<p>…В нынешнем году мне посчастливилось открыть для себя Германию, доселе не известную. Летом был очаровательный городок Целле, в который невозможно не влюбиться. А недавно во время семинара по производственному туризму довелось увидеть Потсдам.</p>

Прохладным осенним утром забираем на вокзале нашего экскурсовода Юлию, приехавшую специально из Берлина, и едем осматривать город. К сожалению, времени на детальный осмотр у нас нет, и наш короткий «галоп» решено ограничить осмотром двух дворцов и проездом по основным улицам.

Юлия рассказывает, что место, где теперь находится Потсдам, – очень «насиженное», и еще десять тысяч лет назад здесь селились люди. Потом были кельты, германцы, земноны, славяне, гавеляне… Название данной местности – Poztupimi, что, по одной из версий, означает «под дубами» «pod stupa», по другой – «по ступеням», а по третьей – это славянское имя собственное Postapim – появляется еще в 993 году. Довольно долго это поселение оставалось лишь незначительной точкой на карте. Владели им то Аскании, то Виттельсбахи и Люксембурги, а с 1415 года – Гогенцоллерны.  Под их властью городок оставался до 1918 года. Когда Пруссия стала королевством,  Потсдам  продолжал быть  загородной резиденцией прусских правителей.

Пока идет этот рассказ, мы уже подъехали ко входу во дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси. Ежась от утренней прохлады, останавливаемся возле большого макета, на котором можно увидеть всю картину целиком: какую большую площадь занимает комплекс, где расположен дворец, где парк, где находятся фонтаны и пр.

Мы рассматриваем макет, но одновременно пытаемся снимать большую мельницу, стоящую рядом.

Юля это замечает и рассказывает, что когда  король Фридрих Великий, правивший с 1740 по 1786 годы,  задумал возвести здесь свой замечательный дворец и окультурить здешнюю местность, мельница тут уже стояла и успешно работала. Королю строение мешало, оно не вписывалось в общую концепцию ансамбля. Мельнику было предложено убраться по-хорошему. Но он не только не согласился, а пригрозил королю судом, потому что в те времена отношение к частной собственности было трепетным. Был суд или так обошлось, история умалчивает. Однако мельница осталась на своем месте, демократия восторжествовала.

Несмотря на холод, у входа стоит музыкант и играет на флейте. Играет чудесно, да и мелодии очень знакомые. Кстати, Фридрих Великий тоже весьма мастерски играл на флейте, что чрезвычайно не нравилось его деспотичному отцу.

Около колоннады Юлия отмечает, что при правлении этого короля, обладавшего массой талантов и  достоинств, город значительно преобразился в художественном и архитектурном плане, были реконструированы существовавшие здания, построены роскошные дворцы и дворцово-парковые комплексы, которые превратили Потсдам в «прусский Версаль» (король был франкофилом и тяготел ко всему французскому).

Сан-Суси был построен в 1745 году по собственному проекту Фридриха, который точно рассчитал, насколько ландшафт будет способствовать лучшему восприятию дворца.

Под яркими лучами солнца бело-желтый ансамбль выглядит просто великолепно.

Мы проходим мимо ажурной беседки, украшенной масонскими символами,  и направляемся  к могиле короля.

Несмотря на утро, на простой плите уже лежат картофельные клубни. Говорят, что картошка  лежит здесь в любое время года.

Такое странное «украшение» имеет под собой реальную основу. История такова: король решил приобщить народ к поеданию картофеля.

Народ высказал свое «фе»: никогда, мол, не будем мы есть такую гадость. Но Фридрих был не только талантливым музыкантом, поэтом, мыслителем и философом, но и прекрасным экономистом, агрономом  и маркетологом. Он назвал картошку «королевским овощем», высадил на королевском огороде и громогласно объявил, что растение будут охранять. Психология народа везде и во все времена одинакова – запретный плод всегда сладок. Судьба картофеля была решена: через непродолжительное время во всех семьях он стал привычным и обязательным продуктом питания. Рядом с могилой короля находится еще 11 плит: здесь похоронены любимые собаки Фридриха, его бессменные спутники и друзья.

Судьба не баловала Фридриха при жизни: деспотичный отец, нелюбимая жена… Но и после смерти он не обрел желаемого покоя. Король завещал похоронить себя в склепе, который еще при жизни соорудил для себя в Сан-Суси под пьедесталом с фигурой Флоры. Но последняя воля его не была исполнена. Наследник короля, его племянник, сын принца Августа-Вильгельма Фридрих-Вильгельм по прозвищу Шалопай, приказал похоронить Фридриха в гарнизонной церкви в Потсдаме, дескать, негоже королю лежать во дворе. Довольно долго несчастный Фридрих покоился рядом с ненавидимым отцом. И только в 1991 году, наконец, король обрел вечное пристанище там, где хотел.



Юлия обращает наше внимание на одну странность, над которой ломает голову не одно поколение ученых и исследователей. Дело в том, что название дворца на фронтоне написано следующим образом: Sans, Souci (в переводе  без забот), но только через запятую. Какой смысл вложил король, разделяя эти слова, что это значит – до сих пор остается загадкой.

Мы хотим сделать групповой снимок прямо около дворца, но Юлия предлагает спуститься, не оборачиваясь при этом, а обернуться только внизу, оценив картинку. Мы так и делаем. Лестница ведет мимо террас, засаженных виноградом и инжирными деревьями, и снизу все это великолепие – как на ладони.

Снимок получается эффектный...

Внизу переливаются на солнце водные струи фонтана.

Вокруг хороводом выстроились скульптуры. Чем-то похоже на Версаль и в то же время – совершенно оригинально и неповторимо.

Солнце уже нагрело воздух, и дышится здесь легко. Уходить совсем не хочется, но нас ждет знакомство с еще одним дворцом.

Это последний дворец Гогенцоллернов, построенный кайзером Вильгельмом II для своего сына и его жены Цецилии. И  находится он в так называемом Новом саду. Садово-парковый комплекс Новый сад был устроен в конце XVIII века: прусскому императору Фридриху Вильгельму II очень хотелось создать в городе что-то свое. К этому времени Сан-Суси был заброшен и не играл большой роли. Дворец появился перед Первой мировой войной и был возведен в стиле старинной английской усадьбы. А еще полюбившися мне еще в Целле фахверк. Сегодня  половина дворца реставрируется – впервые за 100 лет! Так что оценить его красоту целиком, к сожалению,  мы не смогли.

Место было выбрано очень живописное, и  Цецилиенхоф прекрасно «вписан» в пейзаж. Обратите внимание на клумбу в виде пятиконечной звезды. Эта традиция  высаживать здесь красные цветы  сохранилась еще со времен пребывания советских войск.

Сегодня дворец главным образом связывают с проведением в 1945 году знаменитой Потсдамской конференции, в которой участвовали Сталин, Черчилль и президент США Трумэн, отсюда отдавший распоряжение об атомной бомбежке Хиросимы и Нагасаки.

Говорят, что Сталин, смертельно боявшийся за свою жизнь, ехал в Потсдам  специальным поездом, а по дороге чуть ли не на каждом километре стояли солдаты НКВД. Диктатор привез даже свою мебель, которую и сегодня можно увидеть во дворце. Впрочем, внутрь мы не заходили, а погуляли вокруг, восхищаясь ландшафтом и всякими садовыми прелестями.

После войны Потсдам вошел в советскую зону оккупации Германии. По дороге к Цецилиенхофу Юлия показала нам весьма основательные дома советских бонз, главным образом военных и НКВДистов. В 1990 году после воссоединения Германии и воссоздания федеральных земель на территории бывшей ГДР Потсдам снова стал столицей земли Бранденбург. В 1990 году по совместному заявлению тогда еще двух немецких государств потсдамский культурный ландшафт был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

…Свободного времени у нас остается очень мало: только-только хватает, чтобы бегом промчаться по пешеходной улице.

Зато есть надежда, что можно досмотреть оставшиеся достопримечательности в следующий раз…