Гостеприимство как бренд. Чего не хватает Брестчине для массового притока туристов?

25.05.2014 - Новости

Гостеприимство как бренд. Чего не хватает Брестчине для массового притока туристов?

Мы очень гостеприимные люди. Мы знаем это сами, нам говорят это наши гости, а чемпионат мира по хоккею позволил нам весь 2014-й объявить Годом гостеприимства, потому что к приему такого большого количества гостей мы действительно постарались не ударить лицом в грязь, и, видит бог, нам это удалось. Но вот если говорить в масштабах Брестской области, то здесь, давайте признаемся, нам есть над чем работать. И город расположен прекрасно, и достопримечательности есть, и тысячи туристов пересекают границу и едут через Брест транзитом. Но почему не задерживаются? Чего не хватает брестскому туристическому бизнесу? Достаточно ли гостиниц, информации, интересных объектов? И что нужно изменить?

На очередное «Вече «Вечернего Бреста» мы пригласили людей, которые работают в этой сфере и знают ее, как говорится, со всех сторон. К нам пришли главный специалист отдела образования, спорта и туризма Брестского горисполкома Николай Шайко, хозяин агроусадьбы «Павлинка» Владимир Здоровцов, консультант турфирмы «Артинтур» Игорь Королев, начальник отдела по туризму ОАО «Туристический комплекс «Брест-Интурист» Андрей Ляшук и начальник службы приема и размещения гостиницы «Беларусь» Юлия Стаханова.

***

«Моду в туризме диктует Минск»

К чемпионату мира по хоккею готовилась вся страна. Мы, естественно, тоже. Оправдались ли наши ожидания? Почувствовал ли Брест приток туристов?

Н. Ш.: По информации погранслужбы, к началу этой недели брестский участок границы пересекли чуть более 4000 хоккейных болельщиков. Почти 700 иностранцев зарегистрировались на территории области. Остальные проехали Брест – и транзитом в столицу, где разворачивается чемпионат. Может, заглянут к нам на обратном пути?

Ю. С.: Часть туристов из тех, что ехали в Минск, останавливались у нас в «Беларуси»… Мы знаем это, потому что их регистрируем: у них нет виз, зато есть билеты на матчи – таких было человек 50. Они останавливаются именно затем, чтобы переночевать, и едут дальше, в Бресте не задерживаются.

И. К.: Надо учитывать и то, что своего рода моду в туризме у нас, как ни крути, диктует Минск. И хотя чемпионат мира по хоккею мало затронул Брест в плане туристов, со временем он даст свои плоды. В ходе проведения такого крупного мероприятия было принято большое количество достаточно требовательных гостей, и опыт Минска можно с успехом использовать в регионах. Я уверен, это обязательно принесет положительные результаты.

***

«У нас экскурсовод рассказывает о привидениях»

Идея привлечения массового туриста обсуждается давно. Несколько лет назад было подсчитано, сколько людей пересекает границу и сколько из них едет дальше транзитом через наш город. Задача в том, чтобы задержать этих людей в Бресте хотя бы на два-три дня. Если бы это удалось, проблема, по сути, была бы решена. Но до сих пор не получается. Почему?

И. К.: Главная проблема в том, что на сегодня у нас реально работают всего две экскурсии – в Брестскую крепость и Беловежскую пущу. Эти объекты действительно вызывают интерес у туристов, в том числе иностранцев. Больше таких объектов нет. И экскурсовод у нас – это человек, который рассказывает о привидениях. То есть о том, чего уже не существует. Очень часто он начинает экскурсию со слов: «Представьте, что вы стоите на месте, где когда-то был…» Но интересно ли это гостям? Захотят они приехать еще, чтобы послушать сказки?

Чтобы увеличить количество экскурсий, нужно создавать экскурсионные объекты. Например, в словенской Любляне, по населению примерно равной Бресту, есть четыре (!) оперные сцены. Вы представляете, какое это богатство в плане притока гостей! У нас же ничего подобного нет. Да и гастрольная жизнь в городе над Бугом достаточно бедная. Или другой пример: в Варшаве создан центр Коперника, теперь экскурсии идут туда сплошным потоком, в том числе из Беларуси. То есть если мы хотим, чтобы к нам больше приезжали, не нужно зацикливаться только на истории, а создавать новые объекты.

***

«Дойти до крепости сродни подвигу»

Н. Ш.: Конечно, нужно, и мы над этим работаем. Но приведу пример. У брестской турфирмы «Ваш отдых», которая размещает на своем сайте очень много информации о нашем городе и предлагает гостям разные варианты программ, идет стабильный прирост туристов. За последние два года турфирма увеличила прием гостей и доходов почти в пять раз. Нужно уметь предлагать себя и делать это постоянно и грамотно. У нас есть много чего интересного, огромный материал и поле для деятельности, которые необходимо использовать. Пример навскидку: в Бресте живет и работает уникальный мастер-эмальер Николай Кузьмич, но почти никто из гостей об этом не знает. И таких примеров много.

