Кадры в туризме: как выковать специалиста?

10.09.2014 - Новости

Автор: Екатерина АПАРИНА


Кадры в туризме: как выковать специалиста?

Вопрос «как научить туризму» так, чтобы было хорошо всем (и самим студентам, и их будущим работодателям, и, конечным, потребителям туристического продукта), особенно остро встал во время прошедшего ЧМ по хоккею. Наверное, именно тогда всем стало понятно, что качественное образование в сфере туризма – это не только подготовка турагентов и экскурсоводов. В сфере гостеприимства не меньшее значение имеют и горничные, и продавцы, и повара, и официанты. Для того чтобы обсудить насущные вопросы подготовки специалистов для туристической отрасли, в Минск приехали представители вузов и ссузов из всех регионов Беларуси, а также гости из Германии, Чехии, Словакии, Италии и Литвы. Международная научно-методическая конференция «Подготовка и повышение квалификации преподавателей дисциплин по туризму и гостеприимству: международный опыт» стала завершающим мероприятием трехгодичного проекта TETVET, который осуществлялся при поддержке Европейского Союза.

Всего в проекте ТЕTVET смогли поучаствовать 14 белорусских организаций и 8 партнеров из стран ЕС. В разнообразных мероприятиях в рамках проекта за три года приняли участие представители 7 учреждений высшего образования: БГЭУ и БГУФК (Минск), БрГУ им. А.С. Пушкина (Брест), ГГУ им. Ф. Скорины (Гомель), БГСХА (Горки), ВГУ им. П.М. Машерова (Витебск), ГрГУ им. Я. Купалы (Гродно), а также  представители Республиканского института профессионального образования (РИПО) и 4 колледжей: Несвижского государственного колледжа им. Я. Коласа, Пинского колледжа им. А.С. Пушкина, Волковысского колледжа им. Я. Купалы и Полоцкого колледжа им. П.М. Машерова. В Минск в рамках очередного этапа проекта приехало около 90 специалистов, в том числе и из стран ЕС.

«Данную конференцию с полным правом можно назвать итоговой, так как именно ей мы завершаем наш трехгодичный проект, – говорит главный менеджер проекта, доктор университета Падерборна Вячеслав Никитин. – За это время мы провели масштабное исследование потребностей в подготовке и повышении квалификации преподавателей дисциплин по туризму на всех образовательных ступенях с целью их конкретизации. Нам было важно определить новые темы и направления, которые важны с точки зрения отрасли, а дальше соединить это с возможностями преподавателей вузов и ссузов. На выходе мы получили каталог из 20 тем (различных курсов), которые и стали основой для нашей программы повышения квалификации преподавательских кадров. Мы разработали недельные курсы, в которых смогли принять участие представители не только вузов, но и ссузов. Несмотря на то что программа TEMPUS ориентирована на вузовский сектор, мы понимаем, что на «передовой» туризма сегодня работают и водители, и официанты, и отельный персонал – то есть люди со средним специальным образованием. И преподавателям, работающим в ссузах, также необходимы новые программы, пособия, международный опыт. В итоге мы смогли привлечь в проект Республиканский институт профессионального образования и 4 белорусских колледжа».

«Туризм сегодня не сводится только к подготовке гидов-экскурсоводов и менеджеров, – говорит Эдуард Калицкий, проректор Республиканского института профессионального образования. – Сегодня успех въездного туризма зависит от очень многих, порой даже неожиданных факторов. Мы можем разработать отличные маршруты, проложить прекрасные дороги, но впечатление от страны может быть испорчено абсолютной мелочью. Ведь людей надо встретить, отвезти, поселить, накормить. Так, в одной из региональных гостиниц на мою просьбу принести чаю и последовавшие за ней 40 минут ожидания девушка-работница ответила: «Ну что вы не видите, я здесь одна, ждите!» О каком хорошем впечатлении в таком случае может идти речь? Поэтому подключение ссузов к этому проекту я считаю очень правильным решением. Если мы хотим привлечь в страну туристов, то одной только высшей школой здесь не обойдешься. Туризм – это и придорожный сервис, и агротуризм, и другие направления, специалистов для которых готовят в том числе и ссузы. В результате проекта наши преподаватели смогли поучаствовать в нескольких профессиональных семинарах, а также получили возможность съездить на стажировку и учебу в Германию и другие страны ЕС. Они своими глазами увидели, что такое современная гостиница; узнали, каковы актуальные требования к сервису. Все это очень важно! Так, во время поездки по Германии я для себя отметил такое интересное направление, как промышленный туризм. Мы побывали на заводе, производящем уксус, и были просто поражены, насколько интересно можно представить этот объект туристам. Здесь была и познавательная часть, и интерактив, и многочисленные сюрпризы, и дегустация. Все остались под впечатлением! А ведь у нас тоже достаточно предприятий и промышленных объектов, которые могли бы быть интересны туристам. Взять хотя бы те же карьеры под Волковыском – их бы облагородить, создать инфраструктуру, но, к сожалению, ни у кого руки не доходят: все замусорено, люди тонут, а ведь это место могло бы «работать» совсем по-другому. Так вот, наши преподаватели посмотрели на то, как должно быть. Кроме того, участие в проекте – это возможность узнать обо всех современных методиках преподавания. Мы много общались с коллегами из других стран, и этот обмен опытом тоже был весьма полезным».

Кроме того, одним из значимых итогов проекта станет выпуск 18 учебно-методических пособий, касающихся сферы туризма. В настоящий момент уже издано 12 книг (их презентация также прошла на семинаре), еще 6 будут выпущены в самое ближайшее время. Кроме того, отдельно будут изданы и все материалы конференции. «Данные пособия были написаны представителями наших вузов на основе полученного опыта, стажировок, учебы и консультаций с зарубежными коллегами, – рассказывает декан факультета «Высшая школа туризма» БГЭУ профессор, доктор экономических наук Николай Кабушкин. – Тематика выпущенных изданий затрагивает все дисциплины, касающиеся туризма. Это и «Финансовый менеджмент в туризме», и «Формы и методы преподавания туристических дисциплин», и  «Информационные технологии в туризме», и многое другое. В итоге у нас получилось охватить все самые актуальные вопросы. Отмечу, что все эти пособия – бесплатны. Кроме того, мы можем предоставлять нашим учебным заведениям электронные версии изданий, что также очень удобно».

Завершился семинар поездкой в Полоцк. Вообще, для участников проектов TEMPUS в сфере туризма (в Беларуси они действуют уже 9 лет) знакомство с регионами стало своеобразной традицией. Как отмечают координаторы проекта, за это время они смогли показать европейским партнерам настоящую Беларусь. 

Рубрики: Образование

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах