https://www.traditionrolex.com/8
Учитывая огромный интерес к этому событию, в том числе и туристический, вспоминаю фильм, который уместно посмотреть именно сейчас

Учитывая огромный интерес к этому событию, в том числе и туристический, вспоминаю фильм, который уместно посмотреть именно сейчас.

«У НАС ЕСТЬ ПАПА!»

Habemus Papam, Франция – Италия, 2011, 102 мин., PG. Реж. Нанни Моретти («Комната сына», «Апрель»); в рол: Мишель Пикколи (Папа), Ежи Штур (представитель), Нанни Моретти (псхолог), Ренато Скарпа (кардинал Грегори), Франко Грациози (кардинал Боллати), Ульрих фон Добшутц (кардинар Бруммер), Джанлука Гобби (гвардеец), Маргерита Буй (психолог) 

Жанр. Драма с элементами сатиры.

4  

Религия и политика. Будучи агностиком, я искренне считаю религию «детской болезнью человечества», наивной попыткой переложить собственные проблемы «на уровень выше». В то же время, с огромным уважением отношусь и к чувствам верующих, и к институтам их Веры. Ведь в них заключены и история человечества, и искусства, и влияние на умы и общественные процессы. Причем, для признания этого не надо погружаться в далекое прошлое, достаточно вспомнить, как Ватикан способствовал делу крушения системы социализма. Посему, его предыдущий глава Иоанн Павел II вошел в историю не только, как духовный лидер своей паствы, но и как политик мирового ранга. Отсюда не удивительно, что его уход в мир иной в 2005 году явился поводом не только для печали, но и для огромного интереса к процессам, которые складываются в Ватикане. Начиная с процедуры избрания нового Папы, которая мало похожа на выборы светских президентов.

5  

Зачин. В качестве своеобразной преамбулы, мы наблюдаем хронику прощания с Папой: торжественную, печальную и многолюдную. И всех присутствующих, не говоря уж о пронырливых корреспондентах, страшно интересует, кто заменит покойного? Это создает заметное напряжение, а на первый план выходит представитель Ватикана, насколько я понял, лицо вполне светское, в первую очередь добросовестный чиновник. Именно ему надлежит, в соответствии с канонами и традициями, организовать выборы и держать контакт с прессой. К слову, логично, что роль представителя играет знаменитый польский актер Ежи Штур, известный еще по «Секс-миссии».

1

3  

Демократия по-ватикански. В фильме обстоятельно, но не скучно рассказывается о том, как происходят выборы. А ведь в хронике (и тем более, по ходу турпоездки) их точно не увидишь. Теоретически Папой может стать любой неженатый мужчина-католик, но на практике круг претендентов очерчен участниками конклава – собрания кардиналов. В данном случае их 108, представляющих разные расы и континенты. Весь период избрания они пребывают за закрытой дверью, не имея контактов с внешним миром. Конечно же, каждый из кардиналов в душе желает стать самым приближенным к Богу, но себя они не выдвигают, программ не являют, обещаний не сулят. Сидя за длинным столом в знаменитой Сикстинской капелле, святые отцы пишут фамилию того, кто видится каждому из них лучшей кандидатурой.

2

Потом производится подсчет и если не набирается нужной квоты, то бюллетени сжигаются, а процедура повторяется. Когда же выявляется победитель, то его тотчас, без малейших проволочек и документальных свидетельств, объявляют Папой. Переживающие (и туристы) ожидают на площади, ориентируясь на цвет дыма из каминной трубы. Если черный, то выборы будут продолжены, белый же означает радостное – «У нас есть Папа».

8  

Атмосфера. Честно говоря, не ведаю, как официальный Ватикан воспринял представляемый фильм, но публичных скандалов не было. Режиссер Нанни Моретти уверяет, что попыток вмешательства церкви в процесс создания и проката картины не было. На мой взгляд, так и урона авторитету Ватикана сия картина не несет, хотя при желании можно найти повод, чтобы возмутиться. Начиная с определенной легкомысленности в передаче судьбоносных событий. Казалось бы, ну для чего нужна сцена, в ходе которой вырубается свет и некто из кардиналов, споткнувшись, падает в темноте. Но тут важен не гэг, как таковой, а то, как ситуацию воспринимают окружающие. Действительно, кардиналы – это элита католического мира. Они умны, вышколены, преданы делу, но при этом – живые люди. В основном пожилые, бывает капризные, заносчивые, а то и проказливые. Некоторые из них могут запросто списать содержимое бюллетеня у соседа, тем более, что выбор Папы промысел божий. Но ведь в данный момент они пребывают исключительно среди своих, поэтому и могут позволить себе быть более раскованными, чем обычно. И это абсолютно нормально. Чуть позже уже и не удивляешься, что кардиналы, разбившись на сборные континентов и почти не сменив облачения, вдохновенно участвуют в турнире по волейболу. И это отнюдь не последняя «движуха» в ленте, которая может казаться априори камерной.

13

2

Интрига. И ее в ленте в достатке. Неправильно глубоко погружаться в содержание, но если вкратце и без деталей, то ситуация складывается следующим образом. В очередной из попыток выбрать Папу происходит сенсация, высокая честь выпадает кардиналу не из числа фаворитов. Пережив мгновения упоения и почти явив свой лик толпе, собравшейся на площади, этот очень пожилой человек внезапно пугается ответственности и фактически сбегает. Оперативное медицинское обследование не выявляет ничего страшного, но так как позиция не меняется, приглашается маститый психолог, который тоже «влипает в историю». От прессы эта история скрывается, ведь на кону репутация Ватикана, между тем и кардиналы не знают, что новый Папа затерялся в где-то в Риме, а в его апартаментах создает эффект присутствия один из швейцарских гвардейцев… Как мне кажется, этого достаточно, чтобы заинтересовать.

6

Постановщик. Выдающийся итальянский режиссер, обладатель «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти (род. 19.8.1953 г.) известен не только искрометным творчеством, но и активной гражданской позицией. Он давно участвует в политических акциях, поддерживая левые силы. И даже языком кино борется против Сильвио Берлускони. Не близко ему и влияние Ватикана на политику. А когда Нанни обвинили в том, что в «У нас есть Папа» отсутствует Вера, он ответил со всей революционной простотой: «Да, так и есть! Мне жаль, но в Бога я не верю. Однако моя позиция не направлена против глубоко верующих людей. Мне просто захотелось показать мой Ватикан и без обвинений в его адрес».

1

И даже Чехов. Я склонен полагать, что этот фильм потому никого всерьез не оскорбляет, что он тонкий и умный. Это относится и к юмору, и к диалогам, и к затрагиваемым высоким материям. В ткань картины замечательно встроены линии, связанные с психологами, специалистами, которые в западном мире переняли ряд функций, ранее относившихся к церкви. Их можно даже назвать конкурентами. Здесь же случается очевидный «конфликт интересов», однако, честно говоря, еще более странно слышать, как, желая помочь человеку под 80-т, начинают выспрашивать: в нужной ли степени его долюбили в раннем детстве? Причем, первый прием психолог проводит в присутствии всех 108 кардиналов, что живо напоминает стилистику Федерико Феллини. В ходе событий картины выясняется, что вновь избранный Папа когда-то не сумел реализовать себя в актерском мастерстве. Вот и появляется линия, связанная с постановкой пьесы «Чайка». Возможно, помните: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её»? На редкость уместная цитата из чеховского шедевра.

7

11

Звезда фильма. 84-летний Мишель Пиколли («Скромное обаяние буржуазии», «Большая жратва») поистине идеальная кандидатура для главной роли. Он много лет снимался в судьбоносных для кинематографа (прежде всего, авторского) фильмах и сохранил хорошую творческую и физическую форму. И, тем не менее, ему пришлось нелегко. Вот как об этом рассказывал сам Мишель: «Когда мне предложили роль Папы в фильме Моретти, я сразу же сказал «Да!». А вот утвердили меня не сразу! Лишь после нескольких проб. Съемки были напряженными. Если честно, моя карьера могла закончиться вместе с эти фильмом». Образ сомневающегося в себе Папы получился и очаровательным, и гуманистичным, и загадочным, словно улыбка Джоконды.  

9  

10

Прочая информация. Участие в МКФ в Канне. М.Пикколи номинировался на премию Европейской киноакадемии, а заодно получил ее Почетную награду, как и премию «David» (Италия). Сборы в мировом прокате $16,1 млн. Бюджет 9 млн. евро.  Рейтинг IMDb – 6,7|6161 голос.

https://www.traditionrolex.com/8