Каким должен быть  бренд белорусских агроусадеб?

29.11.2013 - Новости

Автор: Надежда Суслова


Каким должен быть бренд белорусских агроусадеб?

Этот и многие другие вопросы обсуждались вчера на республиканском обучающем семинаре-практикуме «Формирование бренда в сельском туризме Беларуси», который организовали Национальное агентство по туризму, ОАО «Белагропромбанк» и БОО «Отдых в деревне» для представителей органов государственного управления, субъектов туристической индустрии, представителей СМИ.

Обязательной сертификации усадеб пока не будет

Мероприятие открыл директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма РБ Вадим Кармазин, уделивший основное внимание  актуальным проблемам развития агроэкотуризма в нашей стране.  В начале выступления он привел некоторые цифры: за девять месяцев нынешнего года в стране было зарегистрировано 2100 агроусадеб, то есть тенденция к увеличению количества субъектов агротуризма сохраняется. В прошлом году в сельских усадьбах побывало 222 000 туристов, из этого количества 20% составили иностранцы из 59 стран. Сравнение между туристическими компаниями и агроусадьбами по приему иностранных туристов сегодня в пользу сельских усадеб, которые обслужили их на 20% больше, чем в прошлом году, тогда как турфирмы – только на 2%. В 2012 году доходы от агротуризма составили 44 млрд рублей. Вместе с тем, как отметил Вадим Кармазин,  количество агроусадеб должно постепенно перерастать в качество, что происходит медленнее, чем хотелось: «Возьмем такую акцию, как День открытых дверей в агроусадьбах, которая с успехом прошла в 2012 году, когда свои двери отворили более чем 300 усадеб, где побывало около 6000 посетителей. В нынешнем году эта акция прошла очень вяло». По мнению руководителя Департамента, агроусадьбы могли бы более активно пиарить себя на отечественных выставках: «На выставке «Турбизнес–2013» для этого МСиТ предоставил БОО «Отдых в деревне» бесплатную площадь для экспонирования, но почему-то объединение в выставке не участвовало». Для оценки качества обслуживания во всем мире существует сертификация. Этот вопрос чрезвычайно актуален и для белорусских усадеб. Однако вводить некие обязательные стандарты на сегодняшний день очень проблематично: «Усадьба – это частный дом, и пока непонятно, какие критерии должны существовать для сертификации. Конечно, международный опыт нужно учитывать, но усадьбы должны сами решать, нужны ли им «звезды» или нет». Среди актуальных вопросов, на которые ответил Вадим Кармазин, был вопрос об участии агроусадеб в размещении туристов, приезжающих на ЧМ по хоккею: «У туристов должен быть выбор. Кто-то захочет поселиться в пятизвездочной гостинице, а кому-то будет интересен сельский туризм». Вместе с тем размещение – это еще не все: «Следует насытить дни чемпионата какими-то интересными событиями и четко определиться, в какие дня эти события будут происходить. Мы будем верстать календарь мероприятий на время чемпионата, и можно предложенные агроусадьбами события внести в этот перечень».

Что касается изменений в нормативной базе, то сегодня агроусадьбы получили возможность строительства второго дома на одном участке, оформив его как гостевой дом временного проживания, получили право пользоваться прибрежной полосой (но без права собственности). Гораздо сложнее с арендой леса: взять в пользование такой участок могут только юрлица, а владельцы агроусадеб на 93% – частные лица. Пока остается в стадии обсуждения такая злободневная проблема, как деятельность усадеб на территории охраняемых зон. По словам Вадима Кармазина, не нашло поддержки предложение Министерства по налогам и сборам об увеличении ставки налога с субъектов агротуризма. В результате сложных переговоров было решено величину налога оставить прежней, то есть одну базовую величину в год. Департамент по туризму сделал по просьбам владельцев агроусадеб запрос в налоговые службы, чтобы получить разъяснения, как продавать сувениры, которые, по статистике, приобретает 80% туристов. Кроме того, вскоре в усадьбах появятся книги жалоб и предложений, хотя, по словам Вадима Кармазина, за три последних года в МСиТ ни одной жалобы на агроусадьбы не поступило.

Банк по-прежнему продолжает выдавать льготные кредиты

Главный экономист Управления корпоративного бизнеса ОАО «Белагромпромбанк» Вячеслав Горбач еще раз напомнил о программе поддержки агроэкотуризма. Основной формой этой поддержки по-прежнему являются льготные кредиты. Всего с 2007 года выдано 438 кредитов на 22, 6 млрд рублей. Основные этапы получения поддержки банка остаются прежними: это оценка эффективности предоставленного проекта и заключение рабочей группы о целесообразности выдачи кредита. Следующий этап – рассмотрение банком. Правда, есть определенные ограничения – кредиты выдаются только на товары белорусского производства. Нельзя приобрести, к примеру, «моторизированные» товары для спорта и туризма.  В нынешнем году кредиты получили 39 усадеб на сумму 4,6 млрд рублей. Кроме кредитов хозяева агроусадеб могут получить карточку и бесплатно установить у себя платежные терминалы для удобства клиентов. Уже эти терминалы установлены на 23 усадьбах. Осуществляется и информационная поддержка: выпускаются каталоги усадеб, проходят бесплатные обучающие семинары для хозяев, проводятся республиканские конкурсы на лучшую усадьбу и конференции.

Для агроусадьбы бренд – дело очень серьезное…

Такую мысль высказал генеральный директор центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов и привел такие доводы: как правило, бренд – это удел крупных корпораций, поэтому создать бренд для одной агроусадьбы – это очень нелегко. Для этого понадобится серьезная подготовка, состоящая из нескольких  этапов: сегментация целевой аудитории, позиционирование, создание продукта, продажа, коммуникации, лого, фирменный стиль и стратегия. Составляющими бренда могут быть даже запахи и звуки. По мнению эксперта, владельцы агроусадеб часто делают ошибку, утверждая, что они «работают для всех». Необходимо сразу определиться, кого они хотят видеть в качестве гостей  – семьи с детьми, рыбаков, охотников, молодежь, пожилых людей и пр. Когда определен сегмент, нужно определить его емкость, то есть рассчитать, сколько приедет в усадьбу рыбаков или бёрдуотчеров. Для того, чтобы создать уникальный турпродукт, необходима уникальная идея, способная развиваться. К примеру, можно разработать такую цепочку: болото, стрелы, царевна-лягушка – конкурс красоты и пр. Во время выступления Анатолия Акантинова поступило предложение из зала разработать общебелорусский бренд для сельского туризма. Специалист усомнился в эффективности подобного бренда и подчеркнул, что более эффективным должен быть бренд локальный.

Туристов в агроусадьбах привлекает прежде всего национальная кухня

Так, и не без оснований, считает аспирант истфака БГУ Елена Антонович: «Туристы готовы отказаться от многих развлечений и услуг, но от национальной кухни они отказаться не могут. Сельский туризм без кухни невозможен». На белорусскую кухню, ее формирование повлияли многие факторы. К примеру, сезонность. Никому из хозяев агроусадеб не придет в голову зимой накормить гостей холодником. Повлияли и социально-экономические факторы, например,  соседство с другими государствами и сословные различия, когда, скажем, на кухню простолюдинов оказывала большое влияние еврейская кухня. Кроме того, это региональные различия, когда в разных регионах Беларуси одни и те же блюда называются по-разному. Картофельную бабку называют и драница, и гопа, и торкованка и пр. Региональная кухня – это не только краеугольный камень туристических трапез и часть местной культуры, но и основа для гастрономических туров. Белорусская кухня основана на трех «китах» – экологически чистые продукты, здоровая и вкусная еда и сохранение традиций. К сожалению, по мнению эксперта, белорусская кухня до сих пор не оформлена в единую систему, на нее наложило отпечаток общее социалистическое прошлое и она, как и другие кухни, подвержена действию глобализации. Исчезли старинные названия: приварки (основное блюдо), закрасы (украшение блюда – мясо, грибы, рыба), заколоты (мачанки, затирки), прысмаки (добавки, приправы) и пр. Поэтому зачастую в агроусадьбах национальная кухня представлена очень однобоко и ограничивается, скажем, драниками. При этом возможности для расширения ассортимента блюд очень велики. Кроме того, необходимо учитывать особенности туристов, приезжающих из разных стран. В качестве примера хозяйка усадьбы «На Заречной улице» Алла Поликарпук рассказала историю о туристке из Японии, перед которой она поставила разнообразные блюда – и картофель, и драники и пр. Решила, что гостья сама выберет, что ей по вкусу. Через два часа хозяйка забеспокоилась и решила посмотреть, что делает за столом так долго гостья. Оказалось, она съела все! Потом выяснилось, что в Японии принято в гостях съедать все, чтобы не обидеть хозяйку, и даже просить добавки. В другом случае гости из Европы отказались есть непривычный для них холодец.

