https://www.traditionrolex.com/8
<p>Об этом шла речь на пресс-конференции «Молодежный туризм в Беларуси: развитие перспективных направлений», состоявшейся в пресс-центре Дома прессы.</p>

Встречу со СМИ открыла консультант Департамента по туризму Марина Масташова. Она рассказала, что Министерство спорта и туризма в 2015 году обращало повышенное внимание на развитие молодежного туризма: «На  презентациях экскурсионных маршрутов по Беларуси, проходящих в рамках туристических выставок «Отдых» и «Турбизнес» в нынешнем году были представлены в том числе и маршруты, направленные на развитие детского и юношеского туризма».

Она подчеркнула, что молодежный туризм отличается от туризма для других возрастных групп: «Тенденции последних лет показали, что молодежь не всегда хочет передвигаться в составе групп, а предпочитает более индивидуальные путешествия. Представители молодого поколения зачастую считают классические экскурсии скучными. Поэтому сегодня более распространены такие формы туризма, как экскурсии-квесты, экскурсии-викторины и пр. Последние десять лет в стране развиваются маршруты с элементами анимации и аттракции, когда участники поездки не только наблюдают за происходящим, но и сами участвуют в процессе.

Большой интерес вызывают и велоэкскурсии. Сегодня много говорят о возрождении такого бренда, как производственные экскурсии, которые всегда использовались в качестве возможности профориентации. В стране не так много промышленных предприятий, принимающих группы туристов, – это ОАО «Туровщина», стеклозавод «Неман», фабрика «Коммунарка», фабрика «Слодыч», –  но их количество постоянно растет».

Одной из инициатив, которая исходит как раз от молодых людей, эксперт назвала «Фэст экскурсоводов», который прошел в городах Беларуси уже в шестой раз: «Министерство по туризму поддержало это начинание, и результаты оказались вполне впечатляющими – на бесплатные экскурсии в нынешнем году собралось более 4500 слушателей, причем многие приходили целыми семьями, с детьми».

Положительной тенденцией Марина Масташова назвала развитие образовательного туризма, разработку различных образовательных программ для молодежи, создание при высших учебных заведениях туристско-экскурсионных центров и клубов экскурсоводов.

«Туризм – за молодыми», –  резюмировала она и обосновала это тем, что сегодняшняя молодежь – это потребители туристических услуг в будущем.

Затем директор УО «Республиканский центр экологии и краеведения» Елена Онуфрович проинформировала представителей СМИ о теперешней деятельности этого старейшего в Беларуси учреждения. Она отметила, что сегодня в стране существует 62 центра туризма и краеведения, объединяющих 25 тысяч учащихся. Дети занимаются в кружках по интересам: спортивный, краеведческий туризм и пр. В нынешнем году было проведено глобальное мероприятие под названием «Собери Беларусь в своем сердце», в процессе которого ребята посещали различные достопримечательности, записывали свои впечатления на видео. В результате, по словам главы центра, создан уникальный материал.

Проводились такие традиционные мероприятия, как слет студентов и педагогов, молодежное первенство Беларуси по прикладному многоборью. Издан сборник музеев, которые действуют при школах, разработан сборник маршрутов, посвященных 70-летию Победы. Есть рекомендации для школьников по посещению памятников, в этот перечень вошло около 200 достопримечательностей. В планах на следующий год – вернуть существовавший когда-то значок «Юный турист».

Высказанного Еленой Онуфрович оптимизма, однако, не разделил председатель Республиканского туристско-спортивного союза Николай Дубовик. По его словам, два года назад при реорганизации Республиканского центра туризма и краеведе­ния учащейся молодежи слово «туризм» исчезло не только из названия, но и из самого содержания деятельности. «Туризм всегда был хорошим инструментом для воспитания. Теперь ушло слово «туризм» и уходят туристы – специалисты, тренеры, педагоги, –  сказал он. –  Цепная реакция распада детского туризма началась и на местном уровне. Фактически в Беларуси с 2013 года отсутствует координирующий центр детской туристской работы, так как туристическое направление отошло на второй план. А  наши дети хотят заниматься туризмом. Спросите в любом классе любой школы, хотят ли ученики идти в поход, и 90% с радостью скажут, что хотят. А ребенок, который занимается в секции туризма, оторван от улицы. Если дети занимаются туризмом, то они лучше приспособлены к жизни – умеют найти выход в сложных ситуациях, могут приготовить еду, у них воспитывается чувство локтя. Неслучайно в Казахстане туристические организации помогают подготовить солдат для службы на границе в горных районах!»

По мнению Николая Дубовика, необходимо вернуться к прежней системе развития детского и юношеского туризма, а иначе «у отечественного туризма просто нет будущего».

Владимир Демин, главный специалист отдела проектной деятельности ЦК ОО «БРСМ» сообщил, что в проекте «Сто идей для Беларуси» туристические, и в особенности, агротуристические проекты, занимают значительное место. Правда, сколько этих проектов и кто именно в них участвует, специалист ответить затруднился.

На вопрос, лоббирует ли МСиТ различные скидки, в том числе на транспорт,  на детские путешествия и экскурсии, учитывая растущие цены, Марина  Масташова ответила, что действительно, в советские времена транспортники, в частности железная дорога, давали скидки на групповые путешествия для детей. Этот вопрос актуален и сегодня: «Конечно, хотелось бы, чтобы те времена вернулись. МСиТ провело ряд совещаний, на которые приглашались и представители транспортных организаций. Но пока реальных шагов не предпринимается».

Вместе с тем музейные учреждения пошли на то, чтобы сделать посещение в один из дней недели бесплатным: «Те туркомпании, которые занимаются организацией детского и молодежного туризма, готовят программы так, чтобы визит в тот или иной музей приходился как раз на бесплатный день».

Что касается студенческой молодежи, то эта категория остается наименее охваченной различными туристическими мероприятиями. Если во многих зарубежных странах студенты могут себе позволить дальние заграничные путешествия за весьма небольшие деньги, то отечественные юноши и девушки такой возможности практически не имеют, если, конечно, им не помогают родители. Поэтому Год молодежного туризма особого следа в их памяти не оставит.

https://www.traditionrolex.com/8