https://www.traditionrolex.com/8
<p><span style="line-height: 20.7999992370605px;">Знакомство с Барселоной я начала словами: «Хочу жить в центре, чтобы ходить только пешком!» И услышала в ответ: «Барселона создана как раз для этого!» Так и получилось: весь город, такой гармоничный, будто построенный в один день, открывался каждое утро в точном соответствии с картой и в столь же приблизительном, даже беспорядочном блуждании вокруг да около. В этом была своя прелесть: дойти по «нашей» Travessera de Gracia до Саграда Фамилия и в противоположную сторону – на Carrer d’Olot, в Парк Гуэль.</span></p>

Часть 1 читайте здесь

Хотя справедливости ради нужно сказать, что прекрасно вас туда доставит «синий маршрут» Barcelona Bus Turistic, если ходить уже нет сил и в парке хочется просто отдохнуть.

Парк Гуэль – особый диалект каталонского

С 1984 года Парк Гуэль охраняется ЮНЕСКО как объект мирового культурного наследия, поэтому посещение его регламентировано: на площадке со знаменитой скамейкой достаточно строго – 30 минут с отметкой на билете (8 евро), из расчета 400 человек в течение получаса. Можно погулять подольше в собственно парковой части, отдельно заглянуть в небольшой музей Гауди, побродить по наклонным пандусам и Портику прачки с «пьяными» колоннами, в очередной раз постоять, открыв рот, в гипостильном зале с его невероятным потолком. После всех этих чудес лестница с шишечками, бутонами и фонтаном в мавританском стиле «мудехар», мелкие гроты, пещеры и каменные пальмы уже воспринимаются как должное.

Наконец долгожданная скамейка. Сколько я о ней читала! А в Барселоне узнала, что у Гауди были последователи и соратники, например Жозеп Мария Жужоль, он тоже работал в Парке Гуэль, как и Франсеск Беренгер, Жули Батльевель. Восторги от городской гармонии хорошо обдумать именно в парке, ведь в Барселоне порядка тысячи зданий в стиле арт-нуво, гением которого был Гауди. И его любимая отделка битой керамикой тоже стала общим стилем – это «тренкадис», одержавший победу в этом парке, на изящной скамейке, простой и великолепной одновременно.

Она обрамляет большую смотровую площадку: вписана в ландшафт, окружена деревьями и обращена к морю. Вы смотрите на Барселону с хорошей высоты – не птичьего полета, но достаточно удаленной, чтобы не только смотреть, но и видеть что-то очень важное…

Классическая была бы тема, если бы не пространство, как бы вложенное в ладонь этой скамейки, она тут доминанта – извилистая, вычурная, вся в складочках в форме раковин. Цвета, затейливые изгибы – все без повторений… То ли это «детский лепет», то ли собственный визуальный язык Гауди… Он, кстати, говорил только на каталонском и даже звал переводчика, когда нужно было общаться с испанскими рабочими.

В путеводителе сказано, что Гауди не просто вписывал плоды своего воображения в пейзаж, но и планировал виадуки, дорожки, систему сбора воды и разграничение участков вполне прагматично. Вместе с тем его архитектура гораздо ближе скульптуре, ваянию – даже Саграда Фамилия строилась не по чертежам, а по эскизам. По наброскам! Как это может быть? А вот может, поэтому строительство и остановилось на 20 лет (уже после Гауди), когда все это сгорело во время пожара, ведь наброски он делал прямо на месте, в храме.

Парк тоже не был достроен (1900–1914) так, как хотел этого постоянный заказчик и друг Гауди Эусебио Гуэль – промышленник, разбогатевший в Америке. Его бизнес-проектом был жилой поселок для 60 богатых семей, но нужного числа клиентов не нашлось. Место было выбрано роскошное, и застроить предполагалось не более шестой части парка, чтобы не разрушать микроклимат. Сейчас бы такой замысел назвали «зеленой архитектурой», но он оказался слишком дорогим. В 1914 году Гуэль принял решение остановить строительство, а после его смерти наследники предложили парк мэрии Барселоны.

Под сводами гипостильного зала  (там, где солнечные лучи и тени совершенно преображают пространство) вспоминаются афоризмы Гауди. Например, мысль о том, что «архитектура есть распределение света». Когда его спросили, зачем нужна такая сложная отделка на высоких шпилях, где ее никто не увидит, он заметил:«Их будут разглядывать ангелы». А на упреки в медлительности ответил так: «Мой клиент не торопится».

Очереди, которые не раздражают

Это я о музеях. Вообще, их в Барселоне очень много. Но для основных есть специальная карта «1 билет – 6 музеев». Она никак не связана с билетами Barcelona Bus Turistic, но их очень удобно совместить. Карта (30 евро) предлагает посетить Центр и Музей современного искусства CCCB и MACBA, Национальный музей искусств Каталонии, Музей Жоана Миро, Музей Пикассо и Фонд Антони Тапиеса. Сама карта содержит адреса, фотографии и небольшие тексты о музеях; еще один плюс в том, что вам дается право на посещение не только постоянных экспозиций, но и выставок. А их, поверьте, достаточно: в «мою» неделю это был мировая знаменитость Ай Вэй Вэй, World Press Photo 2014, глобальная Big Bang Data (о том, каким будет конец света с энергетической, моральной, естественно-научной, политической точек зрения). И если продолжать тему афиши, вспоминаются оперная и хореографическая Гала Фламенко, 21-й фестиваль независимого кино. Но вернемся к музейной карте.

Действует она в течение 3 месяцев, а в принципе, все это можно освоить без особой спешки даже во время небольшой поездки, дней за пять. И если вы запланируете всего 3–4 музея, карта все равно окупается. Потому что стоимость билетов здесь не маленькая: 11 евро – Музей Пикассо, 6 евро – CCCB.