Иногда из-за обилия мебели в комнате просто невозможно дышать…

Доктор архитектуры, профессор, член жюри конкурса на лучшую агроусадьбу  Сергей Сергачев рассказал о своем видении интерьера агроусадьбы, который играет очень важную роль в создании бренда. «Интерьер – это внутреннее пространство усадьбы, и его нужно тщательно готовить», – отметил эксперт. Кроме того, необходимо композиционное единство, которого можно достичь разными путями. У туриста должно создаться ощущение домашнего уюта, а если все детали интерьера разноплановые, да еще и разная цветовая гамма, то этого ощущения не будет. Сергей Сергачев выделил три стиля, характерных для отечественных агроусадеб. К примеру, традиционный стиль, который, как правило, можно найти в обычном деревенском доме. Это старинная мебель, домашние коврики, на стенах – традиционные украшения. Однако существует опасность «перегруженности»: комнаты, как правило, небольшие, и хозяева норовят туда запихать какие-то образцы утвари, прялки, сундуки и пр. Возникает проблема с вентиляцией, и часто в таких комнатах просто нечем дышать. Часто меняют старые окна на стеклопакеты, которые вообще не пропускают воздух. В результате могут появиться сырость, плесень и прочие «радости». В усадьбах можно найти и классический стиль, с использованием массивной магазинной мебели и обустройством общей комнаты. Стиль модерн предусматривает «перетекание» одной комнаты в другую, большие пространства, отсутствие пластика. Вместе с тем современный интерьер не исключает отдельных элементов старины – прялки, сундука, колеса от телеги и пр. Важным местом в интерьере является кухня или столовая. Эти помещения можно использовать как составную часть аттракции, показать, как готовятся блюда или даже организовать участие туристов в этом процессе. Не менее важны санузлы и ванные, которые зачастую выбиваются из общего замысла и контекста усадьбы. Но какой бы стиль ни выбрали хозяева агроусадьбы, главное, чтобы он отличался, был оригинальным и узнаваемым.

Если в усадьбе есть только самогон и гармошка, это туристам неинтересно…

Такое мнение высказал директор компании «Колесо путешествий» Евгений Апанасевич, рассказывая об организации анимации в усадьбах. «Приезжают туристы в усадьбу, их встречают самогоном и гармошкой, и так в одной усадьбе, в другой, в третьей…Гости спрашивают: «Что, ничего другого придумать нельзя?» На самом деле, утверждает эксперт, в каждом регионе свои интересные фишки  и традиции – как встречать гостей, какие легенды им рассказывать, как развлекать,  и привел пример, как он привез высокого гостя в одну из усадеб, а хозяин говорит – вот кровать, вот туалет, вот кухня. После такого приема гость начал замечать все недостатки. Хозяин – это человек-оркестр,  считает Евгений Апанасевич, и должен сделать для туристов все возможное. А многие даже не хотят переодеваться в национальные костюмы, стесняются, считают, что анимация – это лишнее. Эксперт рассказал о том, как устроил собственную свадьбу в агроусадьбе для 200 гостей и как получилось интересно: выкуп невесты, проводы жениха… Самое интересное в анимации в агроусадьбах – вовлечение в процесс максимального количества гостей. Если полноценную анимацию устроить не удается, то можно внести в пребывание отдельные элементы. Например, гостям из России предлагают перевести на русский язык белорусские пословицы. Или дается задание – сочинить тост на белорусском языке. Очень много говорится, что можно туристам предложить более тесное общение с животными, кормление, дойка и пр., но на практике мало кто это использует.

Пчелы, страусы, валенки… –  все это может стать основой для агротуристического турпродукта

Консультант БОО «Отдых в деревне» Наталья Борисенко в своем выступлении отметила, что оригинальный турпродукт в агроусадьбах может базироваться на местных достопримечательностях и ресурсах и разнообразных фишках. Сегодня их достаточно много: это и колядные вечера, и пчелы, и лошади, и активный туризм, и природные объекты, и страусы, и шаповальство, и различные обряды. Созданы все предпосылки для осуществления концепции «Колесо впечатлений», включающей и различные чувства, доступность, образовательный момент и т.д.

Заключительным блоком семинара стал блог, касающийся продвижения агроусадеб, в том числе и в интернете: создание собственных сайтов, размещение информации на сторонних тематических ресурсах и в социальных сетях.

Со своими презентациями выступили хозяева агроусадеб «Мир пчел» и «На Заречной улице» Василий Фролов и Алла Поликарпук.

Рубрики: Сельский Туризм

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах