Итоги ЧМ: туристов было немного, а посещаемость матчей рекордная

27.05.2014 - Новости

Итоги ЧМ: туристов было немного, а посещаемость матчей рекордная

Выход нашей сборной в четвертьфинал всемирного хоккейного форума – событие национального масштаба! Но в целом-то групповые турниры завершились для нас неблагополучно. Вылет команды Латвии и замещение словаков французами нанесли чувствительный удар белорусской экономике, пишет «Прессбол».

Гости

Масштабные спортивные события – Олимпийские игры, чемпионаты и Кубки мира по наиболее популярным видам спорта – давно превратились в глобальные бизнес-проекты, в которых спортивная составляющая выходит на первый план лишь на короткое время. И минский хоккейный форум не исключение. Как только город получает право на проведение подобного турнира, начинается просчет вариантов: телеиндустрия, доходы от рекламы, примерное число туристов, приблизительная прибыль, а с другой стороны – затраты на подготовку и строительство новых объектов, улучшение гостиничной и транспортной инфраструктуры, развитие общепита...
Сейчас уже мало кто ответит, каковы были наши ожидания пять лет назад, когда Минск наконец заполучил ЧМ–2014. Помнится, Владимир Наумов, возглавлявший тогда нашу федерацию хоккея, оптимистически ориентировал на 50 тысяч интуристов. При этом некоторые прогнозисты в качестве опорной точки избрали чемпионат мира–2009, в течение которого Швейцарию вроде бы посетили более полумиллиона иностранцев. Мол, столько у нас не будет, но от 50 до 100 тысяч соберем. Впоследствии эти цифры подверглись существенной корректировке в сторону уменьшения – до 35, а затем и до 20 тысяч.
В реальности число гостей примерно таковым и оказалось. БЕЛТА со ссылкой на пресс-секретаря Госпогранкомитета Александра Тищенко сообщило, что правом безвизового въезда в Беларусь воспользовались более 17 тысяч болельщиков. При этом самую массовую группировку составили граждане Латвии – около 7 тысяч. Далее в порядке убывания называются гости из Словакии, Чехии, Польши, Литвы, Германии и Финляндии. Число российских фанов не определено, так как им, гражданам Союзного государства Беларуси и России, безвизовый въезд обеспечен априори, а потому назвать их количество можно весьма приблизительно. По некоторым оценкам, россиян чуть больше латвийцев. Очень вероятно, цифры пляшут в районе 10 тысяч. Сложив вместе, получим туристическую волну в 25–27 тысяч человек.
Видимо, можно констатировать: ожидаемого нашествия россиян все же не произошло. Возможно, кое-кто из них пресытился зимними Играми в Сочи. К тому же минский турнир по количеству звезд первой величины ни в какое сравнение с сочинским не идет.
Однако важно и другое. Многочисленные призывы, в том числе на уровне Европарламента, бойкотировать чемпионат по политическим мотивам не возымели должного действия. Приехали все команды. Вот только туристов из-за океана кот наплакал. Вряд ли протестные настроения тому причиной. Северная Америка превыше всего чтит Кубок Стэнли, в розыгрыше которого сейчас происходят решающие события.
Для Москвы или Варшавы единовременное пребывание 25 тысяч туристов – не проблема, не стресс, но для Минска это, наверное, рекордный показатель.

Они прилетели!

Любопытно другое. По международным меркам, туристов у нас немного, а посещаемость матчей рекордная! Прежнее достижение мировых первенств по хоккею принадлежало Чехии. В 2004-м, когда турнир проходил в Праге и Остраве, на 56 поединках побывали более 552 тысяч зрителей, в среднем 9859 за игру.
Чемпионат в Минске перекроет абсолютные цифры по числу зрителей уже хотя бы потому, что в его программе 64 игры и средняя посещаемость, судя по всему, перевалит за 10 тысяч человек.
Руководство Международной федерации хоккея во главе с Рене Фазелом в восторге! Особенно на контрасте с прошлогодними пустыми трибунами в Швеции и полупустыми – в Финляндии.
В чем причина минского хоккейного бума? Факторов несколько. Во-первых, наличие двух арен, суммарная вместимость которых достигает 24 тысяч мест. Во-вторых, прибытие массовых групп туристов из России и Латвии. К примеру, шесть поединков команды Олега Знарока посетили более 82 тысяч зрителей (в среднем 13 684 на матче). Но главное – фантастический интерес самих белорусов, для которых роль хозяев всемирного форума равносильна распахнутому окну в мир!
Сколько бы мы ни твердили, что Беларусь – центр Европы, наши реальные связи с Западом и Востоком сильно ограничены. Причин на то в достатке: визовый режим, экономическая ущербность, изуродованная десятилетиями ментальность («не нужен мне берег турецкий», все равно у нас лучше!). А здесь и ездить никуда не надо: ОНИ к нам прилетели! С НИМИ можно поболтать, попить пива, «сфоткаться». Помните, как в «Мимино»: «Стюардесса каждый день космонавтов видит, академиков, Иштояна может вот так потрогать...»  А еще можно посмотреть, как НАШИ бьются за победу с этими крутыми из НХЛ и КХЛ! И воочию насладиться игрой полулегендарного Грабовского. И порадоваться, что мы сильнее Германии, Латвии, Швейцарии, Казахстана, что мы – в восьмерке! Для дремлющего, а то и спящего богатырским сном национального самосознания белорусов явилась уникальная возможность самоидентификации. Это то самое «неўмiручае купалаўскае» «людзьмi звацца!». Отсюда и по 14 тысяч на каждом матче нашей дружины, пусть и руководимой канадцем Хэнлоном.

Поле чудес

Деньги не считают только дураки. Это и Буратино усвоил!.. К сожалению, официальной суммы потраченных на подготовку и проведение чемпионата мира средств не существует. Поэтому приходится пользоваться какими-то другими источниками. Коллега Александр Заяц с портала tut.by подсчитал, что расходы на подготовку составили 700 миллионов долларов, упомянув при этом версии, по которым затраты исчисляются не менее чем двумя миллиардами.

Разница в подсчетах зависит не только от сметной стоимости объектов, но и от того, какие именно новостройки мы включим в расходный перечень. Если одна только «Чижовка-Арена» тянет на 120–150 валютных миллионов, то общие расходы явно миллиардные.
А прибыль? Организаторы говорили о 50 миллионах евро, пятая часть которых заработана на продаже билетов, остальное – на потребностях туристов. Во втором случае, думается, наши чиновники малость обсчитались. По официальной информации, с 9 по 18 мая товарооборот в двух хоккейных аренах, фан-зонах и в трех зонах гостеприимства составил 28,1 млрд рублей, читай – около трех миллионов долларов. К этому добавим гостиничные траты и расходы вне означенных территорий. И все равно трудно поверить, что наберутся 40 миллионов «зелени».
Цены на некоторую сувенирную продукцию явно взвинчены. К примеру, майки национальных команд стоят от 50 до 100 долларов, буденовка – 30, шайбы с символикой предыдущих ЧМ – по 10. Не слишком круто? Может, лучше сбросить да продать?

Окно или капкан?

Но больше волнует не это. Что будет с Минском и нами после чемпионата?
Радует обновленная Чижовка. Долгие годы спальный рабочий район прозябал вне коридоров развития. Расширенные дороги и развязки в различных зонах столицы, сразу три станции метро, связавшие центр с Юго-Западом, швейцарские электрички и осовремененные остановочные пункты в пригородной зоне, расширенные и улучшенные автомагистрали, ведущие в Минск и областные центры. Все это останется нам!
Однако быстро такие гигантские вложения не окупятся. Не придется ли латать дыры, образовавшиеся в бюджете? И не суперценами ли их будем штопать? А дорогущие четырех-, пятизвездочные отели удастся заполнить хотя бы на две трети или их тоже, как иные ледовые дворцы, придется дотировать из бюджета? То есть не обернется ли хоккейный чемпионат для нас экономическим капканом, из которого доведется выбираться долго и упорно?
И еще один мучительный вопрос: не захлопнется ли для белорусов после завершения хоккейного форума «окно в мир»? Если после двух хоккейных недель оттепели в наших контактах с внешним окружением вновь наступит ледниковый период, тогда сам чемпионат, как бы успешно и здорово он ни прошел, останется в памяти потемкинской деревней, гигантским спектаклем, декорации которого за ненадобностью разобраны и вынесены в подвал.
Две недели в мае продемонстрировали: нам незачем бояться контактов с иноземцами, ибо они пьют пиво и уплетают драники с таким же удовольствием, как мы. И за этим занятием мы скорее договоримся с ними, чем через частокол виз и прочих барьеров.

Борис ТАСМАН

Рубрики: Итоги Событийный Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах