https://www.traditionrolex.com/8
<p>…Во время семинара <strong>«Культурное наследие Беларуси сквозь призму четырех конфессий», </strong>организованного Национальным агентством по туризму, участникам предоставилась возможность увидеть не только сакральные сооружения, но и несколько старинных усадеб.</p>

К примеру, мы смогли полюбоваться отреставрированной в прошлом году усадьбой Козел-Поклевских, что находится в Жлобинском районе, в поселке Красный Берег.

…Трагическая судьба многочисленных дворцов и домов, принадлежавших представителям белорусской знати, уже стала притчей во языцех. Большинство из них находится в крайне плачевном состоянии – гибнут, разрушаются, а от некоторых и вовсе остаются только фундаменты, «подмурки», или просто груда камней. Причин такой ситуации несколько, но главные – равнодушие современников и отсутствие денег, средств, которых почему-то хватает только на бесчисленные ледовые дворцы... Поэтому после осмотра подобных сооружений возникает чувство отчаяния и безысходности. И вдруг – просто подарок судьбы в виде очаровательного усадебного дома, загородной дачки тогдашнего «миллионщика», владельца «заводов, шахт, пароходов» Викентия Козел-Поклевского.  

Проходим через готическую арку, из надписи на которой ясно, на какой территории находится имение.

Идем мимо не блещущих архитектурными изысками зданий колледжа, и вот уже в просвете между деревьями видим уютный красно-белый домик.

Но нет, это всего лишь флигель, в котором жил управляющий имением. Судя по антуражу, устроился совсем неплохо – даже флигель «тянет» на небольшое имение.

Проходим дальше – и теперь уже видим усадьбу во всей красе.

История имения такова: в 1866 году  Красный Берег купил военный инженер полковник Бобруйской крепости Александр Иванович Богородский. В 1877 году военный инженер генерал-майор Михаил Семенович Гатовский купил имение у своего коллеги. Когда его дочь Машенька, Мария – любимица семьи, умница и красавица, вышла замуж, то имение досталось ее мужу Викентию Козел-Поклевскому, наследнику огромной собственности на Урале и в Сибири, созданной неустанными трудами его отца – предпринимателя-миллионера, общественного деятеля, мецената Альфонса Козел-Поклевского, уроженца Лепельщины.

Парадный вход

Это имение проектировали известный российский архитектор Виктор Шрётер и главный садовник Варшавы Франтишек Шаниор. Супруг Марии Михайловны взялся за обустройство усадьбы с энтузиазмом (кстати, на портрете он совсем не похож на воротилу бизнеса – очень интеллигентное благородное лицо). Поэтому это сооружение – разгул фантазии и представляет собой смешение самых разнообразных стилей и эпох: тут и неороманский стиль, и неоготика, и барокко, и классицизм, и ампир... В оформлении «дачи» и всех 36 комнат использовались бронза, венецианский хрусталь, английский фаянс, французский фарфор и даже невероятно дорогой в те времена бетон.

Здесь находилась и богатая коллекция живописи, преимущественно XIX в.: произведения Генриха Семирадского, Ивана Айвазовского и других известных художников.

Теперь здесь устраивают передвижные выставки местных художников...

И что еще отличает эту усадьбу от множества других  все здесь продуманно и сделано с любовью. И на самом деле, как свидетельствуют современники, Мария и Викентий всю жизнь любили друг друга, поэтому и создавали вокруг своеобразную атмосферу.

После революции в усадьбе располагался сельскохозяйственный техникум. Во время оккупации  здесь разместился госпиталь для немецких солдат. Одна из наиболее трагичных страниц в судьбе имения – в одной из комнат находился «донорский отдел», где забирали кровь у детей для переливания и откуда  выносили их обескровленные трупы. И что любопытно: фашисты дом не тронули. Сейчас  существует версия, что какой-то высокий чин присмотрел его для себя лично. Короче, имению повезло.

Позже здесь был оборудован госпиталь для солдат Советской армии. И опять же – обошлось без особых потерь. Впрочем, и в дальнейшем судьба была ко дворцу благосклонна: ни лепнину, ни ковку, ни ценнейшие деревянные потолки, ни уникальные камины последующие хозяева не тронули.

Единственное – аутентичная мебель не сохранилась, поэтому перед организаторами экспозиции встал вопрос: чем заполнить залы и комнаты? Но мир не без добрых людей:  во всех комнатах появилась аутентичная мебель XIX века, которую безвозмездно предоставил гомельский коллекционер  Сергей Путилин. В залах появились антикварные кровати, шкафы-секретеры, комоды, козетки, диваны, кресла, стулья, письменные столы, кухонный и самоварный столики, буфеты, обеденные принадлежности…

Экскурсоводы имения утверждают, что мебель так хороша, что вызывает зависть даже таких крупных музеев, как Мирский и Несвижский замки. Декор комнат дополняют различные подсвечники, французские вазы XVIII века, каминные часы и статуэтки из бронзы и фарфора и многие другие старинные предметы… Разумеется, пока в имении пустовато, но экспозиция все время меняется, так что надежда на полновесное наполнение есть.

Не знаю, насколько эта цифра соответствует истине, но по завершении экскурсии мы узнали, что с марта прошлого года в имении побывало около одного млн человек. Билет на взрослого стоит 3 рубля, на ребенка – 2. Представляете, какую кучищу денег могли бы заработать  и внести в казну государства ВСЕ приведенные в порядок и отреставрированные замки, дворцы и усадьбы? Впрочем, вопрос чисто риторический…

https://www.traditionrolex.com/8