетное путешествие в Израиль. Наше предложение пользуется спросом, потому что в эту страну мечтает попасть каждый человек преклонного возраста. Мы заказали более экономичное размещение, они согласны. Говорят, что главное, чтобы было чистенько и аккуратненько, душ, туалет. Основное для них – это хорошая экскурсионка. Вылетать будем из Каунаса, это гораздо дешевле: вместе с визой дорога обходится в 185 евро.

 Предположим, что пенсионеры с вашей помощью начнут путешествовать. Какие еще социальные группы хотелось бы охватить? Куда собираетесь двигаться дальше?

 Пока мы только начали работать с пожилыми людьми, и это только минчане. Нам бы хотелось поработать и с регионами. Мы могли бы заезжать за жителями областных городов – и ехать дальше по маршруту. Еще одно направление, которое мне хотелось бы развивать, – это туры для слепых и слабовидящих и глухих и слабослышащих. С подобными турами я познакомилась в Москве и Санкт-Петербурге. Мы подготовили интересные  программы, учитывающие особенности таких людей. К примеру, слабовидящим в музеях и дворцах предлагают выпуклые известные картины, макеты архитектурных памятников, которые можно пощупать. Они смогут изучить пальцами шапку Мономаха, царскую мантию и другие предметы. Или   приводят группу на набережную, чтобы они ощутили, что это такое – ветер Балтики,  как его ощущал, находясь когда-то на этом же берегу, основатель города  Петр I. В Исаакиевском соборе есть книга о его строительстве и особенностях, написанная азбукой Брайля.  Для глухих – это экскурсии с сурдопереводом. Но пока мы не смогли эти туры продвинуть. Без помощи специализированных социальных институтов, объединений нам эту задачу не решить. Поэтому мы намерены туда стучаться, и если нам откроют двери, то начнем осваивать организацию подобных туров.

В планах есть и программы для еще одной социальной категории – студенческой молодежи.  К сожалению, мы только развиваемся, и времени, сил и средств нам пока не хватает. Если появятся инвесторы, которые готовы будут поддержать наш проект, то он может выйти на новый уровень, более масштабный.

 Спасибо за беседу и удачи в осуществлении всего, что задумано!

Беседовала Надежда СУСЛОВА

https://www.traditionrolex.com/8