Как древний Мстиславль может стать центром притяжения туристов со всего мира

12.10.2016 - Новости

Как древний Мстиславль может стать центром притяжения туристов со всего мира

Древний Мстиславль намерен стать центром притяжения туристов со всего мира  это задача, которую власти и жители города в Могилевской области планируют решить, реализуя совместный проект Европейского союза и Совета Европы  «Участие общества в восстановлении исторических городов» (COMUS).

Особенность этого проекта  в сотрудничестве представителей гражданского общества и власти. О первых шагах реализации этого проекта  рассказала начальник отдела научно-методического обеспечения деятельности по охране историко-культурного наследия Института культуры Беларуси Алла Сташкевич.

Мстиславль стал пилотным в проекте COMUS, к которому Беларусь присоединилась в прошлом году. Проект дает возможность ознакомиться с передовыми мировыми практиками по управлению историческими городами и внедрить их на местах, раскрыть имеющийся потенциал исторического населенного пункта. Год культуры для Мстиславля отмечен рядом важных событий: недавно после восстановления и реконструкции освящен Свято-Троицкий храм, открыт после реконструкции и музеефикации комплекс «Замковая гора», где воссоздана историческая застройка XIIXIV веков. Город потенциально является очень привлекательным для зарубежных гостей, уверена Алла Сташкевич.
 

До конца нынешнего года планируется подготовить референтный план, который будет содержать «видение» города (каким хотели бы видеть его жители в будущем, скажем, через 20 лет), а также пошаговые действия для реабилитации культурного наследия города как основы для его будущего устойчивого развития. Вместе со специалистами из Совета Европы, представителями власти и общественности города Мстиславля в течение года вырабатывалось представление, как историческое наследие может способствовать экономическому и социальному развитию региона.

Точка зрения местных жителей  основной, важнейший момент проекта COMUS, отметила эксперт. Было проведено небольшое исследование, анкетирование горожан по поводу того, что хотели бы они изменить, что оставить, какие направления развивать. В результате при наличии подготовленного властями плана регенерации города получилась дискуссия, совместное обсуждение с местными жителями, что позволило четко сформулировать проблемы, среди которых частичная миграция, выезд молодежи в другие города в поисках работы; недостаточное транспортное сообщение (в частности, нет железной дороги); отсутствие навигации по городу, что ограничивает ориентацию для туристов. Кроме того, в Мстиславле на сегодняшний день только одна гостиница, но она не соответствует европейским стандартам. При этом существует историческое здание гостиницы «Эрмитаж»  памятника архитектуры XIX века, который необходимо реставрировать. Реставрация гостиницы позволит помимо сохранения объекта и создания новых рабочих мест улучшить инфраструктуру города. Еще один необходимый пункт  визит-центр, в котором бы обратившийся получил информацию об объектах наследия и туристских маршрутах. Причем важно, чтобы в визит-центре гость, получая профессиональную консультацию, карты и буклеты, мог выпить кофе в кафе и заглянуть в сувенирную лавку, добавила Алла Сташкевич.

В Мстиславле такой визит-центр жители предлагают организовать в самом центре города, на городской площади, возможно, в исторических торговых рядах, что было бы наиболее удобно. «Жители также надеются, что со временем Мстиславль может получить статус историко-археологического заповедника, поскольку в Беларуси не так много городов, имеющих столь значительный историко-культурный потенциал»,  сказала специалист.

Мстиславль, находясь вдалеке от европейских туристических путей, тем не менее очень близок к России: 13 км до российской границы, 90 км до Смоленска. Это значит, что, вероятно, в первую очередь следует ориентироваться на туристов из России, считает Алла Сташкевич.

Важно отметить, что туризм в регионе может базироваться не только на архитектурном и историческом наследии. Мстиславль богат нематериальными культурными ценностями, в том числе кулинарными традициями, но они пока никак не используются в продвижении города. Интересен гостям, в том числе из России, рыцарский фестиваль в Мстиславле. Он проходит ежегодно и дает значительный доход. Жители города высказались за организацию подобных фестивалей, ведь это вполне приличный вклад в бюджет, который позволил бы решить ряд проблем с реставрацией памятников.

Очень интересной представляется идея об организации кулинарного фестиваля. «Лишь в Мстиславле хозяйки умеют готовить из тыквы такое количество блюд, какое больше нигде не умеют. Они даже огурцы в тыкве солят, не говоря уже о кашах и пирожках. Практика показывает, что кулинарные фестивали очень популярны у туристов, а учитывая российский туристический рынок, это нужно использовать для своего блага. Кулинарный фестиваль привлекает всегда, он может стать таким же брендом, как и рыцарский фестиваль»,  уверена эксперт в области нематериального культурного наследия.