Да и то, что есть и хорошо раскручено, мы, к сожалению, не всегда умеем использовать. Вот, например, едут люди поездом через Брест, и пока идет перестановка вагонов или надо ждать пересадки на другой поезд, им, по сути, деваться некуда. Уверен: среди них обязательно есть те, кто давно мечтал побывать в Брестской крепости. И вот она рядом, а все равно не добраться, потому что от железнодорожного вокзала до крепости дойти можно только пешком, а это сродни подвигу. А в Бресте обязательно должен быть такой экскурсионный маршрут: ж/д вокзал – историческая часть города – крепость. Мэр города Александр Сергеевич Палышенков поставил железнодорожникам задачу: предложить людям, которые ждут перестановки вагонов, а она длится полтора – два с половиной часа, автобусную экскурсию в крепость. И они работают сейчас над этим. Даже если такой экскурсией воспользуются 20 человек из тысячи, это тоже плюс.

***

«Грамотно составить календарь событий»

По официальным данным, в 2013 году Брест принял чуть более 766 тысяч человек. К 2019 году число туристов планируется увеличить до 2 млн человек в год. Если вдруг это и удастся, где этих людей размещать? Помнится, проходивший в Бресте молодежный чемпионат мира по гребле показал, что это проблема, и серьезная...

Ю. С.: Есть и другая сторона этой проблемы: цикличность. Нередко в течение недели гостиничные номера пустуют, а в выходной день прибывает большое количество гостей. Плюс разместить людей просят несколько турфирм, которые как раз организуют туры. Очень жалко становится, что некоторое время мы простояли, а в другое из-за отсутствия свободных мест не смогли предложить свои услуги в полном объеме. Наверное, какое-то планирование мероприятий нужно разрабатывать. Желательно, еще в начале года.

А. Л.: Я поддержу коллегу. Каникулы, выходные, праздники – это пиковые даты, когда в Брест традиционно едет много туристов. Те же россияне на новогодние праздники или на 9 Мая. И, как правило, обычно это пересекается с приездом официальных делегаций разного уровня. Конечно, мест тогда недостаточно. Если взять посещения за год, то показатель по гостинице, в общем-то, нормальный. Но бывают периоды, когда туристов практически нет.

И. К.: А происходит это потому, что мы не управляем этими процессами. В город едут тогда, когда там что-то происходит, событие какое-то. И грамотно составить календарь этих событий – очень важная задача.

Н. Ш: Конечно, Бресту нужны новые гостиницы, в том числе и высокого класса. Как вы знаете, планируются к строительству два отеля «Мариотт» – на Набережной и на Советской, и это замечательно, но мало. Нужно еще поднять уровень и качество сервиса. Сейчас гостиницы и другие объекты размещения в Бресте могут принять одновременно 1810 человек, и из 1029 гостиничных номеров лишь 17 % относятся к высшей категории. В Европе на каждую тысячу горожан приходится 10–14 гостиничных мест. У нас этот показатель – 4,6. К тому же ценовая политика наших гостиниц складывается, к сожалению, исходя из затрат, но не качества обслуживания, и в итоге «звездность» наших гостиниц никак не влияет на прейскуранты. Стоимость люкса почти везде одинаковая, а такого быть не должно.

***

«Только начал работать – а уже 40 долларов заламывает»

Нехватку мест в гостиницах Брестской области отчасти компенсируют агроусадьбы. Сейчас в нашем регионе их зарегистрировано чуть больше 250. Вы к чемпионату мира по хоккею тоже как-нибудь особенно готовились?

В. З.: Никогда к каким-то праздникам или чемпионатам мы свою агроусадьбу не готовим. У хорошего хозяина, как известно, забор всегда покрашен и все сверкает. В агроусадьбе в любое время должно быть чисто и комфортно. Это большое заблуждение, что в каждой агроусадьбе обязательно должно быть свое хозяйство, чтобы городские гости живую хрюшку увидели. У нас идет такой поток людей, что мы просто задыхаемся. Какое уж тут хозяйство? Я бы посоветовал владельцам новых агроусадеб только одно – не «заламывать» цены, особенно если ничего еще не наработано. В Польше за 35 злотых в сутки (ок. 11 долл. – Авт.) еще превосходный завтрак дадут. У нас только начал работать, а уже 40 долларов заламывает. На мой взгляд, это неправильно.

    Елена Трибулева, Сергей Мощик

Рубрики: Проблемы Тенденции

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах