<p>Наше знакомство с Батуми началось не с самого города, а с его окрестностей. Ботанический сад и Чакви, Сарпи, крепость Гонио, водопад Махунцети, арочные мосты эпохи царицы Тамары – все звучало очень романтично. А в целом так и получилось.</p>

Прогулки по окрестностям

Если есть на земле воплощение рая, то в нашем случае «оказаться в раю» означало пережить ночной перелет и прийти в сознание в Батумском ботаническом саду. Уже утром мы действительно попали в сказочное место, за которым последовали не менее волнующие открытия.

Конечно, горные селения, леса и реки раем не назовешь. Но именно они произвели на меня впечатление, которое можно охарактеризовать как культурный шок. Водопады, густые заросли… Рыжие коровы – там, где есть возможность пастись не очень высоко… Быстрая горная река Чорохи, яркое солнце и прохладный ветер, довольно сильный, чтобы смело переходить реку по мосту. А арочные мосты, на минуточку, IV–VIII веков. Их появление связывают с именем царицы Тамары. На протяжении всей своей истории их укрепляли, камни вулканического происхождения дополняли более молодыми, но факт тот, что они сохранились в рабочем состоянии и сейчас. Всего таких в Аджарии 25. Мост, который так меня вдохновил, – Махунцети, самый крупный. Недалеко от 30-метрового водопада.

Небольшой винный завод с мини-музеем и рестораном… Когда все впечатления объединяются, кажется, что мир вокруг – это место для медитации, подаренное прекрасным Творцом.

Крепость Гонио – совсем недалеко от города, всего 12 км. Высокие стены, благородные развалины: туристы останавливаются перед первыми же старинными камнями. Да и как не замереть перед такой историей: Древний Рим, Византийская империя (VI–VII века) и позже Османская (XVI век). Это единственное место на территории Аджарии, где полностью сохранились все три культурных слоя, и одно из старейших поселений Грузии. Здесь всегда была военная цитадель стратегического значения, поскольку расположена крепость на входе в ущелья рек Чорохи и Аджарисцкали. Позади – горы, впереди – море, которое в те далекие времена подходило ближе к пятиметровым стенам. Площадь крепости – около 4 га, сохранились стены нескольких казарм и сельскохозяйственных построек. Чуть в стороне – дошедшие до нашего времени фрагменты римского и византийского водопроводов. Внутри крепости есть небольшая экспозиция археологических находок и могила апостола Матфея. Активные раскопки здесь начались в 1960-х годах, и до сих пор работают международные проекты.

Ежегодно, в конце августа, известная грузинская скрипачка Лиана Исакадзе проводит в Гонио двухдневный фестиваль «Ночные серенады».

Глядя на территорию Гонио, поневоле вспоминаешь Крево. Ведь всего-то и нужно: входные ворота, естественная зелень внутри (здесь есть еще аллея), древние стены со ступенями и нишами только укреплены; и никаких реконструкций, никакого новодела! Да, еще пара информационных щитов и контейнер для мусора.

Ненадолго останавливаемся в Сарпи, небольшом курортном местечке с мелкогалечным пляжем. От Батуми – 20 км, вдоль шоссе кое-где натянута сетка – это защита от камнепада. Коттеджи и инфраструктура Сарпи новые, в числе услуг – прогулки на парусной лодке и скутере. Но фишка в том, что комплекс находится вблизи грузинско-турецкой границы. Терминал небольшой, но обе страны маркировали себя буквально в нескольких десятках метров друг от друга: на грузинской стороне – церковь, на турецкой – мечеть. Турки в Батуми любят отдыхать, но не только: делают инвестиции и вообще активно участвуют в экономике. Переход границы для местных жителей – упрощенный.

До 2005 года сюда ездили только маршрутные такси, сейчас можно добраться на рейсовом автобусе, который ходит по центральным улицам и кольцевой дороге точно по расписанию, с интервалами 12–15 минут.

Иногда мне кажется, что Батуми – город-подросток

Во-первых, потому, что Батуми, который мы видим сегодня, стал таким в течение последних 10 лет. Реставрация и реконструкция старых кварталов, городская инфраструктура, обновленные концертные залы и учебные заведения, площади и гостиницы, тротуары и канализация, Новый бульвар и велодорожки – все это появилось после 2005 года. Небоскреб Radisson Blu Batumi и строящийся «Кемпински», Башня алфавита и Дом юстиции рядом со старыми кварталами выглядят как космические объекты, и я затрудняюсь определить, в каком архитектурном стиле они выполнены. Главное, что все грандиозны, с яркой вечерней подсветкой, все видны издалека и запоминаются. Кстати, Башня алфавита – объект как будто бы без определенной функции, но его форма повторяет структуру молекулы ДНК и оформлена 33 буквами грузинского алфавита. Всматриваешься и понимаешь, для чего этот объект существует.

Когда строительство всего гостиничного комплекса будет завершено, вероятно, его облик станет более сбалансированным, но я очень удивлюсь, если амбиции молодого Батуми будут удовлетворены. Скорее всего, здесь придумают еще что-нибудь совершенно неожиданное.

А в чувстве юмора батумским архитекторам и инвесторам, проекты которых они утверждают, уж точно не откажешь. Например, в том же направлении Нового бульвара строится отель – копия Колизея. Уже сейчас это выглядит просто ошеломляюще, а он ведь еще не закончен и не подсвечен, как это происходит со всеми новыми объектами. Есть среди новых зданий копия Александрийского маяка, есть сады Семирамиды. Одна новостройка, видимо, тоже гостиница, – откровенный привет Гауди, с искривленными линиями, смещениями, плывущими балконами. ЗАГС на набережной представляет собой раковину, светлую, причудливую, меньше всего похожую на госучреждение. Видели мы молодоженов с группой поддержки и в Доме юстиции, но об этом стоит рассказать отдельно.

Рассматривать все эти чудеса эклектики в городе, где история начинается от поселений VIII в. до н.э., – откровенное удовольствие.

Туризм винный и гастрономический

Если первое направление разрабатывается Департаментом по туризму как одно из приоритетных, второе я добавила бы сама, причем на самых серьезных основаниях.

С Винным домом мы познакомились в муниципалитете Хелвачаури, а гастрономические радости ждали нас буквально за углом гостиницы. Нет, в Radisson, конечно, завтрак прекрасный, но побывать в Аджарии и ограничиться европейской кухней было бы непростительно.

Итак, традиции виноделия. По уверениям знатоков, они родились на грузинской земле одновременно с людьми. Именно здесь найденным виноградным косточкам 7000 лет, а уж сосуды для вина времен античности – совсем не редкость.

На сегодняшний день это более 500 видов лозы, только в Аджарии – более 40 культурных сортов винограда и, соответственно, сортов вина. Если вы выберете винный тур по Аджарии, вам предложат посещение семейных домов, где можно увидеть быт местных жителей, осмотреть виноградники и винные погреба, продегустировать вино и получить удовольствие от традиционной кухни. Народная музыка, которая сопровождает застолье, помогает понять и эту страну, и гостеприимство людей, которые веками складывали ее культуру своим трудом, душой, близостью к природе.

Центральное место винных маршрутов – Аджарский винный дом. Он находится в 20 км от Батуми в ущелье Аджарисцхали и был открыт в 2011 году специально для популяризации местного виноделия. Поэтому в его комплекс входят виноградник, небольшое предприятие по производству вина, ресторан, где можно не только попробовать вина и кухню, но и приобрести вино. На территории винного дома есть и исторические артефакты: например, старинная каменная емкость «сацнахели», где в XIV–XV веках давили виноград. В специальной одежде, с песнями (разумеется, это был особый ритуал). Можно посмотреть и «квеври» – зарытые в землю большие глиняные сосуды для выдержки и хранения вина. Считается, что так поддерживается не только нужная температура, но и связь напитка с почвой. Симпатичная штука «канци» – вычищенный, вываренный и отполированный рог для питья вина. Огромные бочки из цельного дуба, как и множество других приспособлений, инструментов и секретов, до сих пор используются в селах, где делают вино по старинным технологиям.

Только здесь, на границе с Кедским муниципалитетом, производят много столового белого вина «Цоликаури» (70 %) и немного сухого розового (8 %). Это «Чхавери» – из уникального сорта винограда, который не дает большого урожая и даже был близок к исчезновению. Созревает он медленно и поздно, в декабре, собирают мелкие ягоды после первых заморозков. На заводе Аджарского винного дома он называется «Порто Франко».

Интересно, что услуги семейных винных домов, как и сельских гостевых, не сертифицируются. Но в Аджарии действует система «тайного гостя», что дает возможность провести экспертизу реальную и самую качественную.

Что касается аджарской кухни… Аджарская кухня – это не менее 150 блюд, но нет человека, который не был бы наслышан о хачапури. Это блюдо, которое ешь, а меньше не становится. Едят хачапури руками: сначала в лепешку, в центре которой запечен сыр и яйцо, кладут сливочное масло, и все это перемешивают. Потом нужно руками отрывать небольшие кусочки по краям и обмакивать их в сырную серединку. Потрясающе вкусно, но очень сытно. Поэтому заказывать рекомендую одну порцию на несколько человек.

Что еще вспоминается? Синори – рулетики из тонкого теста (типа лаваш) с творожно-чесночной массой. Несколько сортов помидоров. Салат, в котором только ломтики огурцов и острого перца, с орехами и творогом. Все это не вполне наш творог, а местный продукт под названием каймагхи. Он напоминает одновременно сливки, сметану и зерненый творог.

Сразу мне понравились пхали – это кинза, измельченная с орехами и чесноком, в виде небольших шариков. Украшают их зернами граната. После первого же обеда я стала пробовать пхали в разных ресторанах и обнаружила варианты: например, пхали со шпинатом, со свекольными листьями.

Баклава – версия штруделя с орехами. Ее оказалось очень удобно везти в Минск: баклава изначально суховата и не черствеет. Прекрасно сопровождает кофе; как правило, его здесь варят по-восточному, то есть в турках на песке.

Мы были, вероятно, в лучших ресторанах Батуми: «Аджарский дом», «Старый бульвар», но ресторанов и кафе тут невероятное количество. В «Ретро» мы увидели, как жарят хачапури в настоящей печи. Прямо на набережной нас ждала «Золотая рыбка» с отличным меню морепродуктов и традиционно приготовленной рыбой. В Батуми любят форель, которую ловят в горных реках, морскую кефаль и хамсу – мелкую рыбку жарят целиком и выкладывают на блюде веером. Во всех ресторанах есть маленькие дворики с цветами, или фонтанами, или декоративными скульптурами. Всюду отличные интерьеры, современные, но очень колоритные. Батумцы, без сомнения, любят все это и сами!

Сердечная благодарность Батумскому департаменту по туризму в лице Нино, организатора поездки, и нашего гида Юрия, который знает все деревья в ботаническом саду, все дома в Батуми, все камни в крепости Гонио, все блюда аджарской кухни и еще массу всего интересного. В течение трех дней он с улыбкой выдержал массированную атаку бесконечных вопросов от группы белорусских журналистов.