Как будет развиваться водный туризм на Брестчине?

25.08.2014 - Новости

Как будет развиваться водный туризм на Брестчине?

Водный туризм на Брестчине пока только набирает обороты. Какие новшества появились в последние годы, с какими проблемами приходится сталкиваться энтузиастам этого вида активного отдыха, разбиралась корреспондент «Зари».

В путь – с надеждой       

          Потенциал развития водного туризма на Брестчине достаточно высок. В регионе более 80 водных объектов, в том числе 17 крупных озер и водохранилищ, 12 рек и каналов, по которым возможно передвижение маломерных судов в туристических целях.

Катамаран «Надежда» - пожалуй, одно из самых экзотических плавсредств, которые встретишь на малых реках Брестчины.

- Водный туризм сегодня очень высоко востребован в Европе – это позволяет не только увидеть красивейшие уголки природы, но и получить уникальный долгосрочный заряд бодрости, - говорит  генеральный директор брестской фирмы «Надежда», он же капитан «корабля» Петр Комякович. - Для прогулок по рекам и каналам там даже покупают и переоборудуют целые баржи. Но на Западе нет такой первозданной природы, как в Беларуси. Однако у нас зарабатывать исключительно на этом направлении сложно.

Больше десятка лет назад Петр Комякович приобрел примитивный плот, модернизировал его – поставил парус, мотор, руль, рубку, зарегистрировал в установленном порядке. Группами по 10 человек единомышленники клуба «Надежда» прошли практически по всем белорусским рекам, сплавляясь по 6 - 7 раз в сезон.

Так почему же организацией столь популярного вида активного отдыха не спешат заниматься коммерческие структуры?

- Большое препятствие в этом – закон, запрещающий сплав по реке во время нереста рыбы с 1 апреля по 1 июня, - продолжает собеседник. - Закон «Об охране и использовании животного мира» на этот период запрещает  эксплуатировать не только моторные плавсредства, но и не оснащенные двигателем - в наш-то и без того непродолжительный срок использования воды. Впрочем, есть оговорка: разрешение на сплав могут выдавать местные райисполкомы. Но в этом не всегда выход. Списки путешественников надо подавать задолго до старта, причем в несколько райисполкомов, по чьей территории проходит маршрут. Во-первых, в группе за это время могут смениться люди – и тогда списки надо менять, во-вторых, еще не факт, что санкция властей будет получена. К слову, за рубежом ограничения не столь жестки, и на безмоторные плавсредства они не распространяются.       

В чем привлекательность?

          - У нас вкладываются большие деньги в реставрацию Мира, Несвижа. - говорит преподаватель факультета физвоспитания Брестского госуниверситета имени А.С. Пушкина, руководитель туристического клуба «Берестье» Владимир Гусев. - Сохранение историко-культурного наследия – дело, без сомнения, хорошее и очень важное для нас, белорусов. Но, на мой взгляд, среднестатистического европейца наши замки вряд ли заинтересуют. У них, на Западе своих хватает. 

          Главные факторы притягательности нашей страны для иностранца, считает Владимир, - это чистый воздух, первозданная природа с ее девственными лесами, прозрачными реками и дикими болотами. Чего в Европе сегодня нет. У нас же недостает соответствующей инфраструктуры. Интурист с удовольствием пару-тройку дней будет наблюдать животных в естественной среде обитания, пробираясь нехожеными тропами. Но после путешествия он справедливо захочет получить полный комфорт с горячим душем, вкусным и качественным питанием. Да и инструктор, который проводит экскурсию, должен быть человеком не просто компетентным в своем деле, но и разговаривать на понятном гостю языке.

          - Именно таких людей нам сегодня не хватает, - констатирует Владимир. - Тех, кто досконально знает особенности организации путешествия по воде, коль скоро речь о водном туризме, управления судами, общения с клиентами на маршруте, обеспечения безопасности в пути, в Беларуси крайне мало. В нашем университете есть специализация «Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма». Однако собственно на туризм во всех его видах отведено всего 120 часов, в итоге дипломированные специалисты в большинстве своем не способны самостоятельно заниматься организацией этого увлекательного и востребованного вида спорта и отдыха.

Зато каждый влюбленный в романтику путешествий студент БрГУ может получить все необходимые навыки в университетском туристическом клубе «Берестье», который в минувшем году отметил свой 30-летний юбилей. Ребята отправляются по горным, водным, велосипедным, пешим маршрутам разной категории сложности, за четыре года раз 25 выступают на соревнованиях. В итоге Федерация спортивного туризма выдает официальный документ и присваивает активным членам клуба определенную квалификацию туриста-организатора с правом на профессиональном уровне водить людей в походы.

          С одно-, двух-, трехдневными турами «берестейцы» сплавляются по тихой глади Лесной, Риты, Мухавца, а также по норовистым рекам Карелии, любуясь неповторимой природой, приобщаясь к походной жизни, приобретая необходимые навыки. Очень перспективным направлением считают Западный Буг. Это тоже своего рода экзотика – сплавиться по реке, где по одну руку Беларусь, а по другую - Польша.

Почти в Европе

          Два года назад специалисты республиканского ландшафтного заказника «Прибужское Полесье» вместе с пограничниками прошли по белорусскому отрезку Западного Буга, отмечая места, где туристы смогут сойти на берег и переночевать. К сожалению, все пока ограничилось пробными турами – слишком уж сложным оказался процесс согласования решения на пребывание в режимной зоне.

          - На сегодняшний день мы единственный оператор, имеющий право заниматься организацией водных походов по Западному Бугу, - говорит директор республиканского ландшафтного заказника «Прибужское Полесье» Николай Лукашук. - Но вопрос упирается и в материальную базу. В соответствии с поставленными погранслужбой условиями туристы не могут пользоваться собственными лодками – мы должны предоставлять им наши плавсредства. Но таковых на сегодняшний день пока нет, нет и транспорта, которым их можно было бы перевозить к месту старта. Нормальная байдарка в среднем сегодня стоит примерно тысячу долларов. Впрочем, есть надежда, что в 2015 году в рамках проекта международной технической помощи ЕС «Зеленая экономика в Беларуси» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды все-таки выделит на это необходимые средства и дело пойдет.       

Своя фишка

          Впрочем, имеются и отдельные образцы иного порядка.

          Собственной туристической фишкой обзавелся заказник «Ольманские болота» Столинского района. Три года назад здесь приобрели портативную самоходную плавдачу, очень популярное плавсредство в Европе и Америке.

          - По специально разработанному маршруту «Полесская Амазония» по Припяти и Горыни с удовольствием путешествуют не только белорусы, но также иностранные туристы – россияне, поляки, англичане, израильтяне, - рассказывает директор ГПУ «Заказники «Средняя Припять» и «Ольманские болота» Иван Яхновец. - Группа в пять человек – чаще всего семейные экипажи - может провести на воде несколько дней. Для этого есть все условия: крыша над головой, кухня с газовой плитой и кондиционером, мангал, спальные места. Осенью дача очень популярна у рыбаков. И цена довольно приемлемая – на всю компанию миллион рублей в сутки. Имеется и более вместительное плавсредство – катер-понтон.

          Уже в нынешнем сезоне по водному маршруту прошло более трехсот человек. В рамках госпрограммы развития особо охраняемых природных территорий здесь намерены приобрести еще более комфортабельный и вместительный катер и пустить его  по трехдневному маршруту до древнего Турова.

          Еще более амбициозные планы у предприятия «Днепробугводпуть». В ходе реализации государственной программы развития Припятского Полесья по заказу днепробужцев Пинский судостроительно-судоремонтный завод создает первый в Беларуси круизный теплоход. Как рассказал «Заре» заместитель генерального директора заказчика Сергей Зубко, для реконструкции выбрали самое большое неиспользуемое судно технического флота длиной почти 50 метров.

Трехпалубное судно в автономное плавание - до пяти суток - сможет взять на борт 28 человек (56 – в прогулочном варианте). Туристы разместятся в каютах эконом-, стандарт- и VIP-класса с санузлами и получат целый комплекс услуг: смогут пообщаться и отдохнуть в просторной кают-компании с баром и кухней, посетить солярий, оздоровиться в кедровой бочке, позагорать на верхней палубе в шезлонгах, прокатиться по реке на гидроцикле.

Планируется, что лайнер будет курсировать на маршруте от Бреста до Киева по Припяти и Киевскому водохранилищу с остановками по пути и приобщением пассажиров не только к уникальному природному, но также историко-культурному наследию, знакомством с кулинарным колоритом различных местностей. 

Турпродукт. С чем его едят?

          - Приверженцев активного отдыха, водного туризма в частности, становится все больше, - отмечает Владимир Гусев. - Даже многие состоятельные люди, пресытившись эксклюзивными турами тропических курортов, в поисках чего-то новенького желают отправиться в байдарочный сплав по тихой речке родной страны, полюбоваться девственной природой. Понятное дело – с нормальным питанием и попутным набором дополнительных развлечений на стоянках – скажем, переносным скалодромом, веревочным парком, пейнтболом. И это сегодня становится модным.

          Коммерческий спортивный туризм процветает у соседей в Польше, России, развивается на Минщине и Гродненщине. Однако в Беларуси при наличии отдельных предпринимателей и коммерческих структур ниша, по большому счету, остается не занятой. Особенно это ощущается на Брестчине.

          К примеру, в Бресте практически негде взять байдарку напрокат - многое ведь зависит от материальной базы, а приобрести лодку далеко не каждому по карману. Не говоря уже о том, чтобы просто позвонить в фирму и заказать за свои кровные сплав по реке – на достойных судах, с толковым инструктором, хорошей организацией маршрута. Дело, словом, перспективное, а предложений практически нет.

          Для того чтобы привлекать в том числе иностранного туриста к данному виду отдыха, усилий энузиастов-одиночек мало. Это же, по сути, национальный турпродукт, требующий государственной поддержки.

          - На мой взгляд, импульс развитию в стране водного туризма могло бы придать наличие единого туроператора, который координировал бы деятельность тех, кто готов заниматься организацией этого вида активного отдыха и помогать оперативно решать возникающие вопросы, - высказывает свое мнение заведующая научно-исследовательской лабораторией регионального туризма ПолесГУ, старший преподаватель кафедры туризма и гостеприимства Татьяна Хвагина.

          Года два назад Татьяна Аркадьевна пыталась заинтересовать Министерство спорта и туризма, Национальное агентство по туризму проведением на базе пинского региона республиканского семинара по водному туризму, маркетинговыми исследованиями в этой области. Однако из-за чиновничьих проволочек идея так и осталась на уровне идеи. Отдельные энтузиасты, влюбленные в свое дело, - при своих интересах и трудностях, а поклонники водных путешествий – по сути, без желанного туристического продукта.

Ирина ОРЛОВА

Фото автора

Рубрики: Активный Отдых

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах