Так, господин Померанцев уверен, что сегодня туристической отрасли в Беларуси нужна консолидация. Только так можно продвигать отдых в Беларуси как бренд.
– Сейчас много инициатив по созданию туристических объектов, турпрограмм... Очевидно, что отрасль нуждается в объединении под единой идеей, чтобы использовать ресурсы каждого игрока туристической цепочки, – говорит он.
Померанцев считает, что в плане внутреннего туризма нужно четко расставить приоритеты. Среди основных из них является турист из России:
– Более 70% туристов приезжает в Беларусь из России. Здесь в том числе играет роль фактор транспортной доступности. Сегодня в Москву осуществляется несколько авиарейсов в день плюс есть сообщение с Санкт-Петербургом и Екатеринбургом.
Также, по его мнению, стоит привлекать туристов из Западной Европы, в первую очередь из стран-соседей – Литвы, Латвии и Польши. Но не стоит оставлять без внимания страны Ближнего Востока и Китай, который уже связан с Беларусью прямым авиасообщением.
Еще один вариант увеличения турпотока в Беларусь – развитие трансферной составляющей. Но это сложно сделать без решения визового вопроса. Речь идет о том, что, например, жители Западной Европы, которые летят в Россию, Казахстан, Азербайджан или Грузию, могли бы останавливаться в Беларуси и выходить в город без визы:
– Если им дать возможность провести 72 часа без визы в Беларуси, то страна получит экономическую выгоду. Немец, летящий в Казахстан, или британец, направляющийся в Грузию через Минск, может иметь возможность выйти без визы в город и провести здесь два-три дня, потратить деньги в ресторанах, гостинице, купить сувениры и что-то из белорусской продукции… Вот она, экспортная составляющая.
Померанцев убежден в успехе этой идеи, так как подобный проект как минимум уже реализуют в Санкт-Петербурге, где пассажирам круизных лайнеров можно выходить на берег и находиться в городе без визы.
Также Померанцев считает себя сторонником либерализации авиационного рынка:
– Мы пережили ее в Латвии в 2004 году, когда министр транспорта пригласил лоукост Ryanair открыть базу в Риге. Это был прецедент в истории, когда государство, которое являлось главным акционером у авиакомпании, пригласило на рынок конкурента. Для нас это было болезненно. Но авиакомпания выдержала, отыскав новые ниши и инструменты работы. В итоге от этого выиграли все участники турсообщества.
Померанцев понимает желание поддерживать в Беларуси Национальную авиакомпанию, но говорит, что в таком случае есть опасность создать монопольную среду:
– Здесь нужен здоровый компромисс. Например, я вижу вариант не запрещать другим авиакомпаниям летать туда, куда Национальная авиакомпания летать не хочет. Такими направлениями могут быть Китай, Дубай, города Юго-Восточной Азии, Северной Америки, Европы и России…
По поводу белорусских гостиниц он уверен, что они могли бы использовать возможность увеличения турпотока, привлекая клиентов за счет более гибкой ценовой политики:
– У нас коммерсанты, продавцы, маркетологи всегда были на вторых ролях, на первых – контролеры и бухгалтеры, которые держали планку и требовали выполнения норм прейскуранта. В условиях рыночной экономики это совершенно нежизнеспособная модель. Отельный бизнес, как и авиационный, строится по принципу управления доходами. Там цены варьируются не только в зависимости от категории номера, а еще и с точки зрения временных рамок и заполняемости отеля. Если отель не заполняется и есть маркетинговый анализ, что в конкретный период номера за эту цену не продаются, почему их не предложить дешевле?
Основные направления, которые, на его взгляд, стоит продвигать, – это санаторно-курортный туризм, путешествия военной тематики, сельский туризм, поездки по историческим местам, замкам и костелам, экскурсии по Беловежской пуще и отдых в Минске.
– Минск – интересный город. Здесь можно замечательно провести выходные, – уверен он.