<p>Выставка с таким названием работает в Музее истории города Минска. Ведущую роль в ее создании сыграл Белорусский Союз дизайнеров.</p>

Беларусь часто упрекают в том, что у нас, как нигде в независимых республиках бывшего СССР, ощущается советское прошлое. На самом ли деле это так, помогает понять новая экспозиция музея. Она развернута во всех его залах и внутреннем дворике и представляет собой органичное соединение белорусских плакатов 1940–1980-х годов и образцов самой разной продукции, которая наполняла повседневную жизнь людей. Соединить идеологический фон и реальный бытовой контекст – задача сложная, но увлекательная. И решена она с блеском, а точнее, с соответствующим светом и музыкой. Интересно, что выставка вызывает не ностальгию, а только восхищение самим дизайном этих предметов – основательным, функциональным и по-своему, конечно, красивым.

Несколько залов передают атмосферу советской городской квартиры – кабинет, гостиная, кухня. Бытовая техника на фоне плакатов о лотереях и рекламы активного отдыха на лыжах отличается лучшими потребительскими качествами своего времени за железным занавесом: радиола «Урал», швейная машинка «Волга», приемник на транзисторах. На кухне достойное место заняла эмалированная посуда, сменившая алюминиевую, вечные авоськи и бидоны. В зоне отдыха – предметы для спорта, рукоделия, увлечений и праздников. Торшеры, кресла, гладильная доска с утюгами могли бы еще послужить, ведь в то время вещи делались с огромным запасом прочности и из натуральных материалов. И их не выбрасывали, а ремонтировали. Об авторском дизайне тогда не говорили, но очевидно, что это вещи не заимствованные, как это происходит в эпоху глобализма, а собственные разработки. Многое, кстати, стало предметом коллекционирования: елочные украшения с советской атрибутикой, Деды Морозы и Снегурочки.

Куда более серьезные вещи хранились в кабинете – профсоюзные билеты, вымпелы, портреты партийных деятелей, их же труды и бюсты, мебель номенклатурных работников. Целое собрание кожаных портфелей и папок для документов (50–80-е) не стареет, но черные телефонные аппараты из эбонита, включая «вертушку» без цифр, выглядят куда более зловеще – сразу вспоминаются сюжеты о сталинских репрессиях.

Вообще, все, что касается официоза и идеологии – коммунистические лозунги, призывы, портреты, символика, праздники и съезды, напоминает своего рода мумификацию. Сейчас это только бесценный документ ушедшей эпохи. Но как это можно было воспринимать всерьез, молодое поколение уже не поймет.

Союз дизайнеров не имеет собственного музея, но все же собирает коллекцию вещей недавнего прошлого, а к этому разряду сейчас относятся вещи буквально 70-х годов. Многое приносят коллеги, друзья, просто неравнодушные люди: вещь с историей не так просто выбросить. Богатую коллекцию швейных машинок БСД выставлял в Музее истории и культуры Беларуси – выставка имела большой резонанс и запомнилась минской публике. В планах показ предметов белорусского производства и со знаком качества. Хотя мясорубка Оршанского завода, приемник «Беларусь 5» с уникальным качеством динамиков и гомельская кофемолка в экспозиции уже есть.

Комментируя проект, председатель Союза Дмитрий Сурский отмечает редкость и отличное качество изделий и их аутентичный дизайн. Частные коллекционеры тоже поддержали «Back in BSSR /Зноў у БССР» раритетными предметами своих собраний. Александр Радаев представил сувениры, выполненные на заказ в единичных экземплярах. Такие, например, как макет самолета, дарились высокопоставленным чиновникам. Сергей Шило, Павел Статкевич откликнулись и предложили многие предметы – у них большие коллекции. Но основой выставки стало собрание плакатов БСД, которое затем было так ярко и разнообразно дополнено общими с музеем усилиями. В свое время белорусские плакаты были исследованы, часть из них напечатана. Так что графический дизайн у нас уже сохранен и не пропадет, в отличие от многих предметов, ценность которых пока мало кто понимают.

Как же трогательно сейчас это звучит: «С огнем – не шути!», «Урожай – забота 1984». Жизнерадостная свинарка точно знала, что «Уход с душой – доход большой!». И конечно, классика жанра «Пашырайце плошчы пасеву канаплi» (1954).

Выставка открыта до 14 сентября.