<p>18 февраля нынешнего года Евгению Будинасу, писателю, публицисту, издателю, исполнилось бы 70 лет. Он был настолько неординарной личностью, что и сегодня многие современники вспоминают и говорят о нем как о живом. Евгений Доминикович оставил свой след во многих областях жизни, написал бесчисленное количество статей, три значительные книги, но в историю отечественного туризма он вошел как создатель уникального музея старинной белорусской культуры под открытым небом «Дудутки». И сегодня этот скансен является одним из наиболее популярных и востребованных туристических объектов в стране. Посещение «Дудуток» входит практически во все туристические программы. Сюда привозят школьников и взрослых, иностранцев и соотечественников. </p>

В какой-то степени «Дудутки» стали прототипом сегодняшнего агроэкотуризма. По словам Валерии Клицуновой, руководителя БОО «Отдых в деревне», вдовы писателя, Будинас купил в Дудутках дом просто потому, что хотел иметь дом за городом. «Для простых граждан это было практически невозможно из-за прописки, но была счастливая категория людей-исключений: писатели, художники, журналисты, которые могли для вдохновения покупать дома. Вот Будинас в 1994 году и купил дом за 600 рублей. Как он всегда говорил – шкаф в импортном гарнитуре стоил больше. Позже, когда уже существовал издательский дом «Полифакт», Будинас взял землю для сельскохозяйственного использования. «Дудутки» уже сами по себе были уникальным для Беларуси местом и представляли собой идеальную модель гостевой усадьбы, где можно увидеть ремесла, познакомиться с бытом, историей и культурой страны. Музей демонстрировал возможность превращения сельской усадьбы в колоритное место отдыха. Повседневный быт там просто совместили с рекреационной функцией. И как только появился турист, музей обрел экономическую целесообразность и эффективность», – вспоминает она. На какое-то время Дудутки стали необычным, удивительным местом – этаким островком богемы и аполитичности, куда приезжали очень многие известные люди – журналисты, дипломаты, политики, артисты, художники, где устраивались крупные фестивали. Фест старосветской культуры Будинас основал как праздник, который отмечался семь лет. Известный музыкальный деятель, художественный руководитель «Белорусской капеллы» заслуженный артист Беларуси Виктор Скорабогатов отмечал, что вместе с Будинасом они провели в Дудутках семь фестивалей «Музыка старажытных сядзібаў», по итогам которых издали семь сборников. Восьмым стал сборник с музыкой князя Антония Радзивилла к «Фаусту» Иоганна Гете. Был сделан и еще один серьезный вклад в развитие событийного туризма. Первый ретропробег прошел в 1995 году, и его инициатором тоже стал неугомонный Евгений Будинас. Маршрут начинался у Троицкого предместья, далее проходил через реку Менку, Музей народной архитектуры и быта в Озерце, Прилуки, Русиновичи, Станьково, где находятся старинные усадьбы. Пятнадцать старинных машин приезжали в Дудутки, и окончание пробега становилось открытием ежегодного Фестиваля старосветской культуры. Традиция ретропробегов продолжалась на протяжении трех лет, вплоть до 1997 года. Затем, в связи с болезнью Евгения Будинаса, большую часть машин пришлось продать. Вместе с хозяином, к сожалению, ушла из жизни и идея ретропробегов. Сегодня часть коллекции можно увидеть в Дудутках. По словам Валерии Клицуновой, сначала Будинас захотел романтики и красоты: «Например, видеть из окна дома ветряную мельницу. Один из его дядек был кузнец, второй – гончар, и он очень любил запах глины и стук наковальни. Ему захотелось воссоздать поместье так, как он помнил из детства. Поэтому он стал собирать коллекцию старых вещей, возрождать ремесла, строить мельницу с огромными приключениями и тратами». Сам Будинас в книге «Перловый суп», которая вышла уже после его смерти, писал: «Мне присуще чудовищное, просто физиологическое желание строить. Я все это люблю: мельницу, воду, шум колес... Любить процесс и результат – это нормально». Потом оказалось, что это богатое историческое место, которое было упомянуто в «Слове о полку Игореве», когда «Всеслав Чародей волком прыгнул с Дудуток на Менку». Вот тогда Будинас сказал, что поместье будет называться «Дудутки». Затем присоединились известный график Борис Цитович, архитектор Сергей Сергачев. Эта была та команда, которую взял под свое крыло Будинас.

Но пока это еще не был музей, а было просто интересное поместье, визитная карточка фирмы «Полифакт»: «Вначале нам было странно слушать разговоры о том, не сделать ли поместье туристическим объектом. Для нас все были гости, и мы недоумевали, как можно брать деньги. Тем не менее решили попытаться. Для пробы привезли несколько автобусов школьников, написали программу экскурсии, разрешили все трогать, везде лазить. Собственно, так и возник музей с входными билетами, экскурсионными программами, группами туристов. Безусловно, это подвиг Будинаса», – рассказала в одном из интервью Валерия Клицунова, которая утверждает, что именно Дудутки дали ей толчок к развитию идеи агроэкотуризма в Беларуси на национальном уровне.

Будинасу принадлежат интересные мысли, касающиеся развития туризма в стране, которые он высказал еще в 2006 году. «По крайней мере, надо отдать должное государству: оно проявляет большой интерес к туризму – естественно, со всей свойственной государству неуклюжестью. То есть понимание того, что туризм развивать нужно, уже есть. Другой вопрос – как? Необходимо вырабатывать эти схемы. Ведь в наших условиях туризм действительно может стать национальным спасением. Мы имеем огромное пространство дикой, необжитой земли. Пусть простят меня патриоты Беларуси, но даже Птичь, Дудичи и все прочие соседствующие с Дудутками деревни – это, по сути, совершенно первобытная, дикая земля. И здесь сама судьба дает нам неожиданный шанс, это может быть интересно, это может быть товаром. У нас этого товара сколько угодно. Плюс огромное количество ничем не занятых людей на земле. При известном радушии это может стать продуктом. Но иностранцы совершенно справедливо спрашивают: а чем вы, собственно, отличаетесь? Что у вас есть такого, чего нет ни в одной другой стране? Ведь экзотики в мире хватает. И получается, что нет худа без добра. Беларусь интереснее всего социализмом. Мы непреднамеренно (думаю, такую задачу ни президент, ни администрация не ставили) законсервировали определенную систему общественных взаимоотношений, которая для мира удивительнее всего. Мы этого не понимаем, не пользуемся этим, а зря…». Более того, он оказался провидцем, когда произнес гениальную фразу: «Нашей «фишкой» может быть «диктатур». Нужно понять, что для иностранцев самое интересное – это наш образ жизни. А если к этому еще прилагается дикая природа, резные ставни и тому подобное – то это уже готовый турпродукт». Прошло восемь лет, но это высказывание продолжает оставаться актуальным.

…На презентации книги «Перловый суп», посвященной памяти Евгения Будинаса, прозвучали слова известного поэта и барда Александра Осокина, друга Будинаса или «Будильника», как его называли друзья, о Дудутках: «Этот интерактивный музей вполне можно считать объектом европейского уровня, он упоминается сегодня на 700 различных сайтах». А в заключение прозвучала любимая песня Евгения Доминиковича на слова поэта Городницкого, в которой есть такие строчки: «И никогда мы не умрем, пока качается светило над снастями». И правда, такие люди, как Будинас, остаются в памяти, пока живет дело их жизни.

___________

Краткая биографическая справка.

Евгений Будинас родился 18 февраля 1944 года в Москве. В 1946 семья его отца (бывшего революционного комиссара Жемайтии, репрессированного, позднее реабилитированного и ставшего персональным пенсионером) переехала в Вильнюс. Окончил школу рабочей молодежи (1961), Минский радиотехнический институт (1972). Работал лаборантом Вильнюсского радиотехнического училища (1960–1961), слесарем, монтером на заводе, комиссаром комсомольско-молодежного строительного управления в Тюменской области (Россия), учителем математики, русского языка и литературы в вечерней школе, литсотрудником, заведующим отделом в газете «Знамя юности» (1968–1972), собственным корреспондентом АПН по Беларуси (1972–1975), корреспондентом журнала «Рабочая смена» (1975–1976), специальным корреспондентом журнала «Дружба народов» по Беларуси и Прибалтике (1982–1990).

Был председателем правления издательства «Полифакт» (с 1989 по 1997 год). Издатель серии «Итоги века». Член Союза писателей СССР (1986), член ПЭН-Центра, член Союза кинематографистов. Лауреат премии Союза журналистов СССР (1985) и многих литературных премий. Основатель музея «Дудутки».