Учитывая огромный интерес к этому событию, в том числе и туристический, вспоминаю фильм, который уместно посмотреть именно сейчас.
«У НАС ЕСТЬ ПАПА!»
Habemus Papam, Франция – Италия, 2011, 102 мин., PG. Реж. Нанни Моретти («Комната сына», «Апрель»); в рол: Мишель Пикколи (Папа), Ежи Штур (представитель), Нанни Моретти (псхолог), Ренато Скарпа (кардинал Грегори), Франко Грациози (кардинал Боллати), Ульрих фон Добшутц (кардинар Бруммер), Джанлука Гобби (гвардеец), Маргерита Буй (психолог)
Жанр. Драма с элементами сатиры.
Религия и политика. Будучи агностиком, я искренне считаю религию «детской болезнью человечества», наивной попыткой переложить собственные проблемы «на уровень выше». В то же время, с огромным уважением отношусь и к чувствам верующих, и к институтам их Веры. Ведь в них заключены и история человечества, и искусства, и влияние на умы и общественные процессы. Причем, для признания этого не надо погружаться в далекое прошлое, достаточно вспомнить, как Ватикан способствовал делу крушения системы социализма. Посему, его предыдущий глава Иоанн Павел II вошел в историю не только, как духовный лидер своей паствы, но и как политик мирового ранга. Отсюда не удивительно, что его уход в мир иной в 2005 году явился поводом не только для печали, но и для огромного интереса к процессам, которые складываются в Ватикане. Начиная с процедуры избрания нового Папы, которая мало похожа на выборы светских президентов.
Зачин. В качестве своеобразной преамбулы, мы наблюдаем хронику прощания с Папой: торжественную, печальную и многолюдную. И всех присутствующих, не говоря уж о пронырливых корреспондентах, страшно интересует, кто заменит покойного? Это создает заметное напряжение, а на первый план выходит представитель Ватикана, насколько я понял, лицо вполне светское, в первую очередь добросовестный чиновник. Именно ему надлежит, в соответствии с канонами и традициями, организовать выборы и держать контакт с прессой. К слову, логично, что роль представителя играет знаменитый польский актер Ежи Штур, известный еще по «Секс-миссии».
Демократия по-ватикански. В фильме обстоятельно, но не скучно рассказывается о том, как происходят выборы. А ведь в хронике (и тем более, по ходу турпоездки) их точно не увидишь. Теоретически Папой может стать любой неженатый мужчина-католик, но на практике круг претендентов очерчен участниками конклава – собрания кардиналов. В данном случае их 108, представляющих разные расы и континенты. Весь период избрания они пребывают за закрытой дверью, не имея контактов с внешним миром. Конечно же, каждый из кардиналов в душе желает стать самым приближенным к Богу, но себя они не выдвигают, программ не являют, обещаний не сулят. Сидя за длинным столом в знаменитой Сикстинской капелле, святые отцы пишут фамилию того, кто видится каждому из них лучшей кандидатурой.
Потом производится подсчет и если не набирается нужной квоты, то бюллетени сжигаются, а процедура повторяется. Когда же выявляется победитель, то его тотчас, без малейших проволочек и документальных свидетельств, объявляют Папой. Переживающие (и туристы) ожидают на площади, ориентируясь на цвет дыма из каминной трубы. Если черный, то выборы будут продолжены, белый же означает радостное – «У нас есть Папа».
Атмосфера. Честно говоря, не ведаю, как официальный Ватикан воспринял представляемый фильм, но публичных скандалов не было. Режиссер Нанни Моретти уверяет, что попыток вмешательства церкви в процесс создания и проката картины не было. На мой взгляд, так и урона авторитету Ватикана сия картина не несет, хотя при желании можно найти повод, чтобы возмутиться. Начиная с определенной легкомысленности в передаче судьбоносных событий. Казалось бы, ну для чего нужна сцена, в ходе которой вырубается свет и некто из кардиналов, споткнувшись, падает в темноте. Но тут важен не гэг, как таковой, а то, как ситуацию воспринимают окружающие. Действительно, кардиналы – это элита католического мира. Они умны, вышколены, преданы делу, но при этом – живые люди. В основном пожилые, бывает капризные, заносчивые, а то и проказливые. Некоторые из них могут запросто списать содержимое бюллетеня у соседа, тем более, что выбор Папы промысел божий. Но ведь в данный момент они пребывают исключительно среди своих, поэтому и могут позволить себе быть более раскованными, чем обычно. И это абсолютно нормально. Чуть позже уже и не удивляешься, что кардиналы, разбившись на сборные континентов и почти не сменив облачения, вдохновенно участвуют в турнире по волейболу. И это отнюдь не последняя «движуха» в ленте, которая может казаться априори камерной.
Интрига. И ее в ленте в достатке. Неправильно глубоко погружаться в содержание, но если вкратце и без деталей, то ситуация складывается следующим образом. В очередной из попыток выбрать Папу происходит сенсация, высокая честь выпадает кардиналу не из числа фаворитов. Пережив мгновения упоения и почти явив свой лик толпе, собравшейся на площади, этот очень пожилой человек внезапно пугается ответственности и фактически сбегает. Оперативное медицинское обследование не выявляет ничего страшного, но так как позиция не меняется, приглашается маститый психолог, который тоже «влипает в историю». От прессы эта история скрывается, ведь на кону репутация Ватикана, между тем и кардиналы не знают, что новый Папа затерялся в где-то в Риме, а в его апартаментах создает эффект присутствия один из швейцарских гвардейцев… Как мне кажется, этого достаточно, чтобы заинтересовать.
Постановщик. Выдающийся итальянский режиссер, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти (род. 19.8.1953 г.) известен не только искрометным творчеством, но и активной гражданской позицией. Он давно участвует в политических акциях, поддерживая левые силы. И даже языком кино борется против Сильвио Берлускони. Не близко ему и влияние Ватикана на политику. А когда Нанни обвинили в том, что в «У нас есть Папа» отсутствует Вера, он ответил со всей революционной простотой: «Да, так и есть! Мне жаль, но в Бога я не верю. Однако моя позиция не направлена против глубоко верующих людей. Мне просто захотелось показать мой Ватикан и без обвинений в его адрес».
И даже Чехов. Я склонен полагать, что этот фильм потому никого всерьез не оскорбляет, что он тонкий и умный. Это относится и к юмору, и к диалогам, и к затрагиваемым высоким материям. В ткань картины замечательно встроены линии, связанные с психологами, специалистами, которые в западном мире переняли ряд функций, ранее относившихся к церкви. Их можно даже назвать конкурентами. Здесь же случается очевидный «конфликт интересов», однако, честно говоря, еще более странно слышать, как, желая помочь человеку под 80-т, начинают выспрашивать: в нужной ли степени его долюбили в раннем детстве? Причем, первый прием психолог проводит в присутствии всех 108 кардиналов, что живо напоминает стилистику Федерико Феллини. В ходе событий картины выясняется, что вновь избранный Папа когда-то не сумел реализовать себя в актерском мастерстве. Вот и появляется линия, связанная с постановкой пьесы «Чайка». Возможно, помните: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её»? На редкость уместная цитата из чеховского шедевра.
Звезда фильма. 84-летний Мишель Пиколли («Скромное обаяние буржуазии», «Большая жратва») поистине идеальная кандидатура для главной роли. Он много лет снимался в судьбоносных для кинематографа (прежде всего, авторского) фильмах и сохранил хорошую творческую и физическую форму. И, тем не менее, ему пришлось нелегко. Вот как об этом рассказывал сам Мишель: «Когда мне предложили роль Папы в фильме Моретти, я сразу же сказал «Да!». А вот утвердили меня не сразу! Лишь после нескольких проб. Съемки были напряженными. Если честно, моя карьера могла закончиться вместе с эти фильмом». Образ сомневающегося в себе Папы получился и очаровательным, и гуманистичным, и загадочным, словно улыбка Джоконды.
Прочая информация. Участие в МКФ в Канне. М.Пикколи номинировался на премию Европейской киноакадемии, а заодно получил ее Почетную награду, как и премию «David» (Италия). Сборы в мировом прокате $16,1 млн. Бюджет 9 млн. евро. Рейтинг IMDb – 6,7|6161 голос.