Из печи – в квас. Обварной метод обжига впервые продемонстрировали гончары Витебской области

20.07.2014 - Новости

Из печи – в квас. Обварной метод обжига впервые продемонстрировали гончары Витебской области

Стать очевидцем и даже участником создания, к примеру, глиняного горшка, примерить на себя роль кузнеца, узнать секреты стародавних народных ремесел и творчества мог каждый желающий во время тематических праздников-конкурсов, мастер-классов на «Задзвінскім кірмашы» и в Городе мастеров в Витебске, сообщают «Витебские Вести».

Праздник гончарного мастерства «Чароўная гліна» на площадке культурно-исторического комплекса «Золотое кольцо Витебска «Двина» собрал мастеров-керамистов Придвинья и других регионов Беларуси, а также немало любопытных. Впервые в этом году была опробована вторая печь подворья.         

– В отличие от первой печи прерывного обжига здесь обжиг ведется  черно-задымленным способом, без доступа кислорода. В результате достигается эффект чугунка, причем это выглядит так натуралистично, что некоторые покупатели уверены: изделие сделано из металла, и удивляются, когда узнают, что из глины. Эта печь отличается и большой вместимостью: сразу три мастера могут «предать огню» по 50–60 своих творений различной формы и размеров, – рассказывает куратор проекта Людмила Ковальчук.    

Так, за время праздника участники обработали около 150 изделий порядка 40 наименований. Это жарочные чаночки, кашники, чайники, крынки, кувшины, гляки, кухли, емкости для хранения чеснока и лука, мелкая пластика и многое другое.   

В рамках пленэра придвинские мастера впервые попробовали обварной метод обжига – этим опытом поделился со своими коллегами Николай Протасеня из Солигорска. Данный способ  любопытен тем, что раскаленное изделие помещается в раствор из кислого кваса или капустного сока с добавлением ржаной муки, опилок. Под таким «соусом» рождаются узоры в виде пятнышек, разводов, напоминающие мрамор, можно даже добиться эффекта монотипии или акварельной растяжки. Как рассказал сам мастер, этот способ обжига практически позабыли.  К нему прибегали в свое время только в нескольких деревнях Клецкого района Минской области. Туда еще в 90-е годы их студия организовала экспедицию, с тех пор они возрождают обварной метод у себя на родине и популяризируют в других регионах страны.

Опробовать свои силы в гончарстве и ручной лепке могли все желающие, для них были организованы мастер-классы. Например, я не смогла пройти мимо гончарного круга, на котором работал Валерий Скобов из Новолукомля, подготовивший не одно поколение учеников и продолжателей своего ремесла. Посидев за главным станком керамистов, стараясь под руководством мастера придать комку глины хоть какую-нибудь узнаваемую форму, ощутила, каким трудом дается каждое изделие и что без любви к своему делу и вдохновения ничего не получится.  Результатом моего труда стала небольшая глиняная вазочка. Она заняла место в ряду изделий, сделанных такими же дебютантами, как и я. После того, как они прошли обработку в печи, авторы могли забрать их себе на память. 

Наталья Рыжкова

Рубрики: Фестивали

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах