Китайские сувениры вытесняют с полок товары отечественных производителей

29.11.2014 - Новости

Китайские сувениры вытесняют с полок товары отечественных производителей

«Несколько лет назад в Праге мне попался красивый колокольчик с изображением собора Святого Вита. Через год нашлось точь-в-точь такое же изделие, но уже в венгерской столице с картинкой «Рыбацкий бастион». В австрийском городе Грац увидеть то же самое с видом на главную площадь уже было как-то совсем неприятно. Когда штамповка встретила меня на набережной Венеции, стало ясно: от вездесущего китайского ширпотреба в Европе не скрыться», – пишет Татьяна Шеламова в газете «Вечерний Брест».

Активное взятие китайским сувениром туристических центров докатилось и до наших широт. Сегодня в магазинах города на одной полке с изделиями белорусских мастеров красуются тарелочки, магнитики, колокольчики с изображением Бреста, Беловежской пущи, Брестской крепости-героя и других достопримечательностей области. Стоимость иностранной копии практически не отличается от цены на изделия отечественных умельцев. Ко всему, во многих торговых точках не разберешь, какая вещь сделана белорусскими руками, а что привезено из Поднебесной.

– На мой взгляд, в этом есть некий обман, – рассуждает директор ООО «Центр молодежной инициативы» Василий Борисов. – Турист, посещая нашу страну, желает приобрести подлинный белорусский сувенир. Вместо этого покупает штамп, сделанный в Китае. За все время торговые организации ни разу не потребовали обязательный для всех производителей сертификат, который выдает торгово-промышленная палата. Именно этот сертификат является документом, подтверждающим белорусское производство товара.

Мастерская «КерамАРТ» в структуре Центра молодежной инициативы была создана 10 лет назад. Проект был профинансирован Всемирным банком как социальный – в помощь организации рабочих мест для молодых инвалидов. Год спустя Центр начал сотрудничать с компанией «Рослаген», занимавшейся развитием социальных кооперативов в Швеции. Европейские партнеры предложили на выбор несколько направлений деятельности для людей с ограниченными возможностями: ткани, стекло, керамика, плетение из лозы, работа в кафе, другие услуги. Брестчане остались верны керамике, с которой начали. Правда, технологии изготовления многих изделий с помощью шведских друзей вышли на иной уровень.

Очень скоро магниты, тарелки, чашки и другие изделия от «КерамАРТ» стали покупать по всей республике. Их можно увидеть в торговом доме «На Немиге», в минском ГУМе, Национальном парке «Беловежская пуща», Ружанском дворцовом комплексе Сапегов и многих других крупных торговых точках и музеях страны.

Но в прошлом году предприятие обратило внимание на значительное снижение продаж. Китайский аналог стал активно теснить с полок белорусский сувенир. Торговля на такой эффект «дружбы народов» только разводит руками, мол, нам не интересно, что происходит у производителя: китайский товар ярче, его и покупают.

Вступив в сеть социальных кооперативов Skoopi, сотрудники «КерамАРТ» стали частыми гостями шведской столицы. Каждый раз, оказываясь в Стокгольме, брестчане знакомятся с новыми направлениями производства сувениров и, конечно, посещают сувенирные лавки и целые улицы исторического центра – Гамла Стан (Старый город).

Тот, кто бывал в Стокгольме, знает: большинство сувенирных лавок в Старом городе продают китайские копии национального шведского сувенира. А сувениры, сделанные шведскими мастерами, реализуются в иных магазинах. Их, кстати, легко найти по неброским витринам и качественному товару. Вроде все тот же символ Швеции – веселый лось, а сразу угадаешь, в чем есть душа, а где – пустое. Воспитанные, улыбчивые, приветливые шведы никогда не допустят, чтобы в одном магазине продавались изделия местных мастеров и китайская штамповка. Это нечестно как по отношению к своим умельцам, так и к туристам.

С некоторых пор брестчане присоединились и к Балтийской сети социальных инициатив, в которую входят организации не только Швеции, но и Польши, Эстонии, Литвы. Солидарность – продекларированная основа отношений всех участников движения. Однако соседи-литовцы на фоне самых нежных приятельских связей доказали, с каким трепетом они относятся к своему национальному сувениру.

Аналогичная брестской литовская организация имеет собственный сувенирный магазинчик, где реализует свою продукцию. Когда наши попытались предложить коллегам продавать изделия с клеймом «КерамАРТ», партнеры вежливо отказались. И дело даже не в конкуренции – проявилось особенное отношение к национальному сувениру как хранителю литовской бытовой культуры. Не принято в Литве на одну полку ставить национальный сувенир и made in.

Рубрики: Проблема

Страны: Беларусь


Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:
:
Для редактирования комментария осталось 10 минут

Новости по теме:

Турнавигатор

Вся история белорусского турбизнеса в газете «Туризм и отдых»   |   Активный отдых   |   Калькулятор отдыха   |   Горные лыжи   |   Агротуризм   |   Путеводитель   |   Экзотические направления   |   Путешествия по Беларуси   |   Самые оригинальные бани на белорусских агроусадьбах