<p>В Минске прошел IV Международный фестиваль территориального маркетинга и брендинга OPEN. Кроме основных вопросов, касающихся развития городов и поселений, создания брендов, была затронута и тема туризма.</p>

Основная дискуссия состоялась на круглом столе «Внутренний и въездной туризм: проблемы, тенденции и перспективы».

Организаторы мероприятия провели его в формате «вопросответ». Первый вопрос звучал так: «Почему люди выезжают из страны?» Первым «держал ответ» Григорий Померанцев (Live Riga). По его мнению, после 70 лет «заточения» в рамках советского государства, жители всех республик, в том числе и Беларуси, отправились открывать для себя мир: «Мир очень разнообразный, и каждый думает, что к своему, тому, что «лежит под ногами», я всегда могу вернуться. Поэтому сначала нужно посмотреть другие страны, а свою оставить «на потом».  

Затем зарубежные гости поделились своими впечатлениями от посещения Беларуси. Андрей Кожанов, основатель и руководитель Высшей школы брендинга  из Москвы, рассказал, что путешествовал по Брестчине: «Вроде бы все в Беларуси есть, но все как-то не раскручено». В частности, он посетовал на отсутствие или недостаток навигации, в том числе и в городах, сложности с обменом денег: «Мы попали в Брест 1 января, а перед этим заблудились и оказались… на кладбище. Это был город-зомби. На улицах – никого. Зашли в кафе и спросили, есть ли там Wi-Fi. На нас посмотрели, как на инопланетян».

По воспоминаниям Ирины Ивановой, руководителя научно-образовательного проекта «Центр регионального маркетинга» Ярославского филиала РЭУ им. Плеханова, побывавшей на зимних каникулах на Браславских озерах, не понравилось отношение к туристам, как к источнику денег: «Если туристы приехали, значит, они богатые, и с них нужно содрать три шкуры». Кроме того, вечерами на Браславщине нечего делать. Есть и противоречия между анонсированными мероприятиями и действительно существующими: «Перед поездкой на Браславщину, мы прочитали на одном из туристических сайтов, что здесь можно увидеть «исчезающий быт белорусской деревни». Вот мы и захотели этот быт увидеть. Но на базе, где мы отдыхали, очень удивились: «Кто такое написал?»

В разговор вмешался известный урбанист Святослав Мурунов, который неоднократно бывал в нашей столице: «Зачем нужна навигация, если есть люди, жители этого места? Навигация – это всего лишь инструмент: нет интересных объектов – и некуда навигировать. Не нужно ставить бетонных стел и металлических конструкций. Можно у каждого объекта посадить на скамейке пенсионеров – и они все расскажут и покажут».

Отсутствие цельной инфраструктуры эксперт объяснил несогласованностью между местными властями и другими субъектами городской жизни: «К сожалению, чаще всего отсутствует понимание, что город – общий и турист получает комплексное впечатление». На вопрос, что нужно сделать конкретно, чтобы туристы поехали в Беларусь, Святослав Мурунов предложил несколько практических вариантов: «Во многих городах России есть магазины известных белорусских брендов – «Белвеста», «Мiлавiцы» и пр. Но нигде я не видел ни одного буклета или проспекта о Беларуси. Никакой информации о стране. Мне кажется, это бы работало на имидж страны. Беларусь в годы войны прославилась как республика-партизанка. Это тоже можно использовать. К примеру, все иностранцы думают, что в Сибири по улицам ходят медведи. В городе Новокузнецке использовали этот миф, и в аэропорту гостей встречает на такси… медведь! А у вас это мог бы быть… партизан. Нужно просто проанализировать, что есть в стране такого, чего нет у других».

Затем высказались представители отечественного турбизнеса. Ольга Горбач из «ЦентрКурорта» с сожалением констатировала, что уровень въездного и внутреннего туризма низок и падает, что цены в Беларуси высокие, что инфраструктура подводит, мало туалетов и вообще нет поводов в нашу страну приезжать.

Анатолий Ганец, хозяин агроусадебы «Ганка», главной причиной вялого развития въездного туризма назвал визовые препоны: «Иностранцы зачастую принимают решение о поездке в ту или иную страну спонтанно. А для того чтобы посетить Беларусь, нужна виза, которую нужно ждать месяц-полтора. А они не хотят ждать так долго». Ему возразил Валентин Цехмейстер, исполнительный директор РСТО, который считает, что не всегда проблема заключается в открытии виз: «К проблеме въездного туризма нужно подходить комплексно. Туристы смотрят, насколько в стране безопасно, насколько доступны услуги, насколько развит сервис». Вместе с тем ЧМ по хоккею показал, что отсутствие виз стимулирует туристов, и если бы их отменяли на каждое знаковое мероприятие, то всем бы это пошло на пользу.