<p><strong>О развитии гостиничного комплекса столицы, его роли в привлечении туристов и внутренней конкуренции корреспондент агентства «<a href="http://minsknews.by/blog/2015/05/22/gostinichnyiy-biznes-stolitsyi-prodvizhenie-uslug-privlechenie-klientov/">Минск-Новости</a>» беседует с директором гостиничного комплекса «Орбита» Андреем Каминским.</strong></p>
– Андрей Николаевич, за последние два года количество гостиниц в Минске удвоилось. В стадии строительства еще 15 отелей. Итого будет даже не 44, как сейчас, а 59 так называемых мест размещения – объектов любых ценовых категорий с разным уровнем сервиса. Наверняка такой резкий рост конкуренции подстегнул даже бывалых минских отельеров к поиску нестандартных решений, чтобы как минимум удержаться на плаву.
– Не сказал бы, что с появлением новых гостиниц в Минске конкуренция резко возросла. Она просто появилась, поскольку до сих пор ее как таковой не было. И мы привыкли жить и работать по наитию, что ли. Считаю, что как раз ввиду отсутствия конкуренции не наблюдалось динамичного развития гостиничной отрасли в столице. Сейчас ситуация начала меняться, многие мои коллеги, действительно, зашевелились, обратили внимание на недостатки в качестве оказываемых услуг, принялись их минимизировать, озаботились тем, чтобы приезжающие в город останавливались именно у них. Как это делает каждая из гостиниц – вопрос второй. Методов и инструментов множество. Мы, например, усиливаем службу маркетинга, что, уверен, делают все, стараемся повысить уровень сервиса и квалификацию персонала, чтобы соответствовать той планке, которую однажды установили для себя, – быть чуть лучше, чем предполагает ценовая категория. Многие идут на кардинальные меры в виде значительного снижения цен, но мы не прибегаем к такому методу. Любое предприятие работает прежде всего на получение прибыли, что невозможно при резком демпинге. К тому же со снижением цен вынужденно уменьшается затратная часть, а значит, и уровень сервиса, который рискует опуститься ниже должного. Ни к чему хорошему это не приведет. Кроме демпинга, есть и другие инструменты продвижения услуг, привлечения клиентов, и мы стараемся применять самые эффективные из них, в том числе те, которые в современных условиях просто обязано использовать любое предприятие, особенно в нашей сфере.
– Например, оказываете туристические услуги? Как думаете, наступит когда-нибудь время, когда каждый будет заниматься своим делом, о чем постоянно говорится на разных уровнях? То есть развивать въездной туризм будут туроператоры, а гостиницы сосредоточатся на обеспечении комфортного проживания гостей. Сейчас отелям приходится заниматься и тем, и другим…
– Так сложилось, что у нас всегда была своего рода заготовка готового турпродукта – филиал гостиницы недалеко от Столбцов, на родине Якуба Коласа. Как раз сейчас этот туристско-оздоровительный комплекс получил второе рождение, готов принимать гостей, как иностранных, так и белорусов, и еще будет совершенствоваться. В планах – разработка уникальных туристических маршрутов по Беларуси, а также другие проекты, направленные на развитие въездного и внутреннего туризма, а заодно на заполнение гостиницы в Минске. Кроме того, недавно «Орбита» вошла в состав первого национального туроператора «Беларустурист». Точнее, вернулась в старейшее объединение республики такого профиля, которому скоро будет 65 лет. Поэтому нам в каком-то смысле легче. Сложнее тем, кому на пустом месте приходится что-то подобное изобретать. Все руководители сегодня должны думать, как повысить эффективность работы своих предприятий в существующих условиях. Не исключено, что когда-нибудь гостиницы будут выполнять только свои непосредственные функции, а привлекать туристов и размещать их в отелях станут исключительно туроператоры. Это будет, несомненно, идеальный вариант.
– Сейчас с турфирмами работаете?
– Конечно. У нас заключено 270 договоров на оказание услуг и около трети из них – с туроператорами, которые занимаются в том числе въездным туризмом.
– Каков уровень наполняемости гостиницы и достаточен ли он, чтобы не терпеть убытков?
– С начала года наш показатель – 39% при 33% наполняемости гостиниц нашей ценовой категории в среднем по Минску. Считаю, это не так уж плохо и достаточно, чтобы не работать в убыток, но совсем не повод расслабляться. Скорее, наоборот.