Плебс стонал, бедствовал и нищал, а патриции жирели и богатели. И что изменилось? Теперь у нас под низкие зарплаты медиков, выпускников вузов и прочие категории подводятся соответствующие теоретические базы: «Дескать, как работаете, так и получаете, и вообще, на что рассчитывали, когда выбирали ту или иную профессию…». Как говорил герой любимого сериала «Ликвидация»: «Картина маслом».
Вместе с тем во время любого кризиса народ продолжает есть, причем кушать как следует, лопать и трескать, невзирая на цены. Хлеб насущный, у кого-то с маслом, у кого-то с икрой, был и остается во главе угла. Пить тоже меньше не стали. Говорят, что люди в состоянии депрессии, во время нестабильности, когда никто не знает, что его ждет, пьют гораздо больше. Логично, что от радости употребляют умеренно, а от горя – нажираются по-черному. Сигареты, хоть и дорожают, все равно остаются востребованными, и это тоже имеет свое обоснование: когда человек нервничает, то курить ему хочется гораздо больше. Учитывая, что денег в карманах больше не становится, а к лету инфляция, по прогнозам экономистов, с удовольствием съест оставшиеся накопления, зарплаты, пенсии и пособия, то каждый понимает: нужно затянуть пояса, сократить расходы, ограничиться, ужаться, минимизировать…
И человек начинает анализировать свои доходы и расходы: это нужно, это вообще жизненно необходимо, это можно сократить, а вот это выбросить вон – или совсем, или до лучших времен. В прессе уже появились сообщения, что народ меньше стал тратиться на высококлассные салоны, фитнес и прочие spa. Меньше покупает предметов роскоши, французских духов и дорогих кремов, цветов и всяких приятных пустячков. Поскромнее были и подарки к Рождеству и Новому году.
И, разумеется, в этот скорбный перечень под цифрами 1) или 2) вошли расходы на отдых и туризм. Неумолимая статистика свидетельствует: «Во второй половине 2015 года горожане продолжили сокращать свои расходы в целях экономии. Как и в первой половине года, основными статьями экономии остаются развлечения (59,6%), отдых и отпуск (51,5%). При этом если в первой половине года на отдыхе и отпуске экономил примерно каждый третий горожанин, то во второй половине года – уже каждый второй». Представляете, какие это внушительные цифры?
Разумеется, туристическая отрасль, как отрасль, нацеленная на оптимизм, пока в отчаяние не впадает. Крупные иностранные туроператоры устраивают тусовки, вечеринки и презентации, надеясь на то, что пациент скорее жив, чем мертв. Кстати, российская статистика еще более сурова: 44% россиян собираются провести свой отпуск на собственных дачах, и! — очень характерная цифра – 18% пойдут в пешие походы, что является прямым свидетельством экономии.
Представители белорусского турбизнеса охотно эти мероприятия посещают, внимают, записывают и воспринимают информацию. Другие, до этого времени в упор не видевшие внутреннего туризма, начинают рассматривать его как единственную антикризисную панацею. Собственно говоря, нащупать идею, которая могла бы помочь и заставить маховик отечественного турбизнеса крутиться быстрее, сегодня довольно сложно. Рассчитывать на государство бесполезно: ему бы самому выжить. Ситуация напоминает диалог пессимиста и оптимиста. Первый говорит: «Хуже не будет!» А оптимист ему в ответ радостно: «Нет, будет, будет!»