Чтобы уже закончить с очередями, упомяну еще две аттракции Барселоны: велосипедный и вертолетный туры. Не то чтобы здесь толпился народ – они стоят 22 евро и от 50 до 300 за полет над городом и его окрестностями. Но и они востребованы!

Немного гаспачо под холодным дождем

Барселона бесконечно наполнена кафе и ресторанами, но национальные блюда предлагают далеко не везде. На мой взгляд, вполне, впрочем, поверхностный, победила все же итальянская кухня – пицца, паста, спагетти и т. д. Ее считают средиземноморской, а любовь к морепродуктам объединяет весь регион, поэтому особых кулинарных впечатлений от Барселоны у меня не много. Очень хороши разнообразные тапас (закуски) – полный набор: с мясом, сыром, овощами, рыбой, грибами и т. д. Секрет в том, что их основой служит полоска серого зернового хлеба с кунжутом, и она особым образом подготовлена: чуть-чуть оливкового масла, чеснока и томатов.

Моя личная практика свидетельствует, что отличные кафе имеют Центры современного искусства, и Барселона не стала исключением. Здесь под названием «мармитака» мне удалось попробовать очень вкусное горячее блюдо с тунцом. И вот здесь есть национальная история: белый тунец bonito занимает отдельное место в кухне Страны басков. Он водится только в холодных водах Атлантики, ловят bonito не сетями, а только на удочку. На прилавках белого тунца можно увидеть прямо с обрезками лески во рту. Жарят его на раскаленной сковороде – это и есть основа мармитаки. А благодаря соусу по консистенции она напоминает густой суп из картофеля, красного мясистого перца, томатов и лука.

Что же касается гаспачо, то в любом путеводителе вы найдете справедливое утверждение: «в жаркий летний полдень прекрасно освежает гаспачо – холодный томатный суп с пряными травами». Но не судьба, этот гаспачо мне случился в сырой, холодный день, в угрюмом Готическом квартале. Но как было не попробовать его в Барселоне?

Рецептов гаспачо известно много: помимо классического, с томатами, гаспачо бывает зеленым, желтым или белым, Андалузским и йогуртовым, с сухариками и чесноком, с креветками, с крутонами. Цвет зависит от добавок: это могут быть, например, авокадо, миндаль или огурцы. Три вида уксуса используются в этом супе: хересный, винный, яблочный. Плюс минеральная вода без газа.

В общем, наблюдая дождь на фоне готики XIII–XV веков, но, по греческой привычке, в хорошем ресторане с полотняными скатертями, пробуем каталонский гаспачо.

Он очень пикантный, но сбалансированный – наверное, в этом вся тонкость.

Если повторить классический рецепт дома, то половину помидоров, огурец, перец и лук нужно измельчить в комбайне до состояния пюре. Добавить томатный сок, кинзу, уксус, оливковое масло и чуть-чуть соуса табаско. А потом оставшиеся овощи (помидоры очистить от семян) нарезать и отправить туда же. Плюс соль и перец, хорошо перемешать и в холодильник минимум часа на 2.

Странно, что он согревает в холодную погоду – за счет остроты и, возможно, яркого красного цвета.

Но! Хочется добавить, что продуктовые магазины и лавочки прекрасно сэкономят вам ресторанный бюджет. Например, легендарный хамон – сыровяленый свиной окорок, которому посвящена отдельная глава испанской кухни, – продается во многих местах. Как и прекрасные овощи, зерновой хлеб и сыры. Десерты, правда, здесь слишком сладкие, а вот кофе – отличный!

Место, обязательное для посещения, – Музей Пикассо

Признаюсь, я не самый увлеченный поклонник его творчества, но Музей Пикассо оставляет на редкость сильное впечатление.

В 4 cтаринных дворцах с переходами и галереями находятся 4250 работ художника – от юношеских карандашных набросков до поздних керамических серий. В средневековом готическом дворце Berenguer de Aguilar Музей открылся – это расположение было очень важным для понимания авангардного искусства, созданного в Барселоне, для ощущения художественной жизни этого города. На тот момент (9 мая 1963 года) это была «Коллекция Сабартеса», друга юности Пикассо и секретаря в более поздние годы. После его смерти Пикассо в знак уважения к другу и любви к городу передал музею еще около 2450 полотен, гравюр и рисунков, 141 работу из керамики.

В итоге, и в этом, пожалуй, основное отличие музея, экспозиция очень точно и развернуто выстраивает линию жизни, развитие образов, движение поиска Пикассо – художника и человека.

В основном все туристы здесь пользуются аудиогидами: 50 произведений искусства – 50 остановок с подробнейшим текстом. Если вы помните только «французского» Пикассо – «Гернику» или смещенные глаза на лицах моделей, вам будет интересно узнать, что художник был сыном учителя рисования и с классической школой у него все в порядке; что голубой период на самом деле очень мрачный, полон мыслей об одиночестве и смерти; а «Менины» и серия с голубями вдохновлены драматическими образами Веласкеса.

У Пикассо огромное творческое наследие, но повторюсь: нигде я не видела такого системного, последовательного показа его работ, как в Барселоне. Нужно очень постараться, чтобы уйти отсюда безучастным, непосвященным в таинство настоящего, высокого искусства!

Прощаться с Барселоной не хочется. Я бы посоветовала в последний день путешествия ничего не планировать, просто побродить по площадям или улицам в районе Эшампле или поближе к порту. Куда получится, куда подскажет интуиция. А приехав домой, не убирайте далеко карту – она вам точно пригодится, ведь в Барселону влюбляешься!

https://www.traditionrolex.com/8