Конечно, проблемой остается туристическая инфраструктура: в городе недостаток кафе, где можно пообедать, провести время с друзьями. Нет креативных мест, неких публичных центров, в которых собирались бы и местные жители, и туристы. Важно понимать, что туристов привлекает не то, что есть у других, а нечто особенное, самобытное, отметила Алла Сташкевич. Например, горожане инициируют в здании гимназии, которое требует реставрации, открыть этакую народную школу, где можно было бы учиться ремеслам, готовить блюда местной кухни. Такой центр стал бы площадкой, где формируются группы для общения по возрасту, по интересам.

Помимо подготовки референтного плана в нынешнем году задумано снять о городе фильм, который будет размещаться на различных европейских сайтах. О наследии города, основанного в 1135 году смоленским князем Ростиславом Мстиславичем, мало информации во всемирной сети, а это один из самых актуальных способов популяризации. Потому, работая над навигацией, инфраструктурой, занимаясь созданием предложений, проектов, которые бы были привлекательны для гостей, необходимо параллельно продвигать информацию о городе всеми доступными средствами, сказала Алла Сташкевич. Буклет о Мстиславле также планируется подготовить в нынешнем году.


Весь 2017 год продлится проектная стадия. Задача программы COMUS  разработать три инвестпроекта, которые будут способствовать не только реставрации или ревитализации (восстановлению) наследия, но и смогут показать, как памятники истории и культуры могут содействовать экономическому, социальному, культурному и туристическому развитию города. Эти проекты могут быть профинансированы из средств Всемирного банка или крупных европейских фондов, однако следует тщательно просчитать необходимые на их реализацию суммы, пояснила специалист.

«Положим, одним из проектов станет реставрация гостиницы «Эрмитаж». Этот проект может быть интересен частному бизнесу, а зная, какая требуется сумма для его реализации, будет легче искать инвестора. Или же еще один проект  создание публичного места у Замковой горы. Это может быть восстановление постоянного городского рынка, где продавались бы как продукты, так и изделия ремесленников, причем не только жителей Мстиславля»,  рассказала Алла Сташкевич.

Любопытно, что местные жители очень активно включились в общее дело по развитию туристической привлекательности старинного города. Получено около 40 различных предложений, из которых следует выбрать три, и это трудная задача. Среди предложений  развитие религиозного туризма, ведь Мстиславль  город монастырей. Недалеко Пустынки, Троицкая церковь, есть католические храмы с историей. Все это  объекты для паломничества.

Мстиславль еще и город флористики. В нем очень много цветов, одни сменяют другие с ранней весны до поздней осени. Флористическая тема тоже может внести свою лепту в развитие города, считает Алла Сташкевич. В Мстиславле в будущем году планируется научно-практический семинар, на который приедут представители других пилотных городов  участников COMUS, а включено в этот проект шесть стран: Беларусь, Украина, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия.

Такие семинары уже прошли в Украине, Армении. В Мстиславле будет проведено несколько семинаров для местных жителей, в которых примут участие иностранные эксперты по креативным индустриям, которые поделятся опытом. Кроме того, наработки, методология, подходы будут предложены на большой конференции и для представителей других белорусских городов, готовых перенимать опыт и реализовывать подобное у себя. Как добавила Алла Сташкевич, главная заслуга проекта COMUS  вовлечение местных сообществ в процессы по выработке стратегии развития. «Как правило, на постсоветском пространстве все сообщества пассивны, люди не привыкли делиться мнением, высказываться, они думают, что это их не касается. Когда же они вовлекаются в процесс обсуждения, то понимают, насколько важно их мнение, ощущают себя гражданами. Это мотивирует личное отношение, ощущение причастности к процессам, происходящим в городе, что очень важно»,  убеждена специалист.

Успешный опыт вовлечения общества есть у городов, которые включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, Бамберга и Зальцбурга, где люди небезучастны, предлагают интересные идеи для развития своих городов. «Когда люди мотивированы, заинтересованы в развитии города, они готовы к тому, чтобы самим участвовать в его жизни, изменять ее. А это способствует развитию коммуникаций, туризма, всего, что связано с продвижением интересов местности, где они живут»,  заключила Алла Сташкевич.

belta.by

Рубрики: Достопримечательности Беларуси

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах