https://www.traditionrolex.com/8
<p>...Литва. Для большинства белорусских туристов она ассоциируется с башней Гедимина в Вильнюсе, Тракайским замком, побережьем Балтийского моря в Паланге и Ниде.</p>

<p> </p>

Еще большее количество гостей из Беларуси приезжает в столицу соседнего государства на шопинг. Но есть и такие, кого интересуют нестандартные маршруты.  Именно для них мы и размещаем этот эксклюзивный фоторепортаж…

29 марта, раннее утро. Мы с моим другом Ричардасом Анасаускасом выезжаем из Вильнюса затемно, чтобы пораньше добраться в устье Немана, а заодно и поснимать по дороге при утреннем свете. До Каунаса мчимся по традиционной туристической магистрали, а дальше сворачиваем на старинную дорогу вдоль Немана.  Эта дорога настолько красива, там такое количество древних городищ, костелов, замков, что мы ей в будущем посвятим отдельный фоторепортаж, а пока настроены только на съемку диких животных.

Вот и первый весенний кадр – белый аист, которых, по словам Ричардаса, в Литве еще не было. Получается, что мы добрались сюда одновременно. Только ради этого стоит крылатого путешественника включить в наш репортаж.

Проезжаем небольшую деревушку Вишвиле, обращаем  внимание на озеро справа и странный водопад слева от дороги. Ниже водопада замечаем свойских уток, но они кормятся в колоритнейшем месте! Останавливаемся, берем фотоаппаратуру, приближаемся.

Вода струится по красиво уложенным камням, где-то сделаны настоящие водопады, а внизу в пене кормятся утки. Красота!

Утки, безусловно, реагируют на пришельцев, отплывают вниз по течению. Мы поднимаемся на пешеходный мостик в надежде увидеть еще что-нибудь необычное и не ошибаемся. Прямо в центре деревни кормятся и дикие представители литовской фауны. И самое главное – они плывут в нашу сторону!

Ждем, я специально корректирую настройки в фотоаппарате, чтобы увеличить глубину резкости. Хочется, чтобы в кадре были резкими обе птицы. Но как только я это делаю, птицы взлетают и мчатся прямо на нас!

Какая-то доля секунды – утки исчезают, а мы с Ричардасом чертыхаемся: он сделал со своим фотоаппаратом то же самое. Из-за этого уменьшилась выдержка и нам не удалось в полете сделать качественные резкие кадры. Но кто мог предполагать, что птицы без вот так возьмут и полетят на нас?!

Едем дальше. Справа на поле я замечаю журавлей. Делаем пару кадров с дороги, я предлагаю Ричардасу попробовать подъехать ближе. Он колеблется, говорит, что здесь частная собственность, хозяин может и стрельнуть по колесам, если будем разъезжать по его посевам. Но посевов пока нет, недалеко стоит одинокий домик, решаем спросить разрешения у хозяев. Бабулька-литовка смотрит на нас с подозрением, спрашивает, не охотники ли мы, грозится, что если что, она наш номер запишет и сообщит куда следует. Но пропускает через свой двор.

Подъезжаем ближе.

Две стаи журавлей на машину почти не реагирует. Это хорошо. Подъезжаем еще. Журавли выходят из тени леса, делаем несколько кадров. Я не успеваю Ричардасу сказать, что не стоит дальше двигаться, а он, глядя на журавлей, все выбирает лучшую точку съемки. Довыбирался: журавли резко взлетают, машина застревает в низинке. Приехали. Выясняется, что у моего литовского друга нет хорошей лопаты и очень плохой домкрат.

Пытаюсь им воспользоваться, думаю поочередно поднять колеса и подложить под них ветки. Но сделать это оказывается очень сложно. Ричардас уходит за трактором, я осматриваю ближайшие окрестности. Мы застряли рядом с интересной горкой, поднимаюсь на нее, там находится старинное немецкое кладбище. И прямо на нем – норы барсуков.

Вот это настоящая экзотика! Прямо из-под древнего креста выходит барсучья нора. Какие кадры здесь можно сделать!

Но нам пока не до барсуков. Ричардас вначале приезжает на микроавтобусе, который через секунду застревает у нашего джипа. Потом все-таки пригоняет трактор. Кстати, «Беларусь».

Тракторист вытаскивает обе машины, и мы продолжаем движение дальше. Наша цель – устье реки Неман. Именно там весной и осенью во время перелета концентрируется огромное количество птиц. Сейчас мы едем ради гусей, которых в Беларуси сфотографировать практически невозможно. А в Литве – пожалуйста. Они там на людей тоже реагируют, но не так, как в Беларуси…

Фотографировать можно прямо из машины, можно установить штатив и делать панорамы.

Лучше, конечно, установить где-нибудь на островке засидку, но у Ричардаса ее нет, а моя осталась в Беларуси. Поэтому у нас будет классическое фотосафари.

Но даже с подхода здесь можно сделать вот такие кадры! Птиц – море. Выбирать сюжеты не приходится, так как они все равно реагируют на приближающегося человека: или стоят,  настороженно всматриваясь, или взлетают.

А мы уже ищем других героев для фотосъемки.

То и дело замечаем небольшие стада косуль, от машины убегают зайцы, отплывают чуть подальше лебеди… Ричардасу хочется сфотографировать хищников, мы ищем их.

Находим орлана-белохвоста. Он сидит на небольшом островке и ждет чего-то. Мы тоже остановились. Освещение шикарное, орлан без движения. И расстояние до него более двухсот метров. Мы надеемся, что он взлетит и будет охотиться. Так и происходит, но орлан к нам не приближается, а отдаляется. Классно, конечно, наблюдать, как эта мощная птица вдруг на секунду замирает, а затем камнем бросается в воду, практически целиком скрывается в ней. Три попытки и все время без добычи. Через длиннофокусный объектив мы можем это рассмотреть, но красиво сфотографировать, увы, не удается. Все-таки слишком далеко…

Довольствуемся сюжетом, когда за орланом увязалась ворона, и жалеем, что в погоне за кадром хищника потеряли шикарный закат.

Вот эта дорога, например, с заходящим солнцем смотрелась бы гораздо эффектнее, хотя и  в сумраке есть свой колорит…

30 марта

Подъем, как обычно во время таких поездок, на рассвете. Мы снова в поиске хороших кадров. Мне нужны необычные сюжеты с гусями. Ричардас, у которого этих гусей уже немеряно, надеется сфотографировать орлана-белохвоста.

Туман, солнце встает и освещает гусиные стаи на полях.

Делаем несколько кадров и замечаем орлана-белохвоста на одиноком дереве. Явно собрался поохотиться.

Подъезжаем ближе, орлан взлетает, делает небольшой круг и садится на маленьком островке. Далековато. Но мы останавливаемся и ждем. Время от времени к орлану подлетают чайки, делают попытку его атаковать. Орлан отмахивается от них, как от назойливых мух. И продолжает сидеть…

Наше терпение иссякает: все-таки очень красивый утренний свет. Вчера вечер простояли возле одного ленивого орлана, не хочется терять сегодняшнее утро возле такого же лентяя.

Переезжаем к маленькой деревушке. Прямо за забором видим стаю гусей, рядом с домом куча колотых дров, с которых вполне удобно фотографировать. Я забираюсь наверх, не учитываю, что ночью была минусовая температура, поскальзываюсь и грохаюсь коленями прямо на заиндевевшие поленья. Какое-то время мне не до гусей, но постепенно боль проходит, можно фотографировать дальше.

Гуси просто кормятся. Это выглядит буднично и неинтересно. Шепчу Ричардасу, чтобы он  вернулся к машине, обошел гусей справа  и пугнул их на меня.

Что-то получается. Вначале гуси встревоженно начинают осматриваться, затем идут в мою сторону и взлетают.

Переезжаем дальше, видим новую стаю гусей, рядом с ними лебеди. Вот это уже интереснее. Останавливаемся. Птицы не улетают. Можно выжидать интересные кадры.

Над машиной пролетают лебеди, вокруг крутятся другие мелкие птички.

Через какое-то время наши лебеди и гуси медленно отплывают от машины. А мы едем дальше.

Еще одно старинное немецкое кладбище, которое сейчас оказалось на островке. Шикарный можно было бы здесь сфотографировать закат, но не сегодня, к сожалению.

Находим новую стаю гусей. Теперь уже Ричардасу я предлагаю приготовиться к фотосъемке, а сам объезжаю стаю и нагоняю взлетающих птиц на него.

И снова в кадр попадают косули, зайцы, журавли.

Я уже хорошо ориентируюсь на местности. И если бы у нас было больше времени, мог бы создать несколько интересных фотосюжетов. Но задумки приходится оставлять на следующий  раз, так как есть еще дела в Вильнюсе, нужно вернуться не очень поздно.

Щелкаем обзорную вышку, с которой открывается вид на залив и Куршскую косу, делаем пару кадров с вышки и берем курс на Вильнюс.

По дороге снова останавливаемся возле интересного водопада.

Оказалось, он специально создан, чтобы дать возможность лососевым рыбам подниматься вверх по течению на нерест. Но сделан не просто технически грамотно, но и красиво!

Мы фотографируем, в этот момент подходит мужчина и интересуется, что же нас так здесь заинтересовало? Слово за слово, выясняется, что Кястутис является владельцем СПА (!), которое недавно открыл в этой деревне, что он тоже любит природу. И что находимся мы на территории заповедника, что здесь есть питомник для глухарей и много чего интересного.

После такой информации мы уже не можем ехать в Вильнюс, Кястутис показывает еще один водопад и другие достопримечательности, затем  мы знакомимся с сотрудником заповедника.

Здесь, например, уникальная ель, у которой семнадцать стволов! Чудо какое-то, вокруг ели много других деревьев с двумя, тремя стволами. Но уже начинает темнеть, хорошие снимки сделать невозможно.

Возвращаемся на дорогу. Видим проходящую по полю косулю, чуть дальше вроде бы кормится другая. Проезжаем, не останавливаясь, но Ричардас вдруг говорит:

– Странная какая-то поза у косули, не может она на жопе сидеть…

Разворачиваемся, присматриваемся: рысь! Я командую ехать дальше, чтобы не вспугнуть хищника. Снова разворачиваемся, готовим аппаратуру и медленно-медленно едем по обочине дороги. Рысь уже не сидит, прилегла. Останавливаемся, делаем несколько кадров.

До зверя – метров двести пятьдесят, он еле различим в сухой траве. Вот полный кадр при фокусном расстоянии 640 мм. Если кадр чуть увеличить, то рысь видна лучше, но теряется качество.

А я, к сожалению,  не могу злоупотреблять удалением-приближением, так как аккумулятор уже давно сел, любой кадр может стать последним на этой фотосессии. А вдруг рысь пойдет в нашу сторону?

Но она, похоже, решила вздремнуть.  Что делать? Вот-вот стемнеет.  Принимаю решение снова использовать элементы загонной фотоохоты. Прошу Кястутиса, чтобы при проезде по дороге очередной машины он вышел из салона, обошел рысь по лесу и приблизился к ней с противоположной стороны.

Кястутис уходит. Мы ждем. Можно было бы подъехать метров на двадцать ближе, но боимся рисковать, чтобы не вспугнуть хищницу. Вскоре она вскакивает и начинает тревожно смотреть в сторону леса.

Я понимаю, что план сработал! Рысь выжидает какое-то время и направляется в нашу сторону.

Вначале идет медленно, я уже предвкушаю, какие шикарные кадры мы сделаем.

Но рысь ускоряет движение и исчезает в лесу…

Увы, шедевры не получились, но сам факт, что удалось сфотографировать такое редкое и острожное животное прямо с дороги, говорит о многом. Стоит сюда еще раз приехать!

А когда возвращается Кястутис и говорит, что  подошел к рыси на пятнадцать метров, Ричардас не находит себе места:

– Почему я не дал ему второй фотоаппарат?

… День закончен. Я не успел сделать то, что должен был в Вильнюсе, но не жалею об этом…

PS. Если кого-то заинтересовала возможность фотосъемки диких животных в Литве, могу организовать такой эксклюзивный тур.  Много птиц в устье Немана будет,  как минимум до середины мая…

Фото автора

 

https://www.traditionrolex.com